Пока скромный миллиардер Марк Цукерберг тихо-мило отдыхал с молодой женой, спасаясь от папарацци, его коллега, другой миллиардер, «российский Цукерберг» – он же Павел Дуров, он же основатель популярнейшей российской социальной сети «ВКонтакте» – зажигал по полной. Организовал, понимаете, манну небесную, и мне, кстати, тоже немного досталось.
Однако по порядку. Теплый питерский денек, воскресенье, выпил белого вина, прогуливаюсь по каналу Грибоедова. Смотрю: у Дома книги – возбужденная толпа. Может, бестселлеры за полцены раздают? Надо брать!
С шестого этажа, где находится главный офис «ВКонтакте», планирует очередной бумажный самолетик, а на его борту – пятитысячная российская денежка… Буквально в минуту юная нимфа заехала мне локтем в лицо, а двухметровый бритый мужик в костюмчике типа от Армани реально отдавил ногу. Петербуржцы вели себя не очень галантно, продираясь через милых петербурженок, как трава сквозь асфальт, с помощью кулаков, шестиэтажного мата и воинственного рычания. Тот самолетик ухитрился поймать щуплый паренек в очках, с разбитым носом и разодранной штаниной, и мгновенно брызнул на набережную. А через минуту сверху поплыл другой…
Форс мажора?
Павел Дуров, решив поразвлечься, бросал в толпу пятитысячные купюры, прикрепленные к бумажным самолетикам, и снимал на видео. Действо длилось очень недолго, подтверждаю как очевидец: ну минут пятнадцать. «Народ начал звереть, пришлось быстро прекратить», – объяснил мне потом Дуров.
С неба отправилось всего пятьдесят тысяч халявных рублей. Зато на грешной земле против него, не менее грешного, мгновенно началась великая информационная война. Блогосфера взорвалась, будто кто-то атомную бомбу кинул.
Вера: «Как все-таки отвратительны наши мерзкие нувориши. Слышишь все это и начинаешь понимать, почему их без долгих разговоров ставили к стенке в 1917».
Doqille: «Дуров – просто самовлюбленный тролль; он сделал что захотел, при этом не нарушая никаких законов».
Ирина: «В приличном обществе ему бы устроили бойкот».
Pauluskp: «Маленькое Ходынское поле устроил».
Fkиса: «Поведение Дурова отвратительно, только последний скот может так унижать СВОИХ…»
Leonkill: «Дуров полностью оправдывает свою фамилию, разбалованный гнусный ботан. Создал зомбосеть и лапошит лохов… Как был быдлом, так и остался»
Нила: «Полнейшее моральное уродство!»
Merrycurly88: «Вообще, он, видимо, с карманных доходов родителей заработал».
Светик: «Кому деньги дались легко, тот ими так и может раскидываться…Повесить перед голодным кусок колбасы и ржать, что он хочет его съесть».
Гость: «Полёт фантазии ограничивается только степенью морального уродства. А у господина Дурова эта степень – наивысшая, вне категорий!»
Ivanpankin: «Надо было поднимать их и рвать».
Беспартийный: «В другой стране мира приехала бы полиция, мудилу выкурили бы из дома и отправили отдохнуть на шконке, а те деньги, которые он собрался бы бросать на улицу, дабы поунижать людей, у него эти самые люди отобрали бы неслабыми судебными исками за оскорбление чести и достоинства. Зарыли бы на раз-два до состояния, когда сам бы стал готов за жалкий евроцент убить».
iRiver : «Божок сего господина – деньги. Простим ему это скотство».
xRAM0Nx: «Просто надо давно уже судить за провокации».
Праведные блогеры возмущались, почему Дуров не отдал эти пятьдесят тысяч в детский дом, в хоспис, «в приют там, какой-нибудь, или на культуру», на инновации и Сколково, на дворовые хоккейные площадки, на теплую встречу инопланетян, на реставрацию Пятигорского провала, чтобы больше не провалился, и еще много предложили достойных позиций для благих дел.
В каждом третьем блоге злоупотребляется не очень красивое слово «быдло» и не менее достойное выражение «последняя степень быдлячества». В каждом втором – мат, и такая злоба дня, что и ночью с ней не уснешь без галоперидола. Конечно, кое-кто из блогеров аккуратно так, ненавязчиво пытался смягчить ситуацию: типа, «и быдло бросило, но и быдло поймало», и вроде нечего было жителям культурной столицы (станицы?) из-за нескольких халявных купюр мгновенно звереть без озверина. Нашлись даже почти историки: мол, кидаться денежкой – стародавняя история, идущая еще с Древнего Рима. Да и в России без этого ни одна коронация не обходилась: швыряние денег в толпу, плюс хлеб, водка и зрелища. А какими щедрыми были те же русские купцы: после доброй гулянки могли и цыганок ассигнациями осыпать, и сотенную в зубы ошалевшему извозчику, и вообще широк русский человек, хорошо бы сузить – как напрасно мечтал Достоевский.
