Какие ассоциaции возникают у вас, дорогой читатель, при имени Евгений Онегин? Конечно, Пушкин, любимые с детства стихи, очаровательная музыка Чайковского, знаменитая опера. И далеко не все знают, что в 1965 году состоялась премьера одноименного балета.
Когда в 50-х годах молодой хореограф Джон Кранко впервые увидел фильм-оперу «Евгений Онегин», он сразу отметил, что сюжет идеально подходит для балета. Сама поэма – уже балет в трех различных стилях. Первых акт – танец романтический юности, второй – аристократичекий вечер, третий – элегантный бал в Санкт-Петербурге. И красной нитью в этом лабиринте проходят солисты.
Родившись в Южной Африке в 1927 году, Джон Кранко был одним из самых успешных хореографов 20-го века, сочинявших полнометражные балетные спектакли.
В «Онегине» Кранко создал серию чудесных адажио, насыщенные партии для четырех ведущих характеров: Онегина, Татьяны, Ольги и Ленского. При этом главным действующим лицом балета стала Татьяна с её ярко выписанным характером. Абсолютный мастер па-де-де, Джон Кранко завершает балет блистательным дуэтом Татьяны и Онегина, в котором чувство долга побеждает любовь.
Хореография Кранко удивительно гармонично соединилась с костюмами в стиле 19-го века, созданными Юрген Роз и музыкой Петра Ильича Чайковского. В балет частично вошла музыка из оперы и были добавлены другие менее известные произведения знаменитого русского композитора.
Хореограф Джон Кранко предложил новый балет для премьеры Королевскому балету Англии, но репертуар знаменитой труппы был перенасыщен, а хореограф не хотел долго ждать. Впервые балет был показан труппой Штутгарт-балет, где работал Кранко. Спектакль был очень тепло встречен публикой и критиками. С тех пор он стал одним из самых любимых балетов 20-го века, его исполняли многие труппы мира. В ноябре 2001 года он необыкновенно гармонично влился в репертуар знаменитого Ковент Гарден и вызвал полный триумф.
Хьюстонский балет откроет свой 36 театральный сезон 8 сентября премьерой балета «Онегин». До премьеры осталось совсем немного времени. Распаковываются коробки с костюмами, прибывшие из Бостона (их одолжили). Они приводятся в порядок, подгоняются и утюжатся – ведь такое количество первоклассных костюмов стоит очень дорого. А труппа тем временем занята репетициями. Художественный руководитель театра Стентон Велч считает этот балет одним из самых любимых в его семье. В постановке балета Австралии его мать танцевала Татьяну, брат Дамиен – Онегина, а сам он – Ленского.
Мы попали в репетиционный зал как раз во время небольшого перерыва. Единственный русскоговорящий танцор, солист Хьюстонского балета Илья Козадаев рад возможности танцевать в таком спектакле. «Это один из моих самых любимых балетов», – говорит Илья, – «Онегин» – настоящий классический балет, поставленный в стиле Мариуса Петипа на любимую, всегда узнаваемую музыку Чайковского. Зрители получат несомненное удовольствие от этого спектакля».
Для Ильи это будет 10-й профессиональный сезон и второй в Хьюстоне. Он уехал из Санкт-Петербурга в 12-летнем возрасте. Илья из балетной семьи, оба его родителя – профессиональные танцовщики. Сам он успел поучиться в Вагановском училище, затем продолжил занятия в школе Американского балета в Нью-Йорке, в балетной академии Колорадо в Денвере и в балетной школе Джона Кранко в Штутгарте в Германии. Возможно, поэтому у него такое личное отношение к балету «Онегин», поставленному Джоном Кранко.
Хочется добавить, что со 2 сентября в Grand Foyer Wortham Theater Center будет проходить организованная Русским культурным центром «Наш Техас» выставка живописи русских художников «Пушкин в моей жизни». На выставке будут представлены работы Анны Атаевой, Константина Шейко и Елены Азерной. b>
Не упустите свой шанс погрузиться в волнующий мир Пушкина – ведь такие представления становятся связующим звеном между прошлым и будущим, историко-культурным наследием и современностью.