КЛИНИКА ВСЕГДА БЫЛА ПОЛНАЯ

Михаил Болотовский

kБыло это несколько лет назад.
– Расскажи мне какую-нибудь историю о Кашпировском, – попросил я своего приятеля – очень известного психотерапевта.
– С удовольствием! – ответил он. – Однажды при мне Кашпировский сказал девочке: «Брось костыли и иди!» И представь: она тут же бросила и пошла…
– А чем она болела?
– Коклюшем.
– А костыли зачем?
– Дедушке несла!
– Это что – анекдот с длинной-длинной бородой? – возмутился я.
– А ты что хотел?

50 грамм на 500 лет

Но я хотел чего-то другого. И поэтому отправился в славный украинский город Хмельницкий, где в то время гастролировал Анатолий Кашпировский…

Лечебный сеанс был вполне традиционным. Уже через несколько минут многие гарны хлопцы и дивчины от мала до велика начали отчаянно крутить головой, махать руками, стучать ногами и вращать глазами. Моя соседка справа, габаритная дама явно больше ста килограмм веса, принялась весьма неэротично стонать. Цирк, да и не только. Последний раз такие стоны я слышал в омерзительной немецкой порнушке, которую зачем-то купил в сильном подпитии, вдруг возжелав немедленной встречи с прекрасным.

В перерыве толпа жадно накинулась на продукцию, щедро заряженную психотерапевтом. Вот, к примеру, обычная поваренная соль. 50-граммового пакетика должно хватить на 500 лет семье из трех человек. Для достижения лечебного эффекта достаточно растворить один кристаллик в стакане воды или просто положить под верхнюю губу. Не менее фантастические свойства имеют фотографии Кашпировского. Если больной не знает, как решить проблему, достаточно заглянуть психотерапевту в глаза и мысленно задать вопрос. Первый пришедший в голову ответ будет подсказкой от Анатолия Михайловича. С фотографией можно не только разговаривать, но и прикладывать к больным местам. А кроме того, в ассортименте были аудиокассеты за шесть баксов, видеокассеты за шестнадцать, заряженные плакаты… Каюсь, фото за один американский доллар я тоже прикупил – а вдруг на что-нибудь сгодится?

Чистота – чисто та!

После концерта я пробрался с Кашпировскому за кулисы. Выглядел он великолепно – накачанный, как Шварценеггер, мужественный, как Путин, челка на месте, взгляд пронзительный. Красавец мужчина! Шестьдесят восемь ну никак не дашь – максимум сорок с маленьким мышиным хвостиком.

Сначала заговорили почему-то о любви. Анатолий Михайлович немедленно сообщил мне, что аж до двадцати трех лет вообще не занимался сексом – просто из принципа. Хотел найти свою избранницу, чтобы была такая огромная, космическая любовь.

– И я пришел к ней чистым, как девочка, как девственница! – гордо заявил Кашпировский. – Никого до нее не знал! Я восторженно охнул.

Потом, много позже, Кашпировский женился второй раз – на чешке Иржине Часовой, которая была на двадцать один год моложе своего избранника… Покончив с темой любви, Анатолий Михайлович почему-то с яростью набросился на Гиппократа, Нострадамуса и Христа – мол, напрасно их возвеличили. Религия – опиум для народа, Иисус по воде вовсе не ходил, это все сказки для дураков. И вообще, каким бы великим человек ни был, собственное тело кладет его в итоге на лопатки. Вот Гомер вообще был слепым, – популярно разъяснил мне Анатолий Михайлович, – и Фрейд, основатель психоанализа, тоже в итоге умер. Пророк Мохаммед умер от эпилепсии. Лев Толстой умер от пневмонии, и даже Иван Поддубный – тоже от пневмонии. Я был потрясен. Короче говоря, умерли все.

Анатолий Михайлович стал цитировать мне свои афоризмы. Оказалось, у него их накопилось уже больше пяти тысяч. Например: «Настоящее удовольствие – тогда, когда оно не перестает быть удовольствием после удовольствия», «В любви завоевывайте не любимого, а завоевывайте себя каждодневным совершенствованием». «Человечество – это монстр, у которого миллионы глаз, ртов, носов и всего несколько голов». «По-настоящему я появлюсь только тогда, когда по-настоящему исчезну». – Великолепно! – вскричал я. – А вот еще: «Ничто не обворовывает человека так, как разврат», «Разлука – это наказание за любовь»… Чтобы покончить с афоризмами, я сделал комплимент знаменитому психотерапевту – мол, как он отменно выглядит. Оказалось, Анатолий Михайлович вообще не пьет и не курит и регулярно занимается спортом. На турнике может подтянуться 45 раз. Когда живет в гостиницах, цепляется за верхнюю часть дверей. Иногда двери слетают с петель, а администраторы – с катушек. Возит повсюду тяжеленные гантели и гири. И еще бегает. В своем семнадцатиэтажном доме он регулярно пробегает с первого этажа на последний. Потом спускается на лифте – и опять наверх! И так раза три-четыре… Физкульт с приветом!

