Рассказывает маэстро Ханс Граф
Глядя на человека, едущего в субботний день куда-то на велосипеде, трудно поверить, что это Ханс Граф – главный дирижёр Хьюстонского симфонического оркестра, и спешит он на интервью к корреспонденту «Нашего Техаса». Маэстро в жизни удивительно прост и скромен. Для больших музыкантов это очень редкое явление. Являясь членом совета директоров Культурного центра и большим другом «Нашего Техаса», каждый год, перед началом концертного сезона маэстро Граф даёт интервью нашей газете. Это стало доброй традицией.
«Я только что подумал, оглядываясь назад, – сказал маэстро Граф, – что мной было сыграно девять сезонов с Хьюстонским симфоническим оркестром, и за всё это время я повторил всего пять или шесть произведений, всё остальное было новым – в общей сложности, 100 программ.
Самые интересные концерты предстоящего сезона – конечно, русская программа, включающая в себя Первую симфонию Шостаковича. Это произведение – блестящее доказательство раннего гения. Симфония за несколько месяцев завоевала весь мир, а ведь автору в то время было всего 18 лет! Она написана с таким мастерством, с таким юмором и с такой глубиной, что как после этого идти дальше, знает только гений. Второе произведение из этой программы – сюита «Песнь соловья», которую Стравинский написал по мотивам своей оперы «Соловей» уже после «Весны священной», «Жар-птицы» и «Петрушки». Это блестящее произведение мы играем для хьюстонской публики, а также берём на гастроли в Англию – но об этом позже.
Другая программа, которая лично мне очень интересна – «Испания глазами Равеля». Первое произведение – это одноактная опера «Испанский час» – очень смешная, немного фривольная – о том, как к некой женщине по имени Консепсьон один за другим приходят гости, которых она потом прячет в огромный шкаф с часами. Произведение это написано изящно, изысканно. Известен факт, что Равель писал испанскую музыку лучше, чем сами испанцы (кроме Де Фальи, пожалуй). К программе я добавил «Испанский романс» («Chanson espagnole») для меццо-сопрано, который сам оркестровал (он существует только для рояля) и известнейшее «Болеро».
Третья программа, которая несомненно заинтересует публику – это Рихард Штраус. Сюда вошли как ранние симфонические поэмы – «Дон Жуан» и «Дон Кихот» (в котором солирует наш концертмейстер виолончелей Бринтон Аверил Смит), так и поздний опус «Последние песни». Они прозвучат в исполнении сопрано Эрин Волл, которая не менее популярна, чем Рене Флеминг. Для оркестра такая программа – настоящий праздник».
Для оркестра Houston Symphony большим событием в следующем году станут гастроли в Великобританию.
«Я рад, что даже в такие трудные для экономики времена мы смогли собрать необходимые средства, – сказал маэстро. – Дело в том, что оркестр последний раз выезжал на гастроли 10 лет тому назад. Гастрольный тур пройдёт по нескольким городам – Эдинбург, Манчестер, Бирмингем, Ньюкасл и, конечно, Лондон. Мы везём один из самых удачных проектов прошлого года «Планеты» Хольста с показом видеоряда. Программа довольно рискованная, поскольку играть «Планеты» в Англии – то же самое, что ехать в Тулу со своим самоваром. Музыка ведь английская, которая очень популярна. Вторая часть этой программы – музыка из балета «Медея» Барбера и «Песнь соловья» Стравинского. Вторая программа включает в себя симфонию «Doctor Atomic» Джона Адамса. Мы исполним своебразную «оперу в концерте» – симфонические отрывки из одноимённой оперы. Это очень сильное, эмоциональное произведение, довольно трудное для исполнения. Когда мы предложили играть его в Англии – принимающая сторона приняла наше предложение с восторгом».
Эту программу, кстати, оркестр исполнит и в Хьюстоне в сентябре вместе с вагнеровским «Кольцом» без слов. Сыграть отрывки из оперной тетралогии «Кольцо Нибелунга» в оркестровом переложении, без пения, пытались многие дирижёры.
Маэстро Граф признался: «Я пошёл по пути Лорена Маазеля, который в 1988 году сделал собственную транскрипцию «Кольца» в хронологическом порядке опер и выбрал не только хорошо известные оркестровые номера – «Полёт валькирий», «Путешествие Зигфрида», но и такие, где из партитуры исключена партия певца, как например, финал оперы «Золото Рейна».
Одна из главных новостей предстоящего сезона: у хьюстонского оркестра, наконец-то, появился новый концертмейстер – Фрэнк Хуанг.
«Мы долго были в поисках концертмейстера и думаю, сделали правильный выбор. – сказал маэстро. – Фрэнк был первым скрипачом довольно известного квартета (Ying Quartet), а также руководителем струнного ансамбля. То обстоятельство, что у концертмейстера есть дирижёрские навыки, для меня было особенно важно. Хотя Фрэнк и камерный музыкант и с оркестровой программой не очень знаком, но он схватывает всё на лету. Перед обязательным конкурсом в оркестр, он немного разочаровал всех, попросив дополнительные 2 дня для изучения партий. Дело было в понедельник, а в четверг он играл сложнейшее соло из пролога «Ариадны на Наксосе» Штрауса так, что наши оркестранты не могли поверить собственным ушам».
Впервые наш зритель услышит Фрэнка Хуанга на торжественном открытии музыкального сезона. Он выступит как солист в «Концертной симфонии» Моцарта в ансамбле с концертмейстером альтов Вэйном Бруксом. Кроме музыкантов оркестра, в следующем сезоне в Houston Symphony выступят многие гастролеры с мировым именем. Среди солистов, которых бы хотелось отметить – пианистка Габриела Монтерро, которая сыграет «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова. «Она очень известная пианистка, уровня таких музыкантов, как Йо-Йо Ма и Ицхак Перлман – я называю их имена потому, что именно эти музыканты вместе играли на инаугурации Обамы», – прокомментировал маэстро Граф.
Любимец Хьюстона – пианист Ефим Бронфман в представлении не нуждается. Он будет играть Первый концерт Чайковского в одном из первых концертов сезона. Также не нуждается в представлении скрипач-виртуоз Джошуа Белл. В финальном концерте сезона выступит молодая талантливая виолончелистка Алиса Вейлерстайн с концертом Дворжака.
«В этом году с оркестром выступят много новых дирижёров. Среди них Кирилл Карабиц, Марк Виглсворт и маститый дирижёр Рафаэл Фрюбек де Бургос. Это связано с тем, что идёт поиск моего преемника на посту главного дирижёра».
Мы не спешим прощаться с маэстро и с нетерпением ждём концертов с его участием, равно как и встречь в Русском культурном центре «Наш Техас». Один из ближайших музыкальных вечеров с его участием состоится 12 сентября. Следите за рекламой.