И ТУТ ПОЯВИЛСЯ ОСТИН

Вилен Люлечник

Вилен Люлечник родился на Дальнем Востоке. Окончил военное училище, затем заочно институт. Защитил научную диссертацию. Преподавал в высших военно-учебных заведениях. Уйдя в отставку с военной службы, заведовал кафедрой политологии и права в Калининградском техническом университете. Автор ряда научных статей и учебных пособий. Кандидат исторических наук, доцент, полковник. В Америке с 1994 года.

Колонизация Техаса – интереснейшая страница в истории США. В советской литературе она освещалась с так называемых «классовых позиций», что весьма затрудняло знакомство с подлинными событиями того времени. Правда, в работах Н.Болховитина и М.Альперовича эти проблемы освещались довольно подробно. Но, на мой взгляд, наиболее интересным можно назвать исследование Н.Потоковой «Причины и характер североамериканской колонизации Техаса (1821 – 1835)». Сопоставление документов и фактов приводит к однозначному выводу: присоединение Техаса к США было явлением вполне закономерным, хотя сама Потокова стоит на несколько иных позициях. И это естественно. В те времена, когда была опубликована ее работа, взаимоотношения между СССР и США были далеко не лучшими.

Все дороги ведут в… Техас

Техас – слово индейского происхождения, означает союз дружественных племен. Отсюда и девиз Техаса – слово «дружба». Техас был открыт и исследован испанскими путешественниками в 1519 – 1542 гг. В 1820 году там было всего три поселения, четыре действующих миссии и не более полутора десятков ранчо. Испанские власти считали, что на территории Техаса, площадью почти 218 тысяч кв. километров, проживала всего 21 тысяча человек, в том числе 7 тысяч американцев. В это число не включали 14 тысяч индейцев. Переселенцы из США появились в Техасе в конце ХVIII – начале ХIХ веков. Колонизация этой территории, на мой взгляд, стала результатом естественного и неизбежного продвижения американских пионеров. Неизбежным было и столкновение двух культур – англосаксонской и латинской.

Попытки Мексики усилить контроль над Техасом вызывали отпор со стороны колонистов, которые самым решительным образом отстаивали свои права. Следует отметить, что массовый наплыв иммигрантов в Техас из соседних районов страны объяснялся и рядом экономических причин. Интерес к обширному и малонаселенному Техасу с его климатом и почвами, благоприятными для возделывания сельскохозяйственных культур, усилился в связи с покупкой у Франции в 1803 году Луизианы. Впервые территориальные требования были выдвинуты в период американо-испанских переговоров по спорным вопросам в Мадриде в январе – мае 1805 года. Вторично вопрос о Техасе всплыл при обсуждении Трансконтинентального договора 1819 г. В связи с передачей США Флориды. В обоих случаях Техас получить не удалось.

Но в это время на арене появился Мозес Остин, сыгравший важную роль в судьбе этой территории. Он был уроженцем Коннектикута, занимался коммерцией, был горнопромышленником в Виргинии, арендовал земли под плантации, даже стал банкиром. Но созданный им в 1816 году банк, в который он вложил почти весь свой капитал (более 160 тысяч долларов), потерпел крах. Положение Остина стало отчаянным к январю 1820 года, когда шериф угрожал силой взыскать с него старые долги. Однако неудача не обескуражила 58-летнего дельца, и он отправился искать счастье в Техасе. Право на организацию колонии было добыто Остиным при весьма подозрительных обстоятельствах. Примерно 10 декабря 1820 года, проделав трудное и опасное путешествие в 800 миль, старый Остин в сопровождении слуги-негра и двух компаньонов прибыл в Сан-Антонио и в тот же день обратился к губернатору Антонио Мартинесу с просьбой разрешить ему основать поселение на 300 американских семей, чтобы заняться выращиванием хлопка, сахарного тростника и кукурузы. При этом Остин ссылался на свой испанский паспорт и принадлежность к католицизму. Испанское подданство и католицизм он принял в 1798 году в Луизиане, чтобы получить там землю. Тогда она находилась под юрисдикцией Испании. И землю давали только испанским подданным и католикам.

