«ПОМНИТЕ, КАКОЙ ЦЕНОЙ ЗАВОЁВАНО СЧАСТЬЕ!»

Материал собрала и подготовила Елена Суворова Филипс

victory_day1-1Вечером 7 мая 2010 года в Хьюстоне в банкетном зале «DEMERS» состоялся праздничный концерт в честь 65-летия победы. Русский театр Хьюстона, Бардовский академический хор Хьюстона (БАХХ), студия танцев Оксаны Чернюк, Русский клуб ветеранов, пансионат «Синяя птица» и URAA подготовили концерт в стиле музыкально-поэтической композиции.

Начался он с номера маленькой девочки, исполняющей смешной танец «Чу-Чу». Внезапно беззаботная мелодия прервалась звуками сирены и всем знакомый голос Левитана, объявил о начале войны. На экране шли кадры военной хроники, а со сцены звучали строки «Реквиема» Р. Рождественского, отрывки из поэмы «Василий Тёркин», стихи и песни о войне.

Пронзительно звенел голос Светланы Большаковой: «Ой, зачем с войны безрадостной, сын, не возвращаешься?»

victory_day2-1Подросток Тимофей Мессен размышлял вслух: «Я не видел войны, я родился значительно позже, Я ее проходил и читал про нее с детских лет…», – и заканчил стихотворение Андрея Макаревича строками:
«Шестьдесят пять снегов уже выпало после победы,
Растопили снега шестьдесят пять приходов весны.
Не стираются в памяти вёрсты, атаки и беды.
Как недолго пока удавалось прожить без войны…»

К зрителям обратилась со стихами ветерана Эдуарда Караша, специально написанными к этому дню, ветеран труда Алевтина Бугаева, и вслед за этим подарила нам своё стихотворение про деревню её детства «Солдатовку» – деревню, в которой в каждом доме были солдаты, не вернувшиеся с войны. Пятнадцатилетний (так и хочется сказать- «капитан») Андрей Осипов прочитал стихотворение с призывом:
«Запоминайте их, пока не поздно!
Пока они живут среди живых».

Вечер завершается песней «Солнечный круг» в исполнении Люси Макогон и других девчонок и мальчишек. К этому хору присоединяются все участники и зрители. Концерт закончен. Ветераны и гости благодарят участников, пожимают руки, обнимают. И никто не стесняется заплаканных лиц, ведь День Победы – это действительно праздник «со слезами на глазах».

Хочется поблагодарить всех артистов, которые подготовили программу, вложили в неё свою душу и память сердец: Владимир Штерн, Ефим Вайнер, Михаил Колонин, Светлана Большакова, Вячеслав Надворецкий, Александр Поминов, Олеся Олейник, Анастасия Надворецкая, Ольга Осечкина, Андрей Мадьяров, Игорь Муратов, Оксана Чернюк и Юрий Кутсмида.
Автор сценария и режиссёр – Владимир Штерн
Звукооператор – Ольга Казанцева
Изготовление видеоряда – Елена Суворова Филипс
Фотографии – Клара Штерн



Я ПОМНЮ, Я ГОРЖУСЬ

memory_bragin-1У меня в руках письма из 1941 года – жёлтые истлевшие листки, исписанные карандашом. Мне их передала Галина Шолл. Родственники хотят, чтобы письма сохранились, и просят сдать их в какой-нибудь музей. Я их отсканировала и пытаюсь прочесть. Память сердца…

Брагин Василий Романович служил во Пскове младшим лейтенантом, его невеста тогда училась в медучилище на фармацевта. Поженились в 1940 году. В июне 1941 года ему было 23 года. Когда началась война, он отправил ожидающую ребёнка жену в Красноярск к своей маме уже под бомбёжками. И при каждой возможности писал ей письма.

«25 июня 1941 года. Добрый день. Здравствуйте, моя дорогая жена Антонина Фёдоровна и мать Дарья Мартыновна, с приветом к вам, Василий Брагин.

Антонина Фёдоровна, ты мой друг, я скучаю только о вас, больше ни о ком, я вспоминаю, как мы знакомились, жили и как вы провожали. Антонина Фёдоровна, милая моя жена, я только доволен остался тем, что вы мне напоследок сказали, что вернись хоть каким и я приму…. (не прочесть, истёрто!) … я буду защищать Родину, ибо я дал клятву народу, что я буду бороться с врагами до последней капли крови, а если понадобится, то и отдам жизнь».

