СОБИРАЯСЬ В ОТПУСК
Много раз как журналист, любознательный турист или в группе учёных я осматривала древние руины, взбиралась на склоны гор и вулканов, опускалась под землю и на дно океанов, спала под звёздами в пустыне, джунглях и саванне. Испытала многое и именно поэтому осмелюсь утверждать, что Мексика – это место, где можно делать то, что прежде никогда не делал. Любая поездка сюда – разделительная полоса между тем, что было раньше, и что было потом.
Во-первых, тут легко «увидеть иное» – посетить древнейшие и сакральные места, удивиться самобытной дремучести уклада жизни при поразительно высоком уровне духовного развития, понять, что глобализация, к счастью, не всегда стирает оттенки культур и уникальность всё еще удерживается в памяти народов.
В Мексике есть шанс пережить со-Бытие – прожить хотя бы один день или даже один час жизнью уникальных народов тараумара или уичоль, поучаствовать в каком-нибудь их древнем ритуале или посетить какое-то необычное место. Уже давным-давно ни у кого не вызывает сомнения факт существования на нашей планете загадочных мест, где происходят события, неподвластные логике и противоречащие привычным законам природы. В Мексике их особенно много.
Среди таких мест – полная аномальных явлений Чавинда, спрятавшаяся высоко в горах Мичоакана. Городок, находящийся сегодня в рейтинге самых мистических на планете, был основал как религиозный центр. Местные жители всегда считали Чавинду – дверью, через которую боги поднимались на небо и спускались на землю.
Я давным-давно заметила, что почти в каждой удивительной истории или легенде есть зерно правды. Вот и в Чавинде на самом деле существует необъяснимое нарушение нормального хода времени, и даже самые точные часы здесь начинают идти неправильно. Осмыслить и систематизировать собранный в Чавинде материал сложно, объяснить – пока невозможно, хотя разобраться с удивительными загадками нашего времени пытаются многие учёные, оккультисты и эзотерики. Ими написано огромное количество книг и статей, выдвинуты самые различные гипотезы: возможно, в Чавинде находится зона срыва времени, так называемое пространственно-временное искажение, или это аномальное место пересечения миров, где имеется переход в параллельные измерения. Когда-нибудь человечество накопит достаточно знаний и опыта, чтобы объяснить происходящее в этих краях. Но не сегодня….
А сегодня можно (и нужно!) прикоснуться к сохранившимся древним ритуалам. Хотя бы к самым безобидным и интересным. Например, заглянуть в историческое прошлое Мексики.
До настоящего времени у индейцев-тотонаков на севере штатов Пуэбла и Веракруз сохраняется предположительно самый древний в Мексике ритуал летающих людей-воладорес, признанный ЮНЕСКО всемирным культурным наследием и достоянием человечества. Храбрецы осуществляют мечту всех смертных – они летают, представляя собой образы птиц, и своим опасным полетом с изобилием символов древней цивилизации выражают благодарность богам Солнца, Дождя, Весны и Плодородия, а также свою любовь к Земле и уважение к её природному могуществу. Людьми-птицами могут стать только мужчины, чьи отцы или деды были воладорес. Обучение мальчиков начинается в 8-летнем возрасте и продолжается 10-12 лет. Сегодня во всей Мексике насчитывается не более 6 сотен летающих людей.
Классический вариант ритуала – 4 участника, символизирующие 4 стихии и 4 стороны света, делают 13 кругов, во вращении спускаясь с высокого столба на землю вниз головой и с распростёртыми руками. 4Х13 в итоге даёт число 52, обозначающее 52-летний цикл месоамериканского календаря.
Звуки воинственного барабана и тростниковой флейты, с её невыразимой древней печалью, создают для этой церемонии совершенно особый фон. Если публика активна и восхищается мастерством исполнителей, кто-нибудь из людей-птиц может изогнуться в воздухе и на мгновение коснуться руками ног – такое положение требует мужества и большого усилия. Долетев почти до земли, воладорес делают невообразимый кувырок в воздухе, становятся на ноги и завершают церемонию бегом по кругу. Музыкант спускается по канату на землю и все участники полёта, станцевав напоследок вокруг столба, удаляются. Молитвенный ритуал завершен.
Посмотреть выдающуюся молитву богам доколумбового периода можно в столичном Мехико, на набережных многих мексиканских городов, на мировых фестивалях культуры (в Нью-Йорке, Барселоне, Монтеррее, Вальпараисо), в Национальном эко-археологическом заповеднике Эшкарет (Xcaret) на полуострове Юкатан.
Пусть вас не смущает, что Эшкарет рекламируется всеми туристическими справочниками, как и еще 2 великолепнейших экопарка Юкатана – Эксплор (Xplor) и Шель-Ха (Xel-Há). Это не тематический парк, созданный умелыми руками для туристов. Территория уникального природного уголка на протяжении многих лет на самом деле была церемониальным центром цивилизации майя. Здесь сохранились настоящие руины древнего поселения.
