Его равно почитают и в профессиональной среде, и на форумах фотосайтов. В родном городе, в округе, по всей России он ищет и находит лица, привлекающие утомленного столичного зрителя своей «настоящестью». Олега Виденина – фотографа-портретиста из Брянска называют современным классиком.
Основное направление работ Виденина – пронзительные черно-белые портреты, выполненные на стыке документальной фотографии и студийного портрета. Свой стиль он сам определяет как «быстрый постановочный портрет». Он использует традиционные черно-белые аналоговые материалы, сам занимается проявкой и печатью. «Фотография для меня – легкий способ самовыражения, – говорит фотограф,- я мог бы писать или рисовать, но это технологически сложнее: нужно сгруппировать кучу слов или сделать тысячи мазков кистью, находясь в жутком напряжении, пока станет понятно, что же у тебя получилось в итоге».
Виденин горделиво называет себя «самоучкой». Первые снимки сделал в начальной школе аппаратом «Любитель», подаренным родителями. Позже он делал фотографии для газет, а в смутное время начала перестройки даже зарабатывал деньги съемкой солдат в воинских частях. Однако активный фотопериод, длящийся по сегодняшний день, для Виденина начался в 1998 году.
В современной фотографии такие искренние, уважительные, с любовью сделанные портреты, как у Виденина – большая редкость. Ему удалась сохранить свое острое видение в условиях повального гламура и «фотошопизации». Творчество Олега Виденина находится за пределами популярного визуального пространства с его стереотипными персонажами.
Портрет, сделанный Видениным, легко узнать. Яркий, пронзительный кадр. Как правило – безукоризненный квадрат, в центре которого – глаза модели. Цвет очень-очень редко, в основном черно-белые снимки. И никакой «цифры» – только пленка. Олег Виденин – фотограф-традиционалист, поклонник «винтажного» серебряного отпечатка.
Его герои столь же далеки от привычных глазу гламурных персонажей столиц, портретами которых забиты журналы, как и сам Виденин – от гламурного фотографа. Объектом внимания автора становятся дети, старики, подростки, маргиналы, проститутки, в общем, «обычные люди с окраин». Для него все модели равноценны. Доброжелательное отношение автора располaгает людей на нешуточный кураж, вызывающий порой недоумение и неприятные чувства у зрителя. Виденин раздевает своих моделей, причем, и в переносном, и в прямом смысле, сохраняя при этом вежливо-любопытный взгляд на них. Ему не стыдно. Он – автор-медиум.
Особого внимания заслуживают руки на портретах Виденина. Они не всегда фотогеничны, но всегда естественны. Руки моделей, не думающих о том, как их «преподнести, расположить в кадре».
По мнению критика Дмитрия Кияна: «Фотография Олега Виденина востребована… Эти изображения документальны; у этой фотографии есть цель и задача, пусть таковые могли и не обнаружить себя сразу. В отличие от фотографии псевдодокументальной, когда глаз скользит по плоскости выверенных, без зацепок, эстетских изображений».
Работы Олега Виденина публиковались в журналах «Афиша», «Новый очевидец», «Эксперт» и «Русская жизнь». Несколько фотографий находятся в Московском музее современного искусства, в частных коллекциях в России и за рубежом. Недавно вышла первая книга фотографа «Фотографии Олега Виденина. Обратный маршрут». В этом месяце работы Олега Виденина можно увидеть в Хьюстоне, на выставке «International Discoveries III», которая проходит под патронажем FotoFest.
Выставка, на которой будут также показаны работы фотографов из Аргентины, Румынии, Кореи, Великобритании, Италии, США и Уругвая, пройдет в галерее FotoFest Gallery по адресу 1113 Vine Street, Houston 77002. Она продлится до 22 декабря.