С Фридой Давидовной Скобловой я познакомилась на праздничном вечере в зале Demers, но поговорить тогда так и не удалось: её без конца поздравляли, и она весь вечер танцевала. Оказывается, танцы – ее давняя любовь, ещё в детстве Фрида занималась в студии музыкой и балетом. Об этом она рассказала мне на следующий день, когда я пришла в гости.
В квартирном комплексе, который в народе уже давно прозвали «три пятерки», потому что находится он в Хьюстоне по адресу 5550 Braeswood, её знают практически все русскоговорящие жители. Она живет здесь с дочерью уже почти 17 лет. 11 мая у Фриды Давидовны день рождения, поэтому накануне она не идёт, как обычно, в пансионат «Синяя птица», а отдыхает дома. Ведь на следующий день будет и праздничный вечер в ресторане, и соседи зайдут на чай – надо подготовиться.
Родилась Фрида Давидовна в небольшом городке Бологое в 1913 году. Отец – часовых дел мастер, мать – домохозяйка, в семье пятеро детей – три девочки и два мальчика. С младшей сестрой, которой 93 года, они нынче соседи: она живёт в квартире напротив. Больше в семье долгожителей не было. Мать умерла в войну в 56 лет, отец – на 72-ом году жизни.
Своя семья у Фриды Давидовны не такая многочисленная. Она вышла замуж в 1930 году, и детей всего двое: сын Игорь и дочь Флора. Через 5 лет после замужества Фрида Давидовна с семьей переехала в Ленинград. Муж Евгений Иванович Афонский трудился на фабрике «Победа 1», Фрида Давидовна – на фабрике «Победа 2». Когда началась война, Евгений Иванович работал диспетчером на ладожской переправе «Дорога жизни», а Фрида с детьми эвакуировалась в Ташкент. После снятия блокады муж ушёл на фронт, командовал пехотным взводом, и в 1944 году погиб. Фрида Давидовна осталась одна с двумя маленькими детьми.
Работала вольнонаемной в картографической воинской части при штабе Среднеазиатского военного округа, здесь её наградили медалью за отличный труд. Когда она вернулась в 1945 году в Ленинград, квартира была занята. Пришлось месяц ютиться с детьми в прихожей своей же квартиры, обогреваться керосинкой, спать всем на одной кровати. Затем квартиру Фриде Давидовне вернули. Она снова поступила на фабрику «Победа 2» уже референтом коммерческого директора, а затем её пригласили работать на Адмиралтейский завод, где она заведовала технической библиотекой. Здесь, как известно, строились корабли, и в её руках находились все чертежи и технические условия. На сдачу кораблей приходилось выезжать с документами в Балтийское море. В 1968 году Фрида Давидовна уехала на полгода в Северодвинск, там строили первую советскую подводную атомную лодку.
Когда ей исполнилось 55 лет, решила уйти на пенсию, чтобы помогать детям. У сына родился сын, а у дочери – дочь, надо было нянчить внуков. Жили все в разных концах города, приходилось ездить на электричках, везде надо было поспеть: от Игоря к Флоре, от Флоры к Игорю. Сейчас внучка Леночка работает переводчиком в нефтяной компании, это к ней родители и бабушка приехали из Ленинграда в Хьюстон. Внук работает на телевидении в Кёльне, сын никуда не уехал, остался в Питере. Правнук пока только один. За время жизни в Хьюстоне Фрида Давидовна 5 раз ездила в гости к сыну. Первый раз Игорь очень боялся, как 90-летняя мама полетит одна, он побежал к врачам советоваться, и те сказали, что, конечно, этого делать не следует. «Но они же меня не видели, – смеется Фрида Давидовна, – в 90 лет я ещё была кум королю». Сейчас, правда, больше не летает, но часто общается и с сыном, и с внуком по скайпу.
Главное увлечение Фриды Давидовны – это чтение. В пансионате «Синяя птица» прекрасная библиотека, много книг и дома. Она везла их из каждой поездки в Питер. Спортом она серьёзно не занималась, ну разве что лет в 13 увлекалась гимнастикой, но уже много лет утро начинает с зарядки, затем душ и завтрак. На завтрак обычно овсянка, но когда надоедает, варит гречневую кашу. Готовит Фрида Давидовна сама, предпочитает русскую кухню: борщи, щи. Ест и мясо, но не каждый день – говядину, курятину, очень редко даже свинину. «А почему нет?» – удивляется Фрида Давидовна. А вот вина не пьет совсем. «Но я не такая здоровая, как может показаться, – рассказывает Фрида Давидовна. – 13 лет назад была одна операция, затем операции на оба глаза, два года назад я перенесла еще одну серьезную операцию. Но слава Богу, все обошлось».
В садике (как все посетители ласково называют пансионат «Синяя птица») у неё несколько близких друзей. «Я самая старшая, – рассказывает Фрида Давидовна, – младшей где-то 71 год. Мы гуляем там во дворе у бассейна, играем в карты на копейки, чтобы был интерес. Раньше нас возили в музеи, в сад азалий, на концерты, гуляли, сейчас, к сожалению, это всё отошло».
Семья сестры живёт рядом, и Фрида Давидовна очень благодарна своему племяннику Аркадию Немировскому, который о них постоянно заботится. До недавнего времени он возил Фриду Давидовну за покупками, теперь она стала немного уставать и перепоручила эти обязанности дочери. Но готовит по-прежнему сама. Даже печёт, например, пироги с капустой, яблоками и с творогом. Причем тесто не покупается готовым, а непременно замешивается самостоятельно. Рецепт теста помнит наизусть: «Пол-литра молока, пакетик сухих дрожжей, пара желтков, палочка маргарина, а муки – сколько займет, но чтобы тесто обязательно было не тугим, не плотным. Если не липнет к рукам, то все, тесто готово, больше муки добавлять не надо. Затем поставить в тёплое место, накрыть полотенцем и дать ему взойти. Через часа полтора можно печь пирог».
К концу нашего разговора на улице началась сильная гроза, дождь полил стеной. Мне надо было уходить, но гостеприимная хозяйка меня не отпускала. «Куда же вы пойдете, деточка, в такой ливень?» – волновалась она. Как же давно меня так не называли!