Ссудите, и судимы будете
Ну побузили сетевые хомячки – и ладно, но тут же подключилась тяжелая артиллерия в лице светских львов, акул пера и прочей живности вплоть до бандерлогов и медведей. Юрий Кара, режиссер фильма «Мастер и Маргарита», которого никто не видел, заявил: «Типично коровьевская штучка! Воланд такими вещами не занимался. А вообще так беситься с жиру, когда большинство людей в стране живут небогато – патология».
(Наверно, он Булгакова подзабыл, а кто, скажите, знаменитый аттракцион в театре устроил, если не Воланд?)
Летчик-испытатель Сергей Кнышев почему-то вспомнил о катастрофе в Индонезии, где разбился российский «Суперджет»: типа, кощунство самолетики пускать, когда страна такое переживает. Наталья Никифорова, советник гендиректора объединения «Гознак», заявила: «Это неуважение к тем людям, у которых иногда даже нет возможности погасить долг по квартплате. С профессиональной точки зрения, деньги – это недешевое изделие, в которое вложен большой труд дизайнеров и изготовителей. Ими разбрасываться нельзя».
Возмутился якобы либеральный доктор экономических наук Никита Кричевский: «Человек кичится богатством в стране, где средняя зарплата равна пяти его «самолетикам». (Интересно, а «Челси», купленный на российскую нефть, сколько самолетиков стоит?)
Зампредседателя Общественного совета Минобороны Александр Макеев почему-то впал в детство: «Если ты такой богатый и не знаешь, куда деть деньги, – отдай детям».
А недавно изголодавшийся, но уже отъевшийся депутат Олег Шеин сказал: мол, Дуров продемонстрировал, что живет категориями 17 века: есть знать и есть плебеи. Он ставит себя выше окружающих.
Но особенно разошлись акулы пера и топора. Чуть ли не самым вегетарианским выглядел комментарий телеобозревателя канала «Россия» Александра Сладкова: мол, надо Дурова срочно привлечь за неуважение к атрибутике российского государства. Ну, спасибо, по этой статье много не дадут. Зато порадовала популярная корреспондентка одной орденоносной газеты с миллионным тиражом и давно подмоченной репутацией. «Чем больше барчук богател, тем больше народ превращался для него в быдло», – утирая праведные слезы, заявила она.
И далее, прошу внимания: «Для блокадного в прошлом Ленинграда эта акция не просто унизительна, она отвратна… Хочется сказать: подлец ты, Паша. Ты не просто оскорбил народ, ты его растоптал с высоты шестого этажа своей миллиардной империи».
Вот так: пока Цукерберг мирно наслаждался семейными радостями, его российский клон оказался виновен по полной программе: за пятнадцать минут вовсю надругался над российскими святынями, унизил детей, пенсионеров, ветеранов войны 1812 года, врачей и учителей, участников битвы на Куликовом поле, честных русских бизнесменов типа Абрамовича или Фридмана, которые не покладая рук трудятся, чтобы народу нашему жить было хорошо и весело, ну и т.д. Короче – всех унизил.
Талант без поклонников
Эта почти смешная история, конечно, не столько дензнаковая – сколько очень знаковая.
Во-первых: мышь (компьютерная) внезапно родила гору. Нано-масштаб события – и тысячи гневных откликов, и миллионная, впавшая в якобы праведный гнев, аудитория. Это вроде – чудовищный абсурд, которому бы Ионеско с Беккетом порадовались, и сбыться он может только в небывалой стране под названием Россия. (Ближайший аналог: глупые девочки, устроившие в храме пятиминутный панк-молебен и немедленно объявленные чудищами, воинами Антихриста и всероссийскими покусителями на все святое).
Грандиозный абсурд хотя бы в том, что блогеры, журналисты, видные деятели культуры говорили абсолютно о другом человеке, хотя биография Дурова прекрасно известна.
Не с карманных доходов родителей он заработал (папа – известный филолог, автор многих научных работ), не пилил с госзаказов, не качал права и нефть, в Куршавеле с сотней красавиц не замечен, яхт и футбольных клубов не приобретал и даже, представьте, рейдерством совсем не занимался.
Дурову 28 лет, он блестящий российский программист и бизнесмен, лауреат кучи стипендий: президента России и правительства, и еще всяких, победитель олимпиад по лингвистике, информатике и дизайну. Дуров закончил филфак питерского универа. В 22 года создал практически с нуля сеть «ВКонтакте». Тогда, заметьте, у нас уже были и Фейсбук, и Одноклассники. А через шесть лет: «ВКонтакте» зарегистрированы больше 110 миллионов пользователей, туда ежедневно заходят 35 миллионов человек. И денег у Дурова очень много: если верить «Форбсу», он где-то в третьей сотне самых богатых людей России.
