Начиналась история иллюстрации как картинки, сопровождающие художественное произведение. «Я не иллюстрирую произведения, а создаю книгу», – говорил советский график Владимир Фаворский, определяющий пространство книжной иллюстрации как «воздух белого листа». Но очень быстро она превратилась в самостоятельный вид искусства, и теперь зачастую изобразительные произведения вызывают зрительский интерес вне зависимости от интереса читательского – достаточно вспомнить работы Альбрехта Дюрера или Кацусика Хокусая. Это продемонстрировала в очередной раз и выставка «Книжная графика», открывшаяся в Русском культурном центре «Наш Техас» 5 апреля.
На выставке были представлены работы художников-иллюстраторов Игоря Караша и Владимира Зимакова, созданные для изданий книг «Кровавая комната и другие истории» английской писательницы Анджелы Картер и «Голем» Густава Майринка, который, наряду с Францем Кафкой, считается одним из ведущих представителей литературной «пражской» школы. Любопытно, что до начала этой совместной выставки Игорь и Владимир не знали о существовании друг друга, но в их биографиях есть схожие черты, и все это время развивались художники в параллельных плоскостях, пусть и формируя свой собственный, самобытный стиль графики. Например, оба они в свое время жили в Техасе: Владимир – в Далласе, где он закончил художественную школу, а Игорь 15 лет провел в Хьюстоне до своего переезда в Сент-Луис в 2008 году.
Естественно, существуют у Зимакова и Караша и отличающие факты их биографии: Владимир учился в школе дизайна Парсонс (Parsons School of Design) в Нью-Йорке, и у известного русского художника Михаила Шемякина в городке Клаверак недалеко от Нью-Йорка. Сейчас преподает на факультете графического дизайна в Калифорнийском Институте искусств в городе Санта-Моника (Art Institute of California). Игорь же работает в архитектурных и дизайн-компаниях, занимается иллюстрацией и театральными постановками.
А недавно оба они выиграли контракт британского издательства Folio Society, публикующего известные литературные произведения в эксклюзивном оформлении. Чтобы постоянно привлекать к себе интересных художников- иллюстраторов, Folio ежегодно объявляет конкурс на серию иллюстраций к определенной книге. Объявляется конкурс в октябре, а победителя – одного из 500 претендентов – выбирают и награждают летом следующего года. Победивший художник знает о том, что он победил с февраля-марта месяца, дабы закончить иллюстрации к лету, но работает секретно по контракту с издательством. По условиям конкурса сумма контракта – 4000 фунтов стерлингов. А недавно стало известно, что две иллюстрации к роману Анджелы Картер, представленные на нашей выставке, победили в ежегодном конкурсе American Illustration 32 Call For Entries. Среди 9 тысяч работ были выбраны только 400 – они будут опубликованы в онлайн-галерее AI-AP. Победителей будут чествовать в ноябре этого года в Нью-Йорке на ежегодной конференции иллюстраторов. У Владимира тоже много проектов, тем более что работает он во многих видах техники, включая линогравюру, шелкографию и даже книгопечатание – на открытии выставки он продемонстрировал экземпляр собственноручно им оформленной и напечатанной книги «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя.
Произведения, проиллюстрированные Игорем и Владимиром, написаны в жанре готического романа. Мистицизм «Кровавой комнаты» и «Голема», словно в зеркале, волшебным образом отображается в работах Караша и Зимакова, выполненных в экспрессивной манере. На выставке также представлены иллюстрации Зимакова к повести «Вальпургиева ночь» того же Майринка, работы к мистической повести «Венецианское зеркало» Александра Чаянова, и многое другое. А поклонникам певицы Аманды Палмер, которая, как утверждают музыкальные критики, выступает в жанре «альтернативный рок» и «панк-кабаре» (на самом деле, ее неповторимый стиль невозможно загнать в жанровые рамки) – Владимир приготовил сюрприз: привез на выставку две работы, которые вошли в арт-альбом, изданный в рамках промо-тура альбома, созданного певицей с группой The Grand Theft Orchestra.
Все работы художников, выставленные в галерее, можно приобрести – и оригиналы, и принты, которые продаются по более доступной цене. Это может украсить интерьер вашего дома, квартиры, или же стать прекрасным подарком – также как экземпляр книги «Кровавая комната и другие истории» или «Голем» с иллюстрациями и автографами Караша и Зимакова.
Русский культурный центр «Наш Техас» открыт с понедельника по пятницу с 8.30 до 5.00, в субботу с 11.00 до 3.00. Тел.: 713-395-3301