ТЕХАССКИЕ КОМПАНИИ НА ВЫСТАВКЕ В МОСКВЕ

София Гринблат, фото автора

МЫ ПРИШЛИ СЮДА, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ

В июне в Москве прошла традиционная 10-я международная выставка «Нефть и газ». Несмотря на все экономические трудности, в ней приняли участие около 1000 компаний из 36 стран мира. С 23 по 26 июня 20000 кв. м выставочного центра «Экспоцентр» заполнили экспозиции компаний, занимающихся разведкой, добычей, переработкой нефти и газа, а также производством и продажей оборудования для этих целей.

Основными темами выставки были:
• геология и геофизика
• добыча нефти и газа
• транспортировка и хранение нефти и газа
• переработка нефти и газа, нефтехимия, газохимия
• экологическая, промышленная и пожарная безопасность
• охрана труда
• автоматизация и КИП
Здесь были представлены гиганты индустрии и совсем небольшие компании, фирмы, простоявшие в этом бизнесе более века и те, кто пришел в отрасль относительно недавно. Естественно, что техасские компании играли здесь важную роль.

Очень интересно было бродить по выставочным павильонам и встречать знакомые вывески, приветливые лица.

Первая остановка подле стенда хьюстонской компании National Oilwell Varco (NOV). Основанная в 1843 году, компания производит оборудование для бурения. Она считается одной из самых быстрорастущих компаний в США. На заводах, расположенных в 60 странах, работает около 40 тысяч человек. 20 лет назад NOV начала работать с Сургутнефтегазом и с Газпромом. На сегодняшний день Россия является одним из трех самых важных клиентов. Джери Гауч (Jerry Gauche), первый вице-президент компании доверительно сообщил: «Здесь находятся клиенты, у которых есть деньги. Они продолжают закупать наше оборудование. Никто в эти дни не уходит с российского рынка». И закончил на очень жизнеутверждающей ноте: «Мы уже видели взлеты и падения. Все снова пойдет вверх. Мы пришли на этот рынок, чтобы остаться!»

dresser-randЕще одна хьюстонская компания – Dresser Rand выпускает газовые и паровые турбины, строит компрессоры. На ней трудится около 6 тысяч человек. В 1972 году Дрессер Рэнд открыла собственный офис в Москве, тесно сотрудничает с российскими компаниями Лукойл и Газпром. Но кризис ударил и по таким гигантам: проекты приостановлены. Представитель компании Жан Бернар Руле (Jean-Bernard Roulet) все же надеется, что к концу года цены на нефть пойдут вверх, и проекты будут продолжены.

Одна из старейших техасских компаний Lufkin Industries выпускает нефтяное оборудование. Несколько лет тому назад она отметила свое 100-летие. В 1902 году в городе Лафкин открылась механическая мастерская. А через 3 года сюда поступил на работу W.C. Trout. Талантливый изобретатель, он много сделал для превращения компании из ремонтной мастерской в завод-изготовитель оборудования. В 1926 году он изобрел и запатентоlufkinвал нефтяную качалку с противовесом, которая стала применяться в нефтедобывающей промышленности по всему миру. Именно эта качалка внесла огромный вклад в развитие нефтяного бизнеса Техаса.

Компания работает на российском рынке уже 15 лет, но своего представительства в России пока нет. Они обычно строят свой завод по изготовлению оборудования там, где есть рынок сбыта, чтобы не тратить огромные средства на перевозку. Но для такого строительства надо быть абсолютно уверенным в успехе предриятия. Не так давно компании пришлось закрыть свой завод в Индонезии, где дела пошли плохо. Пока что Lufkin Industries планируют строительство нового завода в Румынии.

fmc-technologiesКомпании FMC Technologies более 100 лет, она прошла длинный путь от изготовления насосов для домашнего орошения садов до производства самых сложных технологий и нефтяного оборудования. Основал ее в 1884 г. калифорнийский изобретатель Джон Бин (John Bean), который предложил рынку насос для орошения. Затем компания специализировалась на сельскохозяйственных машинах и оборудовании для пищевой промышленности. Во время Второй мировой войны компания развернула военное производство. С начала 50-х годов FMC Technologies базируется в Хьюстоне и занимается изготовлением устьевого оборудования, устанавливаемого на устье скважины при бурении и эксплуатации.

Еще в 40-50х годах компания начала работать в России на строительстве прозводств пищевой промышленности. С 70-х годов началось сотрудничество с Газпромом, в России было открыто совместное предприятие, офисы в Москве и в Санкт-Петербурге. В FMC Technologies работает около 10 тысяч человек. Главное направление – оборудование для нефтедобычи. «Компания – ежегодный участник московской выставки, но в этом году ее павильон выглядит значительно скромнее, чем раньше», – сообщил представитель компании Юрий Пронко.

Бродя среди шумных и многолюдных павильонов в поисках техасских компаний, я остановилась у павильона одного из самых крупных заводов тяжелой индустрии в России – завода «Уралмаш». В краткой справке выставочного каталога читаю: «Машиностроительная корпорация «Уралмаш» – ведущее российское предприятие тяжелого машиностроения, выпускающее оборудование для нефтедобывающей, горнодобывающей, нефтегазодобывающей промышленности и других отраслей. Общая численность персонала корпорации составляет 13 тысяч человек».

