ГОРОДСКОЙ РОМАНТИК ВО ВСЕЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ КРАСЕ

Н.Т.

sУже даже по телевизору спорят на тему «Кому нужна авторская песня?» Они там спорят, а авторская песня живет своей собственной жизнью и развивается, как все живое на этой планете – в природе ли, в искусстве ли…

Они там спорят, но не знают, как минимум, двух пунктов, по которым современная авторская песня отличается от того, что «завещали отцы и деды» – отцы-основатели этого направления в искусстве.

Во-первых, им из телевизора исполнитель авторской песни видится немытым туристом, сидящим у костра и поющим для таких же пропахших потом и дымом бородачей, аккомпанирующим себе на трех аккордах… А между тем среди современных бардов и их слушателей все больше закоренелых горожан, утонченных интеллектуалов с гуманитарным образованием. Ушли в прошлое костры и драные свитера. Вот пример – Александр Щербина, городской романтик:

Я уйду, зажимая в руке несчастливый билет,
Оставляя наследным бомжам Павелецкую площадь,
Где московская осень, как бедная прачка, чуть свет
На ветру перетяжки рекламных полотнищ полощет…
Это поэт, вдохновляющийся не горами и лесами, а высотками и хрущевками.

Среди тем его стихов и песен – простые бытовые истории, однако доведенные до архетипических форм:

Когда с вином кончались тосты, начинался дурдом,
Она кромсала наши простыни консервным ножом,
Она шипела про измены и про чье-то вранье,
И даже волосы, как змеи, шевелились у нее.
Она брала мой город в клещи и объявляла войну…
Я ненавижу пьяных женщин – И особенно одну.

Предметы и явления культуры, второй природы, ему намного понятней и интересней, чем – природы первой, изначальной, всех этих лесов и гор:

Нам не дано предугадать,
Что день грядущий нам готовит:
Ученый кот мышей не ловит,
Мораль, приходится признать,
Всегда опережает сказку,
Герои, чувствуя развязку,
Скучнеют и теряют прыть…

Во-вторых, три аккорда давно ушли в прошлое вслед за кострами и свитерами. Нынешние авторы-исполнители, даже если и сами владеют гитарой недостаточно виртуозно, находят в компаньоны отличных гитаристов. По этому принципу и сошлись Александр Щербина и Адриан Крупчанский, составив дуэт «Адриан и Александр». Потом коллектив разросся – сегодня максимальное количество музыкантов, выходящих на сцену под этим названием, достигает семи. Это полноценный ансамбль с плотным звуком и разнообразными аранжировками. И все музыканты, входящие в него, – мастера и профессионалы. Одним словом, никакой самодеятельности. Правда к нам в Техас Александр Щербина едет один, как говорится, «без ансамбля», но в его мастерстве владения гитарой, в его музыкальном профессионализме и необыкновенном артистизме могли убедиться все, кто слышал его на весеннем слете КСП в этом году.

Ну и в довершение необходимо добавить то, что сегодняшних авторов-исполнителей правильнее будет назвать «поющими поэтами». Собственно, с этого авторская песня и начиналась – поэтами, настоящими мастерами слова были Окуджава, Галич, Высоцкий, Визбор, поэтом остается Ким… Александр Щербина ориентируется на самые высокие поэтические стандарты, не рассчитывает, что под музыку любые слова проскочат. Каждый его песенный текст – стихотворение. Не говоря о том, что у него есть великое множество и просто стихов, не рассчитанных на музыкальное сопровождение. Вот одно зи них:

Поэта ветрена природа
И своенравно естество…
Как гражданин мужского рода
Я не спешил воспеть его
Богатство культов и обрядов.
Среди дерущих струны бардов
Я был не то чтоб одинок –
Но одинаков точно не был…»

Убедиться в неодинаковости Александра можно будет, придя на его выступление 29 сентября в Далласе и 30 сентября в Хьстоне.