МУЗЫКА ДОЛЖНА ИДТИ НАПРЯМУЮ В ДУШИ

Беседовала Ольга Вайнер. Фото автора

vВернувшись с триумфальных гастролей в Москве и немного отдохнув, симфоническнй оркестр Хьюстона откроет новый концертный сезон большим гала-концертом, состоящим из произведений Сметаны, Дебюсси, Допплера и Мошковского. По традиции солистами в гала-концерте выступят ведущие музыканты коллектива. А кульминацией вечера станет исполнение «Болеро» Мориса Равеля.

Сразу за этим концертом последует самый крупный проект этого года – трёхнедельный большой брамсовский фестиваль, в программе которого крупнейшие произведения великого композитора – 1, 3 и 4 симфонии, оба фортепианных концерта, «Немецкий Реквием», «Трагическая увертюра» и «Вариации на тему Гайдна». Вдохновитель этого проекта – маэстро Ханс Граф в традиционном интервью «Нашему Техасу» рассказал нашим читателям о дружбе с музыкантами, о компромиссах на гастролях и о воплощении заветной мечты в этот финальный для него год на посту художественного руководителя хьюстонского симфонического.
По окончании брамсовского фестиваля маэстро Граф станет за пульт Далласского симфонического оркестра. При выборе программы для концерта в Далласе возникли сложности:

«Программу, которую я планировал для Далласа, дирекция «постирала» в слишком горячей воде, и она «села». Я думал о «Песне соловья» Стравинского и рахманиновском Четвёртом фортепианном концерте. Они предложили свои условия, с которыми мне пришлось согласиться. Вместо этого мы будем играть Третий фортепианный концерт Рахманинова, где солистом выступит Гаррик Олсон и Третью «Польскую» симфонию Чайковского, которая мне очень мила, вопреки тому что многие о ней нелицеприятно отзываются. Это красивая музыка, написанная с большим вкусом. Несмотря на то что в ней 5 частей, она компактна и не длиннее традиционной четырёхчастной симфонии».

К счастью, с нашим хьюстонским оркестром маэстро сможет сыграть сочинение, о котором он давно мечтал – оперу «Воццек» Альбана Берга. В Хьюстоне её исполняли последний раз в 1983-м году. Оперу ставил знаменитый Гетц Фридрих, а дирижировал Лэрри Фостер. На этот раз на сцене Джонс-холла мы увидим полусценическое действо, похожее на опыт хьюстонского симфонического оркестра с оперой Равеля «Испанский час». Маэстро Граф работает над партитурой более полугода, потихоньку втягивая музыкантов в это нелёгкое дело, «чтобы у них возник интерес и энтузиазм к данному сочинению».

«Я обожаю эту партитуру, – говорит маэстро. – Она для меня, как драгоценный камень. «Воццек» идеально подходит для концертного исполнения: минимум сценической игры, 90 минут музыки. Важную роль на сцене сыграет свет. Например, когда Мари читает главу о Марии Магдалине из Библии, свет будет напоминать пламя свечи, а в кабинете Доктора, который лечит Воццека, свет будет белым, холодным, уничтожающим. А еще мы можем позволить себе то, что невозможно сделать ни в одной оперной оркестровой яме: разделить оркестр на большой и камерный (13 инструментов) в «Сцене ревности» во 2 акте, ведь именно так хотел композитор. Также в сцене в корчме несколько музыкантов – 2 скрипки, кларнет, фисгармония и туба – выйдут с пультами вперёд, изображая оркестрик на танцах».

Маэстро считает, что «Воццек» – очень сложное произведение, даже для самого лучшего оркестра мира. Поэтому он меняет план работы и будет репетировать 2 недели: сначала – с оркестром, потом – с певцами над мизансценами. Данная постановка – уникальна не только для оркестра, но и для самого Ханса Графа, который выступает и в роли дирижёра, и в роли постановщика оперы.

«Я решился на такой шаг, потому что настолько переполнен этой музыкой, что мне не нужны чужие идеи. Мне хочется показать музыку в её натуральном состоянии, чтобы она пошла напрямую в души людей. Костюмы, декорации – всё это лишнее, опера в нашем исполнении будет сыграна просто и хорошо. У нас будут прекрасные исполнители. Мари – Анна Шваневимс, по-моему, лучшая в мире исполнительница этой роли в наше время, в этом я убедился, исполняя с ней «Воццека» во Франции. Воццек – Роман Трекель, который с нами пел соло в симфонии Землинского, – на мой взгляд, идеальный Воццек. Дело в том, что исполнитель этой роли не должен быть этакий плечистый мужчина, а напротив, страдалец – тёмный, бедный», – делится маэстро.

В разговоре с маэстро Графом выяснилось, что со многими из солистов, выступающих с хьюстонским оркестром, его связывает многолетняя дружба.

«Молодой пианист Мартин Хелмхен сыграет с нами концерт Шумана. В этой же программе прозвучит Шестая симфония Брукнера, которую я очень люблю. Мой близкий друг – французский композитор Анри Дютилё написал блестящую Вторую симфонию, которую мы исполним в одном концерте с симфонией «Из Нового света» Дворжака. Леонидас Кавакос – частый гость в Хьюстоне – сыграет с нашим оркестром Первый скрипичный концерт Шостаковича – произведение, которое в советские времена вдруг исчезло из репертуара, потому что играть его запрещалось. Были люди, которые обвиняли Давида Ойстраха в том, что он не играл этот концерт. А как он мог, если ни один оркестр не брался за это сочинение? Святослав Рихтер брал на себя смелость и играл фортепианную музыку Шостаковича, но при этом он имел дело с самим собой – сел за рояль и сыграл. А здесь идёт речь об оркестре как об организации, которая подписала бы себе смертный приговор, согласившись играть Скрипичный концерт даже с самим Ойстрахом. В нашем выступлении музыка Шостаковича дополняется Шестой симфонией Чайковского, и получается красивая русская программа.

Прекрасным концертом обещает быть сочетание «Моря» Дебюсси и раннего концерта Мендельсона для фортепиано и скрипки. «Мои добрые друзья – супружеская пара скрипач Бенджамин Шмид и пианистка Ариан Хэринг сыграют концерт Мендельсона, который композитор написал в возрасте 13 лет. Это милая и чрезвычайно виртуозная музыка».
Скрипичный концерта Стравинского с хьюстонским симфоническим сыграет Евгений Угорский – необыкновенно талантливый молодой скрипач, который запомнился нашим зрителям блестящим исполнением концерта Паганини три года назад. «Никто в мире не играет концерт Стравинского наизусть, а Женя играет!» – заметил Ханс Граф.

«Второй концерт Шопена с нами сыграет Янина Фиалковска – польско-канадская пианистка, которую я знаю уже лет двадцать. Меня потрясает её личная история, в которую трудно поверить. Несколько лет назад пианистке поставили дигноз – саркома левой руки. После успешной операции она в течение двух лет играла правой рукой леворучный репертуар – концерты Прокофьева и Равеля, а это так трудно! Потом была операция по внедрению новой мышцы, и в результате она начала играть двумя руками. Для меня Янина – героиня. В её состоянии играть два концерта Шопена в один вечер – это поступок, достойный уважения. Недавно пианистка получила большую награду от правительства Канады. Я очень горжусь дружбой с ней и рад, что музыкант такого уровня сыграет с нашим оркестром».

Таковы ближайшие планы, а пока приглашаем вас, дорогие читатели, на первый в этом сезоне концерт, который состоится 8 сентября.