Сыграл в телеящик

Кстати, напомню на всякий случай краткую биографию моего героя.

Родился Анатолий Михайлович 11 августа 1939 года на Украине. В 1962 году окончил Винницкий медицинский институт и двадцать пять лет проработал психиатром и психотерапевтом в винницкой психиатрической больнице. Защитил кандидатскую диссертацию. В 1987 году начал работать врачом-психотерапевтом сборной команды СССР по тяжелой атлетике – он ведь сам мастер спорта. А через два года случилось эпохальное событие. После знакомства с Бехтеревой, крупными политиками и теленачальниками Кашпировского запускают в ящик. Джинн мгновенно вырвался из бутылки и буквально околдовал всю страну. В 1989 году Кашпировский проводит семь телевизионных сеансов, которые вызывают невероятный ажиотаж. Мало того, он делает дистанционное обезболивание во время телемостов двум пациенткам, которым провели тяжелые операции на брюшной полости. И хотя телесеансы вовремя прикрыли, Кашпировский на волне своей бешеной популярности с триумфом въехал в Думу, став депутатом от партии либераленького цветочка Жириновского. Но увы: депутатствовать Анатолию Михайловичу решительно не понравилось, и в 1995 году он уехал в США, где десять лет очень успешно лечил от ожирения русских эмигрантов. А потом опять вернулся в родные пенаты. И снова стал собирать залы страждущих. Говорят, за время своей вулканической деятельности Кашпировский вылечил десять миллионов человек. То ли еще будет!

А вы знаете, что Кашпировский вполне мог стать президентом России? Вот и я не слышал. Но сам Анатолий Михайлович в этом абсолютно уверен. Объясняет популярно: если бы телевизионные сеансы продлились еще хотя бы год, то у него был полный, абсолютный шанс занять место Ельцина. И, между прочим, кое-какие видные политики с ним абсолютно согласны. Вот как-то беседует Кашпировский с Леонидом Кравчуком, первым президентом незалежной Украины. Говорит ему: что же вы, Леонид Макарович, такую цацку из рук выпустили, Украину, такая игрушка была – играли б дальше! А тот отвечает: это все прошло, а вы-то чего выпустили цацку, еще большую? Какую? Советский Союз! Думаете, я имел шанс? – интересуется Кашпировский. Кравчук тут же отвечает: абсолютный!

Что надо было делать? Материальные средства у Кашпировского накопились тогда просто огромные. Надо было без разбора покупать журналистов, грамотно себя пиарить. И президентство в кармане! Но тогда Кашпировский об этом не думал. А сейчас понимает: это была очень серьезная ошибка. Ведь став президентом, он не дал бы разрушиться Советскому Союзу…

Чумак на оба ваши дома!

Кстати, Кашпировский в свое время мог даже стать врачом Брежнева. Дело было так: в 1982 году к нему приехал один гипнотизер по фамилии Смертин, и они решили немножко позабавиться. Позвонили в КГБ и сказали, что могут подлечить Брежнева. Проходит время, Кашпировский сидит на работе – и вдруг подкатывают две «Волги», прибегает с побелевшим лицом завотделения и говорит: за вами КГБ приехало! Кашпировский остается невозмутим: ну приехали, и хорошо. Выходит – а там целая команда, и все в чинах не ниже майора. Сажают его в «Волгу», вывозят за город. И наконец спрашивают: ну что, вы хотите Брежнева лечить? Кашпировский отвечает: а почему бы и нет? Ему можно многое подправить, и сердце, и все прочее. А если ему станет хуже? Хуже не станет! Да, но вдруг он умрет? Кашпировский разозлился: если умрет, приезжайте тогда на рынок “Урожай”, берите любого пьяницу, ставьте на его место. И ничего страна от этого не потеряет. Что, он – такой незаменимый гений, Сократ, Платон, Аристотель? В итоге чекисты послали информацию наверх, в ЦК партии, но оттуда пришел ответ, что лучше не рисковать.

И больше с КГБ он никаких дел не имел. Как ни странно, спецслужбы никогда не предлагали ему сотрудничество. Сам Анатолий Михайлович на этот счет очень категоричен: на какую тему могло быть это сотрудничество, вы что? Вот представьте, что Льву Толстому тульская организация писателей предлагает поработать вместе и написать продолжение «Войны и мира». Полный бред!

