- MMXX. Румыния. Режиссер — Кристи Пую
Самый экспериментальный и причудливый фильм новатора и, как считают некоторые, гения — Кристи Пую. С его «Смерти господина Лазареску» и началась так называемая румынская волна (хотя ее существование режиссер яростно отрицает).
Четыре сюжета «MMXX», три из которых связаны между собой, курсируют между разговорной комедией и детективным триллером, смешным и трагическим, натуралистичным и метафизическим. Лейтмотив — не столько смерть, вечный предмет пристального внимания режиссера, сколько выживание среди всеобщего умирания, ведь рождался фильм (его название — год действия) во время ковида. Время прошло, а тема стала только актуальнее. Тем тревожнее и интереснее дожидаться второй части, которая достроит внутреннюю логику этой виртуозно написанной и разыгранной картины.
- ХИМЕРА (LA CHIMERA). Италия. Режиссерка — Аличе Рорвахер
Самобытная и не похожая буквально ни на кого итальянская постановщица Аличе Рорвахер завершает свою трилогию о неразрывной, хоть и не очевидной связи современности с древностью. В ее «Чудесах» героиня на съемках телешоу соединялась с этрусками, в «Счастливом Лазаре» главный персонаж восставал из мертвых и, по примеру Франциска Ассизского, укрощал волка.
В «Химере» археолог с паранормальными способностями ищет вход в загробный мир, где пропала его возлюбленная. Вместо этого он находит статую неизвестной античной богини и свой возможный билет в счастливое будущее. Но нужно ли оно ему? Поэтичная, хаотичная, изобретательная, несбалансированная, пронзительно личная сказка о неосуществимой мечте, разыгранная под «Орфея» Монтеверди, «Травиату» Верди и мелодии итальянской эстрады 1970-х.
- УБИЙЦЫ ЦВЕТОЧНОЙ ЛУНЫ (KILLERS OF THE FLOWER MOON). США. Режиссер — Мартин Скорсезе
Ворошить прошлое и воскрешать неупокоенных призраков можно по-разному. Мартин Скорсезе в скрупулезно-точной и визуально богатой экранизации документального бестселлера Дэвида Грэнна рассказывает об истории убийств индейцев осейджей в Оклахоме столетней давности. И создает первый в истории Голливуда эпос об уничтожении белыми капиталистами коренного населения Америки.
Саркастически-жестокая, как его лучшие криминальные драмы, хроника постепенно превращается в болезненно-нежную историю любви и предательства. Запоминается не только дуэт Леонардо Ди Каприо с Робертом Де Ниро, не только роль-откровение Лили Глэдстоун и блестящий ансамбль актеров второго плана, но и упоительный мир, созданный художником-постановщиком Джеком Фиском, а также последний саундтрек незаурядного музыканта и композитора Робби Робертсона. Настоящая веха не только в карьере Скорсезе, но и в истории американского кино.
- СЕСТРИНСТВО БАНИ ПО-ЧЕРНОМУ (SAVVUSANNA SÕSARAD). Эстония. Режиссерка — Анна Хинтс
Голые женщины в банной полутьме говорят о самом секретном и самом важном: первая менструация и школьная травля, секс и измены, изнасилования и болезни. Задумав свой фильм как гимн старинной традиции бани по-черному, внесенной в Список нематериального наследия ЮНЕСКО, кинематографистка и музыкант Анна Хинтс в итоге сняла универсальное исследование и одновременно визуальную поэму о том, что это такое — быть женщиной.
Уникальная картина впервые в истории Эстонии завоевала престижные награды — режиссерский приз на американском «Сандэнсе» и премию Европейской киноакадемии за лучший неигровой фильм года.
- ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ (KUOLLEET LEHDET). Финляндия. Режиссер — Аки Каурисмяки
Он — разнорабочий, уволенный за пьянство, она — служащая супермаркета, уволенная за невыполнение инструкций. Каков шанс встретиться двум одиночкам? В фильме Аки Каурисмяки такая встреча не вероятность, а неизбежность.
Признанные ФИПРЕССИ лучшим фильмом года, «Опавшие листья» — чистейший пример неповторимого аскетичного стиля Каурисмяки, соединяющего меланхолию и горечь с невозмутимым юмором и неоправданной надеждой. Под хмельное караоке и сухие новости о войне в Украине, несущиеся из радиоприемника (на календаре уже 2024-й), двое безымянных бедолаг все-таки обретут свое счастье, судьбе и логике назло.
- ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ (PAST LIVES). США. Режиссерка — Селин Сон
Еще одна история любви, точнее, любви-которой-не-случилось. Редкий и сложный жанр, с которым дебютантка Селин Сон справляется не без виртуозной легкости. Не потому ли, что в немалой степени ее дебютный фильм автобиографичен? Герои не виделись 24 года, не разговаривали 12 лет, а теперь сошлись посреди Нью-Йорка, слегка надеясь вновь найти общий язык. Он у них корейский, но переехавшая из родного Сеула в Америку Нора уже его подзабыла, а ее детская любовь Хе Сан за эти годы так и не выучил английский.
Грета Ли и Тео Ю (он играл Цоя в «Лете» Серебренникова) разыгрывают эту партитуру без единой фальшивой ноты, тем более что паузы в их диалоге не менее важны, чем слова. Изумительный маленький фильм о разнице между туризмом и эмиграцией.
- РЕЦЕПТ ЛЮБВИ (LA PASSION DE DODIN BOUFFANT). Франция. Режиссер — Чан Ань Хунг
Пятая и лучшая история любви в этом списке — о мужчине и женщине, которые вместе живут, готовят и едят. Сюжета в картине почти и нет — в основном камера фиксирует приготовление блюд нечеловеческой красоты, один вид которых сведет с ума любого.
Вьетнамско-французский режиссер Чан Ань Хунг (в его арсенале таинственные и мастерские, мало друг на друга похожие картины, снятые на разных языках и континентах) неожиданно экранизировал ироничный роман об идеальной гастрономии, написанный Марселем Руффом сто лет назад. Бывшие партнеры Бенуа Мажимель и Жюльетт Бинош играют гурмана Додена и Эжени, его возлюбленную повариху и кухарку, вкладывая в экранные образы нечто большее, чем обычное актерское усердие. Этот магический фильм на самом деле не о еде, а о сути искусства и ускользающем понятии «вкус». Приз за режиссуру в Каннах.
- АМЕРИКАНСКОЕ ЧТИВО (AMERICAN FICTION). США. Режиссер — Корд Джефферсон
Единственный приз на фестивале в Торонто — его присуждают зрители — достался этой сатирической комедии, режиссерскому дебюту сценариста Корда Джефферсона, работавшего над сериалами «Наследники» и «Хранители».
Университетский профессор, уволенный за н-слово, страдает от творческого и личного кризиса. Неожиданно в минуту отчаяния он находит выход в написании пародийного романа о тяготах жизни афроамериканцев. «Американское чтиво» задает неудобные вопросы о том, насколько социальные и политические клише определяют наше мышление и поведение и существует ли способ от них освободиться. Сам этот фильм, беспощадный и милосердный одновременно, но также неизменно смешной, служит отличным ответом.
- МАЛЬЧИК И ПТИЦА (KIMITACHI WA DOU IKIRU KA). Япония. Режиссер — Хаяо Миядзаки
Предсказуемо — шедевр. И шедевральность этой картины никак не страдает от ее предсказуемости. Быть может, «Мальчик и птица» — самая сложная, многоплановая, необъяснимая картина Хаяо Миядзаки, что не мешает ей быть и предельно внятной, прозрачной даже для ребенка. Впрочем, мудрый мастер создает свои фильмы для всех категорий и возрастов.
Травма войны и потери матери излечивается здесь донкихотовским путешествием в воображаемую вселенную. Но и в этом параллельном мире невозможно укрыться от ужаса повседневной реальности: ведь именно в нем спрятаны ее механизмы и ключи к управлению ими. Мальчик, ведомый говорящей цаплей-трикстером, дойдет до предела, где встретит растерянного архитектора универсума. Интересно, чувствует ли себя таковым сам Миядзаки или по-прежнему считает, что он всего лишь художник, рассказывающий вымышленные истории.
- БЕДНЫЕ-НЕСЧАСТНЫЕ (POOR THINGS). Великобритания. Режиссер — Йоргос Лантимос
Лучший фильм в биографии Лантимоса, родоначальника «странной волны» греческого кино, начиная с «Лобстера» снимающего по-английски. Пойдя навстречу мейнстриму, он не изменил себе. Более того, пустил полученные ресурсы на съемки самой радикальной и невероятной из своих фантасмагорий.
Эксцентричный профессор по прозвищу Бог (Уиллем Дефо) оживляет молодую утопленницу, пересаживая ей мозг нерожденного ребенка. Так появляется на свет Белла Бакстер (Эмма Стоун) — пугающе совершенное творение и, возможно, первая абсолютно свободная женщина со времен Евы. Викторианский стимпанк, основанный на одноименном романе Аласдера Грея, соединяет мотивы «Франкенштейна», «Пиноккио» и «Пигмалиона», пытаясь вывести формулу истинной свободы. В том числе творческой. По этому показателю Йоргос Лантимос — несомненный лидер и победитель не только Венецианского фестиваля, где ему вручили «Золотого льва», но всего 2023 года.
Источник: Meduza https://meduza.io