«Ксеркс» Генделя на сцене HGO
«Г.Ф.Гендель, сделавший в Англии блистательную музыкальную карьеру, начал её, однако, с неудачи: его первые выступления не заинтересовали лондонских ценителей музыки…
Раз за разом концерты Генделя проходили в почти пустом зале. Друзья и почитатели композитора очень переживали его неудачу. Сам же Гендель оставался невозмутимым и спокойным: «Не стоит так переживать, друзья мои! Ведь в пустом зале музыка звучит лучше…»
Творчество Георга Фридриха Генделя уникально. Композитор, начав творить в Германии, переехав в Англию стал крупнейшим и значительнейшим композитором Туманного Альбиона. Он всегда нуждался в восхищении публики и для этого умел применить всю мощь виртуозных средств своего огромного таланта. Его одинаково почитают и в Германии, и в Англии.
Генделем написано более 40 оперных опусов. В его операх удачно соединяются глубинный дух немецкого искусства, итальянская оперно-вокальная традиция и английская культурно-эстетическая действительность.
«Ксеркс, или влюбленный царь» – комическая опера (либретто Н.Минато). Её премьера состоялась 15 апреля 1738 г. Эту оперу Гендель писал в период для него самого очень тяжёлый. Его финансовые дела, так же как и здоровье, после перенесенного апоплексического удара, находилось не в лучшем состоянии. Однако это единственная комическая опера, написанная композитором. Ария, открывающая оперу, а именно знаменитое Largo «Ombra mai fu» («Прежде я не знал древа, чья тень была б милей…»), оказалась долгожительницей. К сожалению, несмотря на получившую широкую известность арию и огромное количество иных красот, опера выдержала всего пять представлений. После этого партитура «Ксеркса» пылилась на полках и была воссоздана только в 1924 году. Но с того времени она ставится весьма охотно оперными театрами по всему миру. Хьюстонская Гранд-опера завершает сезон 2009-2010 гг. именно этой оперой.
Опера «Ксеркс» получилась у Генделя живой и весёлой, немного напоминающей по духу и атмосфере «Свадьбу Фигаро» или «Cosi fan Tutte» Моцарта. Такая же суета с подложными письмами, переодеваниями, любовными треугольниками и, конечно же, непременным хэппи-эндом, по существу, натуральный водевиль. В ней рассказывается о персидском царе, однажды понявшем, что воевать легче, нежели любить.
Главный персонаж – царь Персии Ксеркс – военный гений и великий полководец, тот самый, который построил мосты через Геллеспонт и в 480-479 гг. до н. э. возглавил поход персов в Грецию. Но в опере он просто избалованный, капризный мальчишка, не признающий слова «нет». Хочу игрушку – значит, она должна быть моей! И вот Ксеркс Всемогущий захотел новую игрушку – пожелал взять в супруги прекрасную Ромильду, дочь своего генерала. Но Ромильда от этого не пришла в восторг, поскольку была влюблена в брата царя – Арсамена. Арсамен тоже не обрадовался, зато обрадовалась сестра Ромильды – Аталанта, которая сама была тайно влюблена в Арсамена. Поэтому Аталанта решила, что будет замечательно, если удастся выпихнуть сестрицу замуж за царя. Тем более, что на их папу, генерала Ариодата, положиться было никак нельзя. Он, кроме «Рад стараться», других слов, кажется, вообще не знал. Больше всего не обрадовалась происходящему иностранная принцесса Амастра, которая была влюблена в Ксеркса и, более того, давно была за него просватана. Боевая принцесса решила, что так просто не отдаст своё счастье кому попало. Поэтому она надела военный мундир, наклеила фальшивые усы, прицепила саблю и отправилась инкогнито в армию Ксеркса, надеясь понаблюдать за ситуацией изнутри. Так начинаются три с половиной часа веселья, неразберихи и чарующей музыки.
Кстати сказать, для современного зрителя довольно трудно выдержать три с лишним часа невыразимо красивой музыки в чистом виде. Для этого многие современные режиссёры искусственно динамизируют само действие оперы. Трудно себе представить певцов в 18 веке стремительно передвигающимися по сцене (кринолины не позволяли), бьющимися на шпагах, крушащими старинные статуи, читающими газеты и тому подобное. Ещё более странно представить их обыгрывающими фиоритуры в ариях на буффонный манер. Но для современных постановок это характерно – в чём и убедились зрители, пришедшие в HGO.
Оригинально эта сценография «Ксеркса» была создана режиссёром Николасом Хайтнером для Английской Национальной оперы. Постановщик поместил всех в декорации английского «сада наслаждений». Вокруг всё зелено. По саду ходят лысые марионеточнообразные статисты, подстригая кусты, передвигая кадки с кактусами или зелёные шезлонги, и хористы с лицами, выкрашенными в зеленоватый цвет и в зелёной же одежде, похожие на горошины в стручке. На фоне зелёно-жёлтых костюмов героев, синее платье Ромильды кажется одиноким ирисом на клумбе. Великолепные костюмы и декорации, выполненные Дэвидом Филдингом, возвращают нас назад, к галантному веку, к его плавному, неспешному течению.
Все солисты играли и пели превосходно и от всей души, получая искреннее удовольствие от происходящего на сцене. В финальной опере сезона на сцене HGO собрались звёзды первой величины: меццо-сопрано Сюзан Грэм, контр-тенор Дэвид Дэниэлс, сопрано Лора Клэйкомб, контральто Соня Прина.
Сюзан Грэм блистала в заглавной роли. Зрителей поразила её безукоризненная техника и красивый тёплый тембр голоса.
Дэвид Дэниэлс спел роль брата царя Арсамена. Певец уже не первый год считается национальной гордостью в Штатах. Основные сценические герои Дэниэлса – страстные императоры и галантные воители из опер 18 века, которым, по тогдашнему обыкновению, надлежало петь не «банальными» тенорами и басами, а сопрано или меццо. По правде сказать, в роли Арсамена не было ничего героического, тем не менее Дэниэлс исполнил эту партию мужественно благородно, технически безупречно.
Любимица Хьюстона, сопрано Лора Клейкомб – одна их самых разносторонних и глубоких артистов своего поколения – выступила в роли Ромильды. Сценическая грация певицы, её темперамент и полётный лёгкий голос, делают её вечно молодой на сцене.
Сопрано Хайде Стобер была великолепна в партии Аталанты. Она, со своей виртуозностью и артистизмом, могла бы, пожалуй, посоревноваться с самой Лорой Клейкомб. Без сомнений, мы вскоре услышим госпожу Стобер в заглавных ролях.
Итальянская контральто Соня Прина, которая признана одной из лучших исполнительниц музыки барокко, спела партию ревнивой принцессы Амастры страстно и пылко, показав поистине «вулканический» темперамент.
Оркестр под управлением маэстро Уильяма Лэйси был на высоте. Оркестранты играли на аутентичных инструментах эпохи барокко, что вызвало живой интерес зрителей.
Пожалуй, многие согласятся с тем, что опера «Ксеркс» была лучшей постановкой прошлого сезона.
В следующем сезоне хьюстонского зрителя ожидают оперы «Мадам Баттерфлай» Пуччини, «Питер Граймс» Бриттена, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти (с Альбиной Шагимуратовой в главной роли), «Свадьба Фигаро» Моцарта и «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса.
До встречи в опере.