Приближается День Победы. Победы, без которой, наверно, на этой планете не было бы многих из нас. Сменяются поколения, время несется с бешеной скоростью, что как-то особенно остро чувствуется здесь, в Америке. Мы редко оглядываемся в прошлое, а, между тем, люди, душу свою вложившие в эту Победу, еще есть среди нас. Да, их немного, не просто свидетелей истории, а участников той далекой войны…
Уходят ветераны, уходит и память, но мы, дети и внуки тех, кто прошел ту войну, помним и хотим, чтобы об этом Дне знали и помнили наши дети и рассказали своим детям. Мы живем в другой стране, другой культурной реальности, но все-таки, когда приходит День Победы, руки машинально тянутся к телефонной трубке, чтоб позвонить своим родным ветеранам, бабушкам и дедушкам, отцам и матерям и поздравить их. И как хочется устроить тем, кто еще с нами, настоящий праздник. Ведь мало на свете дат, таких же важных, которые объединяют нас всех. Давайте же отпразднуем этот праздник вместе с нашими ветеранами, чтоб они понимали, что память не ушла, и что их родные знают, что значит эта Победа.
Русский культурный центр «Наш Техас» решил подарить хьюстончанам, прошедшим войну, настоящий праздник, и пригласил Никиту Сторожева, знаменитого русского баса, живущего и работающего в Остине, исполнить для ветеранов песни военных лет – те самые, которые они помнят. Конечно, хочется, чтоб вместе с ветеранами на концерт пришли их дети и внуки, а так же все, кому дорог этот праздник. Хочется отметить, что этот концерт порадует не только ностальгическими песнями военных лет, он, без сомнения, доставит удовольствие ценителям вокального искусства. Никита Сторожев, который специально подготовил программу военных песен и романсов для этого концерта, – оперный певец мирового класса.
Я побеседовала с певцом, чтобы познакомить с ним наших читателей.
– Никита, как в вашу жизнь пришла опера?
– Петь я начал довольно поздно. Сначала учился Уральском государственном университете г. Свердловска на отделении философии и параллельно пел, и только в 22 года понял, что опера – мое призвание, и поступил сначала в Свердловскую консерваторию, а потом перевелся в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского. В 1978 году я стал победителем конкурса П.И. Чайковского.
Учась в Московской консерватории, я с 3-го курса стал солистом Большого Театра. В моем репертуаре того времени были и «Иоланта», и «Трубадур», я пел Собакина в «Царской невесте» и Базилио в «Севильском цирюльнике». Всего за время работы в Большом театре я исполнил около 15 разных партий. В течение 5 лет я выступал в Большом театре и Московской филармонии. Тогда же начались мои собственные сольные концерты русских песен, арий и романсов, когда приходилось ездить с гастролями повсюду, от Минска до Иркутска и от Питера до Ялты.
Потом я женился на мексиканке и переехал в Мексику. Так получилось, что на мой спектакль в оперном театре Мехико пришли родители Пласидо Доминго, тоже певцы, я им понравился, и они посоветовали мне отправиться в Вену. Там, в Вене, Пласидо пел в «Отелло», и я познакомился и подружился с ним. Мой агент из Вены посоветовал принять предложение из Дюссельдорфа, где я и проработал 3 года в составе постоянной труппы «Немецкой оперы на Рейне». Это была, действительно, хорошая школа.
– А что дальше?
– А дальше я переехал в Париж, где прожил 15 лет. Там я работал уже по контрактам, меня приглашали на оперные постановки в самые крупные оперные театры мира. Я выступал всюду: в Лондоне, Милане, Мюнхене, Токио, Берлине, Флоренции, Нью-Йорке, Вашингтоне и Сан-Франциско. Мне посчастливилось работать с такими дирижерами, как Ростропович, Ашкенази, Рождественский, Аббадо, Джерви, Причард и Нельсон, и с такими солистами, как Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Катя Риччарелли, Руджеро Раймонди и Николай Гяуров. 8-10 месяцев в году я гастролировал. В моем репертуаре с тех пор более 50 оперных ролей и около 300 классических песен.
– Как вы оказались в Остине?
– Как-то на фестивале Бартока я пел в опере «Замок Синей Бороды» и познакомился с профессором факультета вокала в Остине Биллом Льюисом – известным тенором из Метрополитен-Опера. А через полгода он предложил мне участие в конкурсе на должность профессора. Я прилетел в Остин, дал мастер-класс и забыл об этом. Через некоторое время пришло известие о том, что я принят.
И вот теперь не только я выступаю на известных оперных сценах, но и мои ученики уже выигрывают международные конкурсы. Это не мешает мне по-прежнему выступать, например, в Сан-Франциско я пел в «Леди Макбет Мценского уезда», в Далласе я исполнял одну из партий в «Реквиеме» Верди.
– А Россию не забываете?
– Не только не забываю, но даже начал программу по обмену студентами и профессорами UT и Московской консерватории. Я приезжал в Москву для мастер-классов, а в прошлом году к нам приезжал Петр Скусниченко, тенор, заведующий кафедрой Московской консерватории, мы дали совместный концерт в Остине. Еще в прошлом году Гергиев пригласил меня в Мариинский театр, где я исполнял арию царя Додона в «Золотом Петушке». Ездил я и в Свердловск, где выступал в опере, филармонии и провел мастер-класс…
– Каковы ваши планы на этот год?
– Будут гастроли в городах Америки и Европы, а также партия в опере «Дон Жуан» Моцарта. Ну, и, конечно, сольные концерты. В том числе, я с удовольствием выступлю в концерте к Дню Победы, для которого подготовил специальную программу военных песен и романсов.
– И, наконец, что для вас означает «День Победы»?
– Мои родители из харбинской эмиграции, так что они помнили больше войну с японцами. В Россию семья вернулась только в 50-х годах, и в поселке под Свердловском, где я жил, было много родственников-ветеранов, прошедших войну. Рядом с нами были лагеря политзаключенных, потом они оставались у нас на поселение. Одним из таких ссыльных был наш учитель истории, очень образованный и интеллигентный человек, благодаря ему я увлекся военной историей. Потом я поступил в военное училище, где как раз и пели мы песни военных лет.
Конечно, страшно то, что во время великих российских перемен ветеранов позабыли, и они постепенно уходят. Хорошо, что сейчас на них обращают внимание, стараются сделать что-то для тех, кто еще с нами.
И я, действительно, надеюсь, что мой концерт песен военных лет и русских романсов подарит хьюстонским ветеранам, их семьям и всем зрителям тот праздник Дня Победы, которого они заслуживают.