КТО КОГО, ИЛИ КАК НАМИ УПРАВЛЯЮТ ЭМОЦИИ?

Мария Йоффе, автор блога http://createmeifyoucan.com. Рисунок Ольги Богуславской

Вы дружите со своими эмоциями? Я – не всегда. С одной стороны, я человек весьма эмоциональный, с другой – ультралогичный. Надо сказать, что такая комбинация дается мне нелегко. Это как пытаться всю жизнь оседлать дикую лошадь, посадив на нее зануду-наездника. Однажды я читала где-то про объезд настоящих лошадей. Помнится, там говорилось, что бывает два типа людей, которые объезжают лошадей (по-моему, их называют берейтерами). Одни берут лошадей силой – подавляют то есть. Ломают характер и подчиняют себе. У лошади нет выхода, кроме как смириться с судьбой. Другие же работают на доверие: дают лошади привыкнуть к себе, холят-лелеют долгое время, присматриваются-подстраиваются. В итоге лошадь как бы «разрешает» на себя залезть и «разрешает» себя вести. Мне кажется, что люди и эмоции, в общем и целом, работают по тому же принципу. Человеческие эмоции – это будто бы отдельное существо, отработанное на протяжении веков эволюцией. Живет это существо глубоко в теле и выстреливает во многих случаях на автомате. Каждому человеку с детства дается в пользование своя личная лошадь: у одних чувствительная и капризная, у других – ровная и послушная. И дальше мы с ними живем. Всю жизнь. Пытаемся узнать друг друга. Бывают наездники, которые отпускают вожжи, и лошадь скачет сама по себе, а бывают те, что контролируют каждый шаг. Вопрос: как правильно и как это влияет на нашу жизнь?

Моя лошадь – капризная и своенравная. Очевидно, что ломать себя – это плохой вариант. Так или иначе однажды лошадь тебе отомстит за издевательства. Зажмешь свои эмоции в одном месте, снесет крышу в другом: унесет тебя лошадь в дальние края и бросит безжалостно в «терновый куст». Как говорится, не наступай на себя – аукнется. Намного правильнее мне кажется второй вариант – вариант взаимного доверия: научиться любить свою лошадь, попутно узнавая ее вкусы и уважая ее влечения. Цель — научиться нежно держать ее под уздцы, медленно, но верно подталкивая в правильном направлении.

Кстати, вы задумывались когда-нибудь, зачем человеку эмоции? Долгое время ученые эмоциями не особо интересовались. Их в основном увлекали процессы обработки информации в голове, а эмоции были задвинуты на второй план. Но в последнее десятилетие интерес к эмоциям значительно повысился, и многие ученые теперь сходятся на мысли, что в вопросе «кто первый, эмоции или интеллект?», выигрывают все же эмоции. Любое принятие жизненно важных решений человеком сегодня рассматривается как процесс, направленный на уменьшение негативных эмоций и увеличение позитивных. Ну, например, сидит человек и решает, как поступить в жизни: идти ему дальше учиться или не идти? И всем этим процессом решения по сути дела управляют чувства: «Если не пойду сегодня учиться, то завтра буду жалеть. Без диплома в должности не повысят и зарплату не поднимут. Перед детьми стыдно будет, что отец у них лох. А вот если пойду, то все гордиться мною будут. Денег заработаю, машину куплю, квартиру отремонтирую и… будет всем счастье! Эх, была не была – пойду опять за парту!» Ну, вы поняли. По большому счету мы все в жизни делаем для того, чтобы избежать боли и приблизиться к счастью (каким бы ни было его определение). Поэтому интеллект все же вторичен, а эмоции — первичны.

Наши решения – вообще штука очень неустойчивая. На них даже погода влияет. Знаете ли вы, например, что в двадцати шести странах была найдена положительная корреляция между количеством солнца днем и поведением биржи? Казалось бы, каким образом присутствие или отсутствие туч на небе может влиять на продажу и покупку акций? А вот. Чем больше солнца, тем выше биржевая прибыль. Посветило нам солнышко в глаза, и мы уже готовы покупать-продавать. Или вот еще, например. В другом исследовании ученые проследили связь между рынком и футболом: биржевая прибыль страны значительно падала каждый раз, когда эту самую страну выкидывали из Кубка Мира по футболу. О каком превосходстве интеллекта может идти речь в таком случае? Мы живем эмоциями и ради них. (Как хорошо все-таки, что я не занимаюсь продажей акций. Умереть можно, прежде чем высчитаешь все факторы, которые могут повлиять на то или иное решение людей.)

