В конце января в недавно отреставрированной галерее Хьюстонского университета, получившей статус музея, Blaffer Art Museum, открылась интереснейшая выставка. А вернее сразу две выставки одного автора: «В спину северному ветру» (At the Back of the North Wind) и «Хождение по морю» (Walking the Sea). Обе они являются двумя частями трилогии Антона Гинзбурга, в которую входят фотографии, картины, скульптуры и фильмы.
Выставка «В спину северному ветру» была представлена на 54 биеннале в Венеции в 2011 году. Это документально-художественный поиск художника Антона Гинзбурга легендарной Гипербореи – мистической земли, о которой впервые упоминается в записях древних Греков, о которой Геродот и Гомер писали, как о месте благословенном, где всегда светит солнце и одно время года – весна. Художник искал её в Орегоне, в Петербурге и на Белом море.
Житель Нью-Йорка, а в прошлом петербуржец, Антон Гинзбург, признаётся, что с детства был увлечен искусством, занимался в художественных школах, начиная с ленинградского Дворца пионеров, и заканчивая нью-йоркской Parsons School of Design. Гинзбург работает в самой разнообразной технике: скульптура, фотография, фарфор, стекло, графика и видео. В анкете, напечатанной в журнале «Сноб» Антон пишет, что его интересуют изменения всего окружающего и, как следствие, дым и зеркала.
Однажды прочитав газетную статью об открытии Гипербореи, Антон заинтересовался этой темой, начал изучать её и обнаружил, что многие в начале ХХ века были заняты поисками легендарной страны. В связи с этим «всплыло» три места. Первое – американский город Астория в штате Орегон, обозначенный как бывшая Гиперборея писателем Вашингтоном Ирвингом. Город был связан с семьей Асторов, увлеченных идеями теософии и прогресса. Второе место – Петербург, где тема Гипербореи витала в умах поэтов-акмеистов. «Для меня очень важна связь с Петербургом и в творческом смысле, и в личном. Мои съемки в Петербурге – это, скорее, воспоминание о начале ХХ века, поэтическое восприятие темы Гипербореи, психологическое состояние культуры этого города – мистицизм Блаватской, идеи Карла Юнга и его учеников, связь между Петербургом и Нью-Йорком в начале ХХ века», – комментирует Гинзбург. Третье предполагаемое место нахождения Гипербореи – у Белого моря, в районе которого недавно нашли артефакты, надписи на камнях, исторические карты, свидетельствующие о существовании древней цивилизации. Художник решил пройти маршрут по каждому из этих мест и снять путешествие на видео. Фильм соединил все части проекта. Так что зритель, посмотревший все экспонаты выставки, после просмотра фильма, совсем по-другому ее воспринимает.
Скульптура мамонта из Петербургского зоологического музея, фигура и самого художника в позолоченных эскимосских очках, красный дым, который стелется то по орегонским лесам, то по заснеженным мостам, то по развалинам казарм и ГУЛАГа у Белого моря, то на Дворцовой площади у Эрмитажа. «Близкая подруга моей мамы была куратором в Эрмитаже, поэтому для меня здание Эрмитажа очень важно», – говорит Гинзбург.
Пожалуй, самый интересный экспонат выставки – причудливая пятиметровая скульптура под названием «Пепелище» (Ashnest), занимающая центральное положение всей экспозиции, в которой используются современные технологии трехмерной печати на основе микроскана человеческой кости, а также фрагменты бивней мамонта.
Вторая выставка «Хождение по морю» – свидетельство о путешествии Антона Гинзбурга по Аральскому морю (в прямом и переносном смысле). Проект «Хождение по морю» основывается на теории о том, что Аральское море на протяжении истории то исчезало, то вновь появлялось несколько раз.
Ранее один из четырех крупнейших внутренних водоемов в мире с площадью более 26000 квадратных миль, с 1960 года Аральское море неуклонно мелеет. Это связано с тем, что большая часть стока рек Сырдарьи и Амударьи через систему каналов стали забирать на орошение хлопковых полей. В результате море значительно отступило от своего берега, и обнажилось дно, покрытое морскими солями с примесью пестицидов и других химикатов. Дно Аральского моря сегодня – мёртвая земля.
Художник соорудил зеркальный рюкзак – модель киноаппарата, водрузил себе на спину и с посохом в руках прошёлся по обмелевшему дну Арала, где совсем недавно было море, ходили баркасы, вблизи жили люди. Фотографии сюрреалистических пейзажей с заброшенными зданиями, дамбами и пасущимися вдали верблюдами составляют большую часть выставки. Эта выставка о поэтическом парадоксе моря без воды.
Мы приглашаем наших читателей на встречу с Антоном Гинзбургом и на лекцию искусствоведа Бориса Гройса «Новая археология советской империи», которая состоится 27 февраля , 6:30 вечера, в Dudley Recital Hall. Приём в галерее Блаффер в 5:30 вечера.
Справка: Борис Гройс родился в 1947 году, окончил отделение математической логики Ленинградского университета, занимался структурной и прикладной лингвистикой, печатал статьи по культурологии и философии в самиздатовских журналах. После переезда в ФРГ в 1981 году жил в Мюнхене, затем в Кельне.
Гройс – теоретик искусства, философ, писатель, публицист, профессор философии и теории искусства в Государственной высшей школе дизайна в Карлсруэ, профессор славистики в Нью-Йоркском университете. Борис Гройс – всемирно известный эксперт по позднесоветскому искусству и литературе постмодернизма, а также по русскому авангарду.
В Соединенных Штатах он известен как автор книги «Тоталитарное искусство эпохи Сталина».