Убежденный либертарианец (очень грубо: живи как хочешь, но не мешай другим). Упертый вегетарианец: не пьет, не курит, не наркоманит и своим подчиненным категорически не дает. У него уже давно безалкогольные корпоративы – вот ужас, представьте! Среди российских программистов считается чуть ли не гуру.
Самая известная благотворительная акция Дурова: когда он на конференции «Digital Life Design» в Мюнхене объявил основателю Википедии Джимми Уэйлсу, что жертвует на его проект миллион долларов. Мол, эта виртуальная энциклопедия – самое важное, что сейчас есть в электронном мире, то, что останется в веках. Передвигается мультимиллионер на метро, поскольку «так быстрее». Знает английский, итальянский, испанский, немецкий, французский и латынь. Малообщителен, всегда спокоен и вежлив. Многие говорят: зануда тот еще.
Деньги не радуют, если они не ваши
А мораль сей басни такова: Дуров попал в российскую ментальную болевую точку. Может, и не специально, просто приколоться решил, но поскольку очень талантливый, попал, как супер-снайпер, не целясь, с закрытыми глазами.
В России 21 века тот, кто много заработал своим умом и талантом – персона нон грата. (А почему он срок при этом не заработал или не вступил в нужную партию?) Честная частная собственность у нас тоже не в почете: за нее должно быть непременно стыдно. Типа миллионер должен извиняться: простите, мол, что я живу, и что у меня столько денег, и что умнее вас. А продвинутое и высокодуховное общество имеет право жестко указывать, как ему эти деньги тратить и сколько надо дать на благотворительность.
Господа, а если он просто не хочет? Даже эти несчастные пятьдесят тысяч – ну, вот, не хочет и все? А хочет самолетики запустить? Банальная мысль, что человек, который сам заработал деньги, умом и талантом, а не откатами и рейдерством, может распоряжаться своим состоянием абсолютно как угодно, до нас не то что не доходит – и не доползает.
То, что он не обязан участвовать, к примеру, в этих якобы благотворительных балах-обедах-полдниках, где собрали бедным-несчастным миллион, а проели-пропили в десять раз больше. То, что не должен финансировать странные общества надосрочнопомочькомуто», где чаще всего учредители на Канарах, а некоторые, вовремя не поделившиеся, – потом на нарах. То, что настоящая благотворительность – дело тихое, душевное, в высшей степени интимное, а вовсе не ловкий пиар во время чумы, и говорить об этом такой же моветон, как прилюдно расписывать причуды своего пищеварения.
И требовать от человека, чтобы он отдал куда-то деньги, которые заработал – это больше чем преступление. Это просто глупость, с которой не в «Сколково», а в Науру и Зимбабве добро пожаловать.
Самые бедные люди в России – богатые, которые заработали, а не украли. Потому что остальные, менее умные, талантливые и адекватные товарищи требуют от них и халявных денег, и покаяния за то, что эти барчуки состоялись, а они нет.
А когда эти духовно подкованные граждане бросаются на халяву и бьются за нее кулаками, зубами, ногами и прочими частями измученных нарзаном тел, так они ведь не виноваты! Они пожизненно униженные и оскорбленные, им все дозволено.
Увы, господа: да, есть знать, а есть плебеи. Это неравенство, которое благодаря съеденному Евой яблочку будет всегда. Есть люди, которые в двадцать с небольшим зарабатывают миллионы, и есть те, кто не может и в пятьдесят оплатить долг за электричество. И надо иметь мужество и женственность, чтобы это признать, и принять, и успокоиться. А попытки уничтожить неравенство сами знаете к чему привели…
Авторитетная дама-психолог заявила про перформанс Павла Дурова: это чисто детские комплексы, это гордыня, люди для него муравьишки, так почему бы не поставить над ними эксперимент: кидать из окна деньги и смотреть, что там внизу будет делаться?
Если бы у дамы в институте не была твердая двойка с плюсом по основному предмету, она бы знала: и в Америке, и во многих европейских странах психологи в течение года проводили банальный эксперимент. Оставляли десять бумажников с довольно крупными суммами в людных местах. Кроме купюр в бумажнике была визитная карточка их якобы владельца. Буквально через пару часов девять из десяти бумажников эти жадные, бездуховные, меркантильные европейцы отнесли в полицию…
Итого: искренне аплодирую «русскому Цукенбергу» Павлу Дурову и прошу, чтобы он повторил акцию на бис. Когда в центре Петербурга вдруг начинают планировать бумажные самолетики с пятитысячными купюрами – это очень красиво, Павел, честное слово. И гораздо веселее, чем пенсионерский отдых с женой вашего такого же молодого американского собрата-миллиардера.