Совсем недавно я была приятно удивлена и обрадована открытием нового русского театра с поэтическим названием – «Синяя птица». Зная о готовящемся спектакле с участием людей, прямо скажем , немолодых, я была заинтригована названием – «Немного нежности» и, конечно, пришла на спектакль.
Название пьесы звучало трогательно и очень лирично, хотя приводило в некоторое недоумение, так как чаще всего любовь ассоциируется с бурей чувств и эмоций, свойственных молодости, а тут….? Но мы-то знаем, что «любви все возрасты покорны». Пьеса Альдо Николаи, по которой поставлен спектакль, рассказывает о любви немолодых уже людей, Ненила и Мими, живущих в доме для престарелых. О любви на закате, возможно, о последних всплесках радости, жажды жизни, страсти и нежности. Часто и перед нами в реальной жизни стоят те же вопросы, что и перед детьми героев пьесы: о возможности, этичности и целесообразности любви и, вообще, каких-либо романтических отношений в таком возрасте. Частенько и мы, увы, бываем так же бессердечны, как дочь Мими Диана. И зло подшучиваем, что дескать о «душе надо подумать, а не …». Как часто этим самым мы обрубаем своим родителям последнюю возможность любить, радоваться жизни, дышать полной грудью.
Не каждая мать найдет в себе силы ответить дочери, как это делает Мими: «Не знаю, сколько мне осталось жить, но то, что осталось, проживу так, как я этого хочу». Этот спектакль является зеркалом жизни, на сцену вынесены реальные жизненные конфликты. Сидя в зале и наблюдая за разворачивающимися событиями, сопереживаешь героям, подчас забывая, что ты зритель.
Ия Коростелёва, играющая Мими, наделяет свою героиню мечтательностью и твёрдостью, трогательной привязанностью к родным и готовностью пожертвовать так поздно пришедшим счастьем ради спасения своего избранника. Поражаешься, как эти черты героини естественно и точно показывает Ия, никогда прежде не выступавшая не то что на профессиональной, но и на любительской сцене.
Не менее убедителен и Саша Коростелёв в роли Ненила. Прибыв в дом для престарелых «умирать», он вдруг встречает женщину, которая открыта миру своей неутраченной готовностью к любви. Мими одаряет Ненила новой силой, как Земля Антея, и Ненил становится пылким и верным, готовым до конца бороться за нежданное счастье. Саша очень органично показывает превращение своего героя из робкого и потерянного в отважного и неистового. И в шутке соседки Мими Пьеры «Уж не балкон ли это Джульетты с её пылким Ромео?» видится доля правды. В Сашиного Ненила влюбляешься. Что и происходит с Пьерой и другой соседкой Мими, Нандой.
Пьера, которую ярко играет Женя Хазан, поначалу язвительно и с негодованием относится к «старческой любви», но постепенно нежность и жертвенность Мими и Ненила покоряют Пьеру, и она начинает им помогать. Женя играет темпераментно и на глазах у приятно удивлённого зрителя из ханжи и сплетницы превращается чуть ли не в добрую фею.
Нанда, в исполнении Майи Смирновой, женщина уравновешенная и уверенная в себе – ещё бы, мать девятерых детей! Она сначала ради забавы науськивает Мими и Пьеру друг на друга, а в конце благославляет Ненила и Мими, словно своих детей. Майя хорошо играет эту небольшую роль.
Нике Тукановой досталась роль «стервы» Дианы. Но она не изображает абсолютную злодейку, стараясь найти пусть не оправдание, так хотя бы объяснение позиции дочери Мими. Небольшую характерную роль танцовщика Бату, который «открывает глаза» Ненилу на заговор их детей, исполняет режиссёр спектакля Володя Штерн.
Очень удачна музыка. Подобно тапёру, сопровождающими когда-то немые фильмы, Петя Вайсбург замечательно исполняет на фортепиано подобранную им классическую музыку. Он единственный профессионал среди участников спектакля.
Хорошо сделаны скромные, но создающие подходящий фон декорации, выполненные Еленой Филипс. Весьма кстати оказалась помощь звукооператора Ольги Казанцевой, которая «нашлась» буквально накануне премьеры. Заметив, что в первом акте голоса иногда звучали слишком тихо, она «поколдовала» с микрофонами в перерыве и больше проблем со слышимостью не было.
Пьеса Альдо Николаи мудра и поучительна. Совсем не случайно судьба подарила любовь на закате Мими и Ненилу. Оба они любят жизнь и умеют ценить её красоту. Мими обожает цветы, которые продавала всю свою жизнь, а Ненил увлекался рисованием. Спектакль как бы подтверждает мысль Достоевского, что красота спасёт мир. И учит нас быть чуть-чуть добрее к своим близким, ценить каждый миг, каждый вздох, открыть свои сердца навстречу друг другу.
Смело могу заявить, что участие в спектакле благотворно для самих исполнителей. Они, за исключением Ники, в том возрасте, когда, как говорит Ненил, «теряются волосы, зубы, ухудшаются зрение, слух» (а можно добавить, и память). Но театр вдохнул в них новые чувства, необычные или давно забытые эмоции, поднял их на высоту полета и необходимости в этой жизни, помог утвердиться в чем-то новом, сделав их жизнь более яркой, полнокровной и радостной. Это, так сказать, побочный «терапевтический» эффект, который действенен в первую очередь для самих исполнителей, но немаловажен и для зрителей, большая часть которых на прошедшем спектакле тоже была «не первой молодости». Я видела восхищенные глаза зрителей всех возрастов, которые искренне сопереживали героям и искренне радовались за исполнителей.
Огромное спасибо режиссеру спектакля Владимиру Штерну, который взялся за постановку пьесы Альдо Николаи и поднял непростую, но весьма актуальную тему жизни наших стариков, взаимоотношения взрослых детей и уже старых родителей. Поднятые в спектакле проблемы лучше других знает и понимает Светлана Кислюк, которая помогла создать и является спонсором этого театра с поэтическим названием «Синяя птица». Она делает важное и глубоко человечное дело.
Хочется, чтобы «Синяя птица» расправляла крылья и несла в наш хьюстонский дом счастье, удачу и, конечно, новые спектакли.