Июль, 1941 года… Бои. Отступление. Брагин пишет, что из тех, кто с ним призывался, осталось только двое. В следущем письме – что никого. Войска отступают по направлению «Старая Русса»- и тут ему судьба даёт подарок – он встречает своих родителей.

«Я встретился с ними случайно, но поговорить долго не пришлось, ибо за мною следом в 5 км шли немцы……. Тяжело мне было с ними прощаться, мама была в обмороке, сестра и отец плакали. Ну что же, если будем живы, встретимся и с вашими, и с моими родными…. Антонина, друг, как же тяжело тебе будет воспитать сына – или дочь. Ну, пока буду жив, буду помогать, ну а когда убьют, то это будет твоя радость и моё счастье. Ну а если вернусь, то будем жить ещё лучше в несколько раз, чем жили…».

«28 августа 1941 год…. Мы будем вместе с тобою, но когда? И в каком состоянии буду я? Милая моя жена, я желаю с вами свидеться и жить семейной жизнью ещё лучше, но это может быть только тогда, когда возвращусь к тебе с победой, когда мы немца сгоним со своей территории. Немец- враг коварный, оснащён техникой, особенно авиацией, но это всё пройдёт и через несколько месяцев или годов всё равно будет наша победа… Антонина Фёдоровна, я не знаю, где же ты сейчас находишься и как живёшь, как твоё здоровье. Ну письма ещё не получал, получил только с дороги, которому был так рад, даже читал несколько раз…. Прошу передать привет всем моим знакомым и родным. Ну пока остаюсь жив и здоров. Целую 1000000 раз… Адрес: Почтовая полевая станция 420-759/20, Брагину В.Р.».

Погиб Брагин В.Р. 9 сентября 1941 года в районе Старой Руссы, через 2 недели после его письма жене, а 20 сентября родилась девочка Людмила.

Судьба лейтенанта Василия Брагина похожа на судьбу кадрового военного Мурадова Семёна Георгиевича, дедушки Ольги Казанцевой. Служил он на границе в городе Перемышле, молодая жена его Нина Ивановна ожидала ребёнка. В мае 1941 года она уехала из гарнизона в город Тбилиси к родственникам. Муж её Мурадов Семён в первый же месяц войны пропал без вести, а через месяц в Тбилиси родился мальчик, Мурадов Валерий Семёнович, папа нашей Ольги, который так никогда и не увидел своего отца.

У семьи Осиповых история дедушки другая.

memory_surzhikov-1Степан Владимирович Суржиков служил в Советской Армии лейтенантом. Степан принимал участие в Великой Отечественной войне в течение четырёх лет, прошёл от Курска до Берлина и после был комендантом Магдебурга в течение первого послевоенного года.

Степан Владимирович был одним из героев Курской битвы. Он, находясь на наблюдательном пункте вблизи от вражеских позиций, четко направлял огонь советской артиллерии, передавая по рации координаты целей, за что был награжден орденом Красной Звезды.

memory_gavrilovich-1В семье Наташи Лысенко дедушка, Нужнов Пётр Гаврилович, родился в 1912 году в Киргизии в селе Ивановка, оттуда же и был призван на войну 22 июня 1945 года в качестве связиста. Дома его осталась ждать жена Варвара Андреевна с пятилетней дочкой Тамарой. Во время войны в семье дедушки погибли трое братьев, и в семье Варвары Андреевны погибли трое братьев. Всю войну Пётр Гаврилович прошёл без ранений, и только в июне 1945 года под Кенингсбергом ему повредило руку. До сентября он пробыл в госпитале и вернулся домой. О том, как он воевал, в семье ничего не известно, но орден Красного Знамени на груди и многочисленные медали показывают то, что свой военный путь он прошёл достойно и героически.