В Техасе испанские власти ему вначале отказали, но после ряда загадочных событий, 17 января прошение Остина было удовлетворено при условии, что переселенцы будут католиками и присягнут на верность испанскому королю. Едва успев получить разрешение на основание колонии в Техасе, Остин умер от воспаления легких. Его предпринимательскую деятельность продолжил старший сын Стивен Фуллер Остин (1793-1836), заслуживший прозвище «отца североамериканского Техаса». Остин-младший был идеальным человеком для осуществления плана постепенного завоевания Техаса. Эта идея завладела им. «Он любил Техас со страстью пожилого холостяка, влюбившегося в юную девушку. У Остина никогда не было ни жены, ни женщины. Весь он отдался делу Техаса», – писал о нем мексиканский историк Эрреро Карильо. Он же отмечал, что существовало три способа завоевания или захвата Техаса: наводнить его своими переселенцами, путем скупки земель и, наконец, посредством вооруженной силы. Несмотря на то, что дон Эстебан, так называл себя в Мексике Остин, придерживался в основном тактики действовать «тихо, мирно, бесшумно», он не отказывался и от применения насилия. Для своей первой колонии «Старые три сотни» Остин выбрал место между реками Бразос и Колорадо – лучше всего орошаемый и благоприятный в климатическом отношении район восточного Техаса. По условиям соглашения, колонисты получали по 640 акров на каждого мужчину старше 21 года и дополнительно по 320 акров на жену, по 160 акров на ребенка и по 80 акров – на раба.

Первое судно с 18 переселенцами вышло из Нового Орлеана 20 ноября 1821 года. Желающих ехать в Техас было много. Остин был уверен, что если бы ему разрешили, то он мог бы поселить в Техасе 1500 семей так же легко, как и 300. Пока Остин был занят устройством колонии, в Мексике свергли господство испанской монархии, который сменил режим императора Итурбиде. По прибытии в Мехико, Остин верноподданнически поздравил его с восхождением на трон. Императорский закон о колонизации был подписан Итурбиде 4 января 1823 года. Он широко открывал двери иностранцам, хотя и содержал оговорку, что преимущественным правом при распределении земли будут пользоваться уроженцы Мексики. 18 февраля того же года был издан имперский декрет о создании североамериканской колонии в Техасе. Остин при этом наделялся большими полномочиями. Ему присваивался чин подполковника. Не успел Остин выехать из Мехико, как империя Итурбиде пала. Мексиканский конгресс, собравшийся в конце марта, вскоре принял постановление об аннулировании всех актов, изданных с 19 мая 1822 года по 29 марта 1823 года. Остин обратился к новым властям, и мексиканский конгресс специальным декретом от 14 апреля 1823 года утвердил его концессию. Таким образом, контракт Остина трижды был подтвержден разными правительствами Мексики. Это был немалый козырь в руках предпринимателя.

18 августа 1824 года мексиканский конгресс принял закон о колонизации, содержащий лишь общие положения. Под нажимом Остина и его агентуры право определять условия колонизации были переданы штатам.

7 мая 1824 года Коауила и Техас образовали один штат. 24 марта, еще до выработки конституции штата, временное правительство Коауилы и Техаса опубликовало закон о колонизации, представлявший широкие льготы иностранцам, чтобы, как было сказано в преамбуле, «увеличить население штата, содействовать обработке его плодородных земель, подъему скотоводства, развитию ремесел и торговли». Основными единицами наделов были ферма размером 177 акров для семьи, занимающейся земледелием, или усадьба размером в 1 кв. лигу (4428 акров) для семьи, занимающейся скотоводством. Естественно, были установлены нормы пошлин. Но они вносились только через шесть лет, тремя взносами с очень большими интервалами. В течение 10 лет колонисты освобождались от уплаты налогов, взимавшихся с остального населения Мексики. Равными правами в получении земли пользовались индейские племена, в первую очередь аборигены Техаса.