Реклама «Если Вы в Эшкарете, посетите и Канкун» говорит о популярности великолепного экопарка, который приглашает побывать в подземных пещерах, образовавшихся в результате естественных катаклизмов (правда, скелет мамонта – реплика, но идеально представленная), увидеть сотни редких растений и птиц, поглазеть на свободно разгуливающих по своим островкам, окруженным рвом, диких животных – пум, ягуаров, обезьян, симпатичных носатых коатимунди, удивительного тапира – какого-то «недослона».
Можно поплавать с безопасными морскими животными в натуральных лагунах, походить по дну в скафандре, проехаться на плотах по подземной речке или по Райской реке, с её гротами и ущельями, с игуанами, замершими на горячих камнях между причудливо переплетенных корней деревьев. Рай с совершенной природой подарит неиспытанные доселе чувства.
В ресторанах готовят настоящую мексиканскую еду, без скидки на национальность едока. В хижинах деревни майя работают мастера по дереву и керамике, ловко расписывая кружки, сухие тыквы, гусиные перья. Моё подвенечное платье с чарующей вышивкой, кружевом и болеро было создано здесь искусными руками одной из всего нескольких лицензированных «свадебных мастериц» Юкатана, придерживающихся древних традиций.
Здешние программы, посвящённые истории страны и мексиканским традициям, характеризуются одним словом – великолепно!
Этнические костюмы изготовлены и реконструированы с соблюдением всех канонов, а эти красочные действа язык не поворачивается назвать «шоу», скорее, их память ушедших веков и наше неодолимое желание что-то понять в жизни.
В археологической зоне парка Эшкарет был открыт научный центр доктора исторических наук Юрия Валентиновича Кнорозова – гениального этнографа и лингвиста.
Круг научных интересов учёного был огромен: история, археоастрономия, семиотика, дешифровка древних систем письма (Египта, острова Пасхи, майя и др.) шаманские практики Средней Азии, этногенетические легенды, эволюция мозга и теории коммуникации и коллектива. Кабинетный работник ленинградского Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера) стал известен во всём мире благодаря своему огромнейшему вкладу в дешифровку древней письменности майя. Его фраза «То, что создано одним человеческим умом, может быть разгадано другим» разошлась по всей планете и стала крылатой.
Получивший при жизни высшую награду Мексики – Орден Ацтекского Орла за исключительные заслуги, великий учёный последние годы своей жизни работал в археологической зоне Эшкарет. Основатель советской школы майянистики и лауреат Государственной премии СССР, Кавалер Большого Золотого Ордена Гватемалы, Почётный член Мадридского общества по изучению цивилизации майя, член Национального географического общества США и пр. пр. пр, умер в 1999г от пневмонии … в полном одиночестве, на узкой койке, выставленной в коридор петербургской городской больницы, в возрасте всего 76 лет, как раз накануне получения почётной награды Гарвадского университета и совсем немного не дожив до знакового события – выхода в свет (в Мексике) трехтомника «Дешифровка, Каталог и Словарь «Эшкарет» Юрия Кнорозова». Ему очень нравилась Невская лавра, однако скромного гения почему-то решили похоронить на новом кладбище за городской чертой. В Канкуне великому дешифровщику Ю. Кнорозову поставлен памятник, во всём мире его именем называют ученые общества и научные центры.
В Эшкарете надо непременно посетить сакральное место – поле для игры в мяч. В культуре центрально-американских народов игра хуэго де пелота (juego de pelota) была не просто спортом, а важным ритуалом, который воспроизводил картину сотворения мира и имел магический смысл. Самый древний из известных стадионов археологи датируют приблизительно 1400 годом до н. э.
Победитель игры становился «избранным» и радостно шёл на жертвоприношение, проходя священный обряд очищения в индейской бане темаскаль (где непременно получал немножко наркотической травы – напитком или «ингаляционно», чтобы не чувствовать боли), после чего происходило ритуальное кровопускание или окончательный уход к богам, отдать которым жизнь считалось великой честью.
Индейцы были совершенно другими людьми, по сравнению с нами, особенно сегодняшними. Они воспринимали жизнь по-другому, всегда были готовы к смерти, как японские самураи, умели встретить её достойно. Жертвоприношение – особенность почти всех досовременных обществ на определённой стадии их развития, однако смысл ритуала разный. Смысл жертвоприношений майя был абсолютно иным, чем показано в фильме Мела Гибсона «Апокалипсис». Жертвоприношение после игры в мяч было делом чести и делом добровольным. К богам уходили лучшие (в данном случае – капитаны выигравших команд) – там же в темаскале или через священные колодцы-сеноты.
В искусстве майя жертвы изображались довольно часто, что позволяет учёным предполагать о священном статусе, который получали капитаны команд в результате выигрыша в ритуальном матче. Однако археологами пока не найдено ни одного захоронения, связанного с игрой в мяч, поэтому, похоже, что жертвоприношения были исключительно редки и гораздо чаще практиковалось кровопускание в честь богов. Еще более сомнительными представляются предположения о жертвоприношениях целых команд. Человеческие жертвы у майя вообще были гораздо менее распространённым явлением, чем в практике ацтеков.
Ацтеки, кстати, тоже играли в juego de pelota, и вот у них-то с игрой в мяч неразрывно связывается обряд обезглавливания жертв. И вновь повторю о кардинальной разнице в подходе к жертвоприношениям. Разные мы, очень разные.
Продолжение следует