Маленький штрих к безумной популярности Кашпировского в начале девяностых годов. Однажды приехал он из Мариуполя в Донецк на машине, погода ужасная – дождь со снегом. Поезд на Киев только что ушел, а следующий – ровно через сутки. И самолетов нет, и автобусов. А Кашпировский – человек действия, он на месте просто так сидеть не может. Говорит помощнику: беги на станцию и скажи, что я очень нервничаю! Через пять минут помощник прибегает назад и говорит: не волнуйтесь, сейчас поезд остановят! В итоге пассажирский поезд “Уголек” Донецк – Киев ждал психотерапевта в степи ровно час. Такое было первый и последний раз за всю историю железнодорожного транспорта всего мира.

Когда Кашпировский прибыл, высыпали пассажиры, проводники, облепили его со всех сторон, обнимали, целовали. А начальника станции за это нестандартное мероприятие сняли с работы. Пришлось Кашпировскому позвонить куда следует – и его моментально восстановили!

Уже много лет Кашпировский терпеть не может Чумака и говорит, что никакой он не целитель, и что он просто создал Алана Владимировича, как гомункулюса, своим умом. Еще в 1989 году, уходя из программы «Взгляд», Кашпировский сказал редакторам: на мое место теперь можно сажать любого, хоть пакет из-под кефира, и люди в него поверят! Редактора приняли эти слова всерьез, посадили в телевизор выделяющего энергию Чумака и сделали на этом большой бизнес. Еще Кашпировский терпеть не может журналистов и называет их неучами, лгунами и борзописцами. Целители и экстрасенсы – это, по его классификации, брехуны и дети лейтенанта Шмидта. А церковники одурманивают и без того одураченный народ… Ну, крут Анатолий Михайлович, сильно крут! Зато, представьте себе, он любит дедушку Ленина, охотно его цитирует и вообще считает, что государство, которое он создал, несмотря на репрессии, было вполне хорошим.

Насильно мил не будешь?

У Кашпировского по всему миру сотни фальшивых жен, матерей, детей и несчастных женщин, которых он якобы изнасиловал. Разумеется, ни одно из обвинений после долгих проверок официальными органами не подтвердилось. А сам Анатолий Михайлович к этому относится стоически и объясняет, что в современном мире слишком много сумасшедших…

Что еще? Кашпировский мечтает, чтобы его отправили в космос – для проведения глобальных психологических и философских исследований. Готов лететь в любой момент, как только отпустят…

А наша беседа, увы, не складывалась: Кашпировскому я явно не понравился. Возможно, он учуял убойный запах горилки медовой с перцем, которой я заправился на завтрак. Как убежденному трезвеннику, ему наверняка было это очень неприятно.

И когда я завел разговор про казино, и что не мог бы он при случае выиграть в рулетку, скажем, миллион долларов, Кашпировский очень сильно разозлился. Я почувствовал себя Содомом и Гоморрой за минуту до разрушения.

– Вы вообще, соображаете, с кем говорите? – прорычал психотерапевт. – Впервые в истории у человека стали проходить рубцы, седина, полиартрит, сахарный диабет. Обширный инфаркт проходит! Не дай бог, это было бы у Билла Гейтса – ему бы не хватило всех его денег, за сто миллиардов долларов нельзя убрать. А я убираю. А вы – какое-то казино… Все, идите! Вы не можете работать журналистом! Потому что вам в один прекрасный день могут просто набить морду!

Я брызнул на улицу и позорно бежал из Хмельницкого, как швед из-под Полтавы.

Гип-гип-гипноз?

А теперь – совсем серьезно. Кашпировский вернулся на телевидение – правда, в роли свадебного генерала от психотерапии, и тем не менее. Бог все видит – даже НТВ.
Ток-шоу, конечно, слабенькое, рейтинги падают. Зато Анатолий Михайлович направо-налево раздает интервью разным газетам и журналам. Лично я прочел штук двадцать.
И ничего не понял – ни о его уникальном методе (если он, конечно, существует), ни о взглядах на современную психотерапию, ни о научных разработках – короче, вообще ничего, полнейший лондонский туман. Продвинутые психотерапевты со степенями, из Бехтеревки и клиники неврозов, на вопросы о Кашпировском саркастически улыбаются и переводят тему. Может, лучше о футболе поговорим? С этим товарищем-то все уже давно ясно…

Кто он, Анатолий Михайлович? Гениальный врач 21 века – или шарлатан? Боюсь, на этот вопрос никто вам в ближайшее время достоверно не ответит. Слишком мало мы знаем. А точнее – почти ничего не знаем. Каждому по вере его… И все-таки: лучше не его!