Вскоре Остин заключил с правительством штата еще три контракта на поселение 900 семей иностранцев. Одновременно он ходатайствовал перед президентом республики о разрешении занять резервную зону вдоль побережья Мексиканского залива от устья реки Лаваки до устья реки Сан – Хасинто. И это прошение было удовлетворено, хотя ранее там селиться иностранцам было запрещено. Остин заключил и пятый контракт на создание еще одной колонии для 800 семей. А к 1835 году был заключен 41(!) контракт с отдельными лицами и компаниями. В целом, как подсчитала историк Вирджиния Тейлор, испанское и мексиканское правительство выдали документов на право владения землей в Техасе 5 тысячам иностранцев. Всего им было роздано около 27 тысяч акров лучших земель. Это официально. А ведь многие переселенцы прибывали в Техас помимо всяких контрактов и оседали там, где им понравиться, в том числе и в запретных пограничных зонах. Так постепенно штат заселялся американцами и фактически становился составной частью США.

На плечах колонистов

Колонизация Техаса носила вначале рабовладельческий характер. Но вместе с тем, это не играло существенной роли хотя бы потому, что среди поселенцев было очень мало крупных рабовладельцев. Большинство техасцев владели лишь двумя-тремя, самое большое – 15-20 рабами. В Техасе не успели возникнуть крупные плантации с сотнями рабов, как в старых рабовладельческих штатах, например, в Южной Каролине или Джорджии. По переписи 1850 года в Техасе было всего 9 плантаций с числом рабов от 100 до 200, одна – от 200 до 300 рабов и еще одна – с 500 неграми. Не имели рабов европейские иммигранты: немцы, шведы, швейцарцы, ирландцы. Но в целом, конечно же, рабский труд использовался довольно широко.

На сентябрь 1836 года население Техаса составляло около 60 тысяч человек, из них 30000 – англо-американцев, 5000 – негров, около 3,500 – мексиканцев, более 14000 индейцев. Негры-рабы составляли одну шестую всех переселенцев. Но их численность непрерывно возрастала. В 1843 году население штата достигло 100 тысяч человек, и четверть из них – негры. По переписи 1850 года рабов было почти 50 тысяч человек, а 10 лет спустя – почти 183 тысячи. Техас становился типичным южным штатом, и, не случись гражданской войны, он превратился бы в оплот рабовладения. Остин был продуктом своего времени. Об этом говорит его переписка. В обращениях к мексиканскому правительству он говорил, что отмена рабства стала бы покушением на священное право частной собственности. «Он рисовал мрачные картины будущего, когда освобожденные рабы, превратившись в бродяг, станут угрозой общественному спокойствию в Мексике», – отмечает Потокова.

Остин стремился привлекать в Техас иммигрантов из состоятельных рабовладельческих семей, считая, что только богатые плантаторы- рабовладельцы могут обеспечить процветание Техаса. В Мексике, еще до полной отмены рабства, был принят ряд законов, направленных против работорговли. Остин 5 мая 1828 года добился от легислатуры штата принятия дополнительной поправки, на основании которой колонисты продолжали ввозить рабов под видом «наемных слуг». Контракты с «бывшими рабами» заключались на 77- 99 лет, в течение которых последние соглашались якобы работать на хозяина, чтобы возместить ему свою стоимость.

15 сентября 1829 года был издан закон о полном уничтожении рабства в Мексике. Под нажимом техасцев президент Мексики дал неофициальное согласие не распространять пока действие закона на Техас. Но в 1832 году в связи с принятием нового закона штатов Коауила и Техас было объявлено, что контракты со «слугами и дневными рабочими», ввозимыми колонистами, ограничиваются 10 годами. Таким образом, лазейка (70–90 лет) с помощью которой рабовладельцам удавалось обходить мексиканские законы, сузилась до 10 лет. «Не случайно, что именно 1832 год стал годом открытой борьбы колонистов с мексиканскими властями и весь ход последующих событий показал неизбежность разрыва рабовладельческого Техаса со свободной Мексикой», – делает вывод Потокова. Но помимо рабства Остин и другие поселенцы перенесли в Техас и лучшие достижения Соединенных Штатов.

Производство и торговля хлопком, животноводство, развитие промыслов быстро сделало штат процветающим. Заселен он был в основном североамериканцами, трудом которых и было достигнуто благополучие.