К одному из наших прошлых фестивалей Александр Малясов, в то время ученик 10 класса, написал сочинение:

memory_sychuk-1«Когда мы гостили у бабушки и дедушки в России, к нам приехал мой прадедушка, Сычук Владимир Иванович. Он воевал в Великой Отечественной войне и был неоднократно награжден, в том числе и медалью «За Отвагу» за форсирование Западной Двины. Он прожил с нами в деревне несколько недель до нашего отъезда в Америку. Мы много общались с ним и прадедушка неоднократно нам рассказывал о своем военном прошлом. Он был призван в Красную Армию из 9-го класса в конце ноября 1943 года. Тогда ему было 17 лет и 4 месяца. Из Усть-Нарыма, откуда прадедушка был родом, в тот месяц призвали 29 человек. Большинство новобранцев попали в роту ПТР, целью которой было уничтожение танков. Присягу на верность Родине он принял 23-го февраля 1944 года. В апреле 1944-го года их отправили на фронт, и он попал на Первый Прибалтийский фронт, которым командовал Иван Христофорович Баграмян. Прадедушка участвовал в боях за освобождение городов Витебск, Бешенковичи, Лепель. За городом Лепель при атаке на село Рыбачье он был тяжело ранен – его сбил с елки автоматной очередью фашист, которого сразу же убили дедушкины товарищи. После войны из того набора обратно домой вернулось только 5 человек из 26, в том числе и мой прадедушка.»

А вот что рассказывает про своего дедушку Александр Поминов.

memory_pominov-1«Мой дед – подполковник Поминов Владимир Иванович – попал на войну еще курсантом военного училища. Было это в Финскую кампанию. Той зимой много наших солдат получили обморожения различной степени тяжести из-за несовершенства зимней военной формы. И был выпущен приказ о разработке нового зимнего обмундирования. Тестировать его отправили курсантов, среди которых был мой дед.

Их одели в новую форму и положили в снег, запретив двигаться. И они пролежали в снегу на морозе не двигаясь 5 часов подряд. Дед рассказывал, что было холодно, но терпимо. Сильно мерзли ноги, но ему повезло – у него были валенки на размер больше, и он мог шевелить пальцами ног. Сильных обморожений никто не получил, и форма была принята.

В эту новую форму наши солдаты были одеты осенью-зимой 1941 года при обороне Москвы. Мой дед участвовал в тех боях – он тогда служил в автобатальоне – они подвозили боеприпасы на передовую. И, не в последнюю очередь благодаря теплому обмундированию, наши солдаты выстояли и отбросили фашистов от Москвы.

После этого мой дед воевал на Кавказе. Он участвовал в операции по перевозке техники и продовольствия, предоставленных американцами по лендлизу, из Ирана в СССР.
В Иран они добирались на своих ЗИСах по несколько человек в машине, а обратно, уже по одному, вели американские Студебеккеры, груженые продовольствием, оружием и боеприпасами. Переезд был очень тяжелым – узкая дорога проходила ущельями, над обрывами. Колея была рассчитана на советские ЗИСы. А Студебеккеры были немного шире, и дед рассказывал, что в некоторых, особенно узких местах, одна сторона машины на полколеса висела над пропастью.

Конечно, были те, которые срывались в пропасть… Все знают про «Дорогу Жизни» в осажденном Ленинграде, но немногие знают про ту дорогу через Кавказские горы. В тех переходах мой дед потерял многих своих товарищей. После первого же рейса он приехал совершенно седой, хотя ему было всего лишь немного за 25.

Много военных дорог исколесил мой дед со своим автобатальоном. Дошел и до Берлина. И был среди тех, кто расписался на побежденном Рейхстаге.»

Прадедушка Люси Макогон был активным участником боевых действий. Гвардеец Макогон Федор Иванович, сын Полного Кавалера Георгиевского креста, Ивана Тарасовича Макогона.

Федор Иванович Макогон, 1907 г. рождения, был призван в армию в августе 1942 г. за день до оккупации Краснодара. Воевал артиллеристом, командиром 76 мм орудия и прошел с боями до Берлина, освобождая Кубань, Крым, Варшаву, Берлин.

Его пушка, на которой уже была закреплена табличка «Музей Советской Армии», в феврале 1945 г. ушла под лед при форсировании Одера.

Был участником встречи на Эльбе с солдатами США.

Демобилизовался в октябре 1945 г., имея 11 боевых наград: орден Красного Знамени, три ордена Отечественной Войны, орден Красной Звезды, орден Славы, медали: За Отвагу, За Оборону Кавказа, За Освобождение Варшавы, За Взятие Берлина, За Победу.