Завод выпускает буровое оборудование с 1945 г. Всего им было изготовлено около 15 тыс. буровых установок для эксплуатации на суше и морском шельфе. Три четверти нефти и половина газа России добываются из скважин, пробуренных установками с маркой УЗТМ. Одиноко сидящий представитель компании оказался начальником отдела буровых установок, Анатолием Павловичем Михайловичем. Он рассказал, что раньше завод обеспечивал оборудованием всю нефте- и газодобывающую отрасль страны, а также поставлял его во Вьетнам, Пакистан, Украину, Индию, Польшу, Болгарию, Иран. Последний подъем и большие заказы были в 2004 году. Срок жизни буровых установок 20 – 25 лет. Когда приходит время замены, их все больше меняют на иностранные. Причем очень сильно на российском рынке их теснят не западные, а китайские компании. Грустная картина. Но и эта встреча закончилась на оптимистической ноте. Завод планирует сотрудничать с хьюстонской компанией Loadmaster, которая выполнит проектирование, а «Уралмаш» изготовит оборудование. Правда контракт еще не подписан, но все надеются.

А вот у павильона компании Cetco (штаб-квартира в Хьюстоне) мне пришлось долго простоять, ожидая, когда ее генеральный директор Александр Владимирович Чудновец освободится от многочисленных посетителей. Компании всего 18 лет. Начиналась она как хьюстонская фирма, продающая оборудование. Сейчас у компании свой завод в подмосковном городе Электрогорск. Из 170 сотрудников -140 работают в Москве. «Наши клиенты – это Россия, Казахстан, Монголия, – поделился информацией Александр Владимирович, – нам едва хватает мощностей, чтобы обслуживать свои собственные проекты. Мы продаем не оборудование, а проекты». Экономический кризис, похоже, никак не повлиял на состояние дел компании. «В перспективе мы собираемся работать со странами СНГ и Монголией. Этого вполне достаточно», – оптимистично закончил генеральный директор.

geo-trendКомпания Geo Trend еще моложе – ей всего 6 лет. Ее президент Михаил Погребинский рассказал, что открытая в Хьюстоне, компания сразу начала свою работу в России. Сейчас у нее филиал в Москве и в Нижневартовске. Компания занимается внедрением телеметрического оборудования, созданием программного обеспечения, модернизацией существующих нефтяных резервуаров. В Geo Trend работает 15 человек. Они тесно сотрудничают с американскими компаниями, расположенными в Калифорнии, Коннектикуте и в Техасе. Сам Михаил – геофизик, кандидат технических наук. Приехав в США, он работал во многих ведущих нефтяных компаниях, а теперь вот вернулся в Москву.

arusaКомпания Arusa Trade не была представлена на выставке собственным павильоном, но ее президент Александр Рывкин находился в павильоне своего партнера – компании IMS. Arusa Trade была открыта в Хьюстоне в 1992 году. Она занимается поставкой электронных компонентов для узлов учета нефти различным российским компаниям. Главный клиент – компания IMS. В основном, поставляется высококачественное западное оборудование. Кризис, конечно, очень сильно повлиял на ход работы компании: уменьшилось число заказов, хотя совсем не уменьшилось число запросов. Из-за отсутствия финансирования в разы сократилось количество подписанных контрактов по этим запросам. «Ситуация напрямую зависит от цен на нефть, – считает Александр. – Мы рассчитываем, что цена опять поднимется до 90 долларов за баррель, если она будет ниже $70, то это не очень хорошо. А уж если упадет ниже $60, то бизнеса в России не будет никакого».

На выставке было широко представлено и российское оборудование. Главное его преимущество – относительно дешевая цена. Его покупают еще и потому, что на любом проекте должен быть обязательный процент использования местного оборудования.

В России государство старается увеличить присутствие отечественных компаний на всех проектах. Это естественно: каждая страна заинтересована в установке своего оборудования. Банк, финансирующий проекты, проплачивает отечественное оборудование. Работая в России, 90% финансирования идет из российских банков и лишь 10% – из иностранных. Именно поэтому многие иностранные компании открывают свои представительства, зарегистрированные в России. И, как следствие этого, так много инженеров техасских компаний переехали сюда работать. Среди них особенно ценны русскоговорящие сотрудники, приехавшие когда-то в США из Советского Союза, которые могут с успехом применить свой американский и российский опыт.

Среди огромного числа посетителей выставки встречаю многих хьюстонских друзей и знакомых. Тут и вице-президент компании KBR Оскар Караш, директор проекта TNK-BP Management Владимир Шлимак, сотрудница компании R&B Таня Молдавина, руководитель проекта Gulf Interstate Engineering Виктор Каган и многие другие.

gulf-engineeringGulf Interstate Engineering занимется в России проектами трубопроводов и обустройства нефтяных месторождений. Совсем недавно, в 2007 году компания открыла в Москве свой офис. Виктор считает, что такая выставка полезна для них, прежде всего, тем, что позволяет увидеть сразу большое число потенциальных клиентов и партнеров. «Мы ни в коем случае не собираемся уходить с российского рынка, – заявил он. – Мы сумели доказать, что работаем хорошо и качественно. Для нас это огромное поле деятельности, поэтому мы здесь всерьез и надолго».

Мне не удалось даже подойти к павильонам всех техасских компаний, представленных на 10-й московской выставке «Нефть и газ». Интересно, увеличится ли их количество в будущем году? Читайте в нашей газете ровно через год.