А вот что было бы, если бы у человечества выключили все эмоции? Чем бы мы жили? На кого были бы похожи? (Все любители Стартрека, наверное, сразу вспомнили Спока с планеты Вулкан.) Логично было бы предположить, что с отключением эмоций мы бы меньше ошибались. Но нет! Некоторое время назад были проведены исследования на пациентах, у которых имелись травмы мозга в области, ответственной за интеграцию эмоций и процесса обработки информации (ventromedial prefrontal cortex). Что это за область такая? Ну, знаете, когда мы принимаем важные решения, иногда случается такое, что руки холодеют, живот сворачивается в трубочку, и комок к горлу подступает. И вроде мы хотим решиться на что-то (потому что логически оно того стоит), но не можем. Все тело восстает против этого решения, и мы в итоге, отступаем. Отказываемся от действия то есть. У людей с травмами в вентромедиальной префронтальной коре такого не бывает. У таких людей нарушены процессы обработки соматических сигналов, поступающих из организма вследствие эмоций. То есть интеллект у них работает, а эмоции к нему не привязаны (одним словом, мухи отдельно, котлеты отдельно). Так вот, оказывается, такие больные намного хуже принимают решения: они чаще рискуют и соглашаются на менее оптимальные варианты. И все потому, что не чувствуют сигналов своего организма. Вывод: со своими эмоциями и телом надо дружить и ни в коем случае не давить.

И вообще, эмоции – как и все остальное в нашем организме – были отточены эволюцией не зря. Скажем, ты напугался или разозлился, и сразу посыпался каскад гормонов в организме. В результате бежишь от врага в два раза быстрее и дерешься в два раза круче. Решения твои оптимизируются, и шансы выжить сразу повышаются.

Как я уже говорила, интерес к эмоциям у ученых проснулся относительно недавно. Несмотря на то, что большинство наших эмоций можно разделить на черные и белые, научные результаты поделить на черные и белые весьма трудно. Ну знаете, как гласит психология Нью Эйдж: «Настройтесь на положительную волну, почувствуйте положительные эмоции, и все устроится само собой». Наука показывает, что все немножко сложнее. На «плюс» и «минус» эмоции разделить достаточно сложно. Так, например, оказывается, что грустные люди смотрят на свое будущее пессимистично, тогда как злые смотрят на него… оптимистично! То есть несмотря на то, что обе эмоции – отрицательные, последствия от них совершенно противоположные. Как так?

У психологов на этот счет есть разные теории. Например, одна из них гласит, что все зависит от того, откуда эта самая эмоция исходит. Так, например, грусть, как правило, приходит к нам, когда мы что-то теряем (скажем, кто-то умер), и причина потери — вне нашего контроля. Эта предпосылка и окрашивает все наши последующие решения: грустные люди смотрят на будущее, как будто ничто в этой жизни не гарантировано, и не в наших силах что-либо изменить. Злость же происходит, как правило, из совершенно других условий. Например, мы злимся, когда кто-то мог поступить одним образом (по совести), а поступил совершенно другим (из жадности). В результате мы рвем на себе волосы, приговаривая: «Как же так! Ведь мог же он поступить иначе! Все было в его руках». То есть предпосылки злости во многом противоположны предпосылкам грусти: ситуацию изменить возможно, и вся ответственность лежит на нас самих (а не на судьбе). В итоге в порыве злости мы смотрим на мир с бодрой уверенностью, что у нас все получится, ни минуты в этом не сомневаясь. (Я, кстати, всегда удивлялась, почему, несмотря на все мои агрессивные настроения, я смотрю на мир весьма позитивно. И, похоже, теперь у меня есть ответ на этот вопрос).

А еще есть теории, которые гласят, что все дело в том, на что эмоция направлена. Так, например, когда нам грустно, мы изо всех сил хотим изменить существующую ситуацию, а когда нам противно, мы изо все сил хотим избавиться от предмета отвращения. Ученые провели несколько экспериментов, в которых испытуемым внушали те или иные эмоции и смотрели, как эти эмоции влияют на их последующие экономические решения. Результаты экспериментов показали, что «грустные» люди были готовы продать по дешевке и купить втридорога, лишь бы изменить хоть как-то свою ситуацию; а люди, которые находились под эмоцией «отвращения», были готовы продать по дешевке, но не соглашались ничего покупать. Одним словом, хотели избавиться от имеющегося предмета, но и новый брать тоже не хотели. (При этом предмет продажи и покупки ничего общего с внушенной эмоцией не имел.) Вывод: когда вам грустно, держитесь подальше от магазинов и продавцов – вам легко будет впарить что угодно. А когда вам противно, лучше в магазины не ходить – вообще ничего не купите, только время потратите.

Вот так управляют нами эмоции. Остается их опознать, принять и нежно взять под уздцы, насколько это вообще возможно (учитывая, что у каждого – своя «лошадь».) На этом слове так и хочется запеть: «Mои чувства – мои скакуны».

http://createmeifyoucan.com