Начало в ##239, 240, 241
Могилевская работала не только с русскими певцами, хотя считала своей основной задачей в Америке – пропаганду русской музыки, исполняя чаще всего малоизвестные на Западе произведения. Об американских певцах Лия всегда говорит с большим уважением: «Поют правильно все. Феноменальный профессионализм. Прийти на урок или репетицию с невыученным материалом для американского певца немыслимо. Певец знает, что у него много сильных конкурентов и всегда в полной форме для исполнения любого произведения».
У Лии появились русские и американские ученики, с которыми она готовила новые спектакли и концерты, практически будучи занята полный рабочий день в течение нескольких лет. По-прежнему, по первому ее зову в Америку прилетали ведущие солисты Большого театра, чтобы участвовать в ее постановках и концертах. Они шли регулярно в больших залах Нью-Йорка и других городов. На многих я присутствовал и всегда видел полный зал восторженной публики, долго не отпускавшей исполнителей со сцены после каждого номера. Это были сцены и целые акты из «Отелло», «Травиаты», «Трубадура», «Евгения Онегина», концерты романсов русских композиторов. Могилевская снова работала в Бэрд колледже с Леоном Бодстэйном. Там были ею поставлены и исполнялись «Еврейский цикл» и «Нос» Шостаковича в концертном варианте, а также «Франческа Да-Римини» Рахманинова тоже в концертном исполнении, но все с оркестром.
Большим событием для музыкального Нью-Йорка была постановка Могилевской малоизвестной замечательной оперы Стравинского «Мавра». Стравинский пользуется в Америке гораздо большей популярностью, чем в России. Американские музыковеды и музыканты говорят о нем как о создателе нового стиля в музыке 20 века. Одноактная опера «Мавра» была написана композитором в Париже в 1922 году на либретто Бориса Кохно. Основа либретто – поэма Пушкина «Домик в Коломне». Опера была исполнена впервые в Париже в этом же году антрепризой С.Дягилева. Главные персонажи: Параша (сопрано), Мавра-Гусар (тенор), мать Параши (меццо-сопрано), соседка (меццо-сопрано). Опера исполнялась очень редко, хотя ее ставили в Ла Скала в 1955 году и в театре Станиславского и Немировича-Данченко – в 1973 году. Традиции в исполнении этого произведения в русском театре не было никакой. Все шло с нуля!
Поставленная Могилевской и режиссером Арнольдом Шевцовым «Мавра» была исполнена в Нью-Йорке 16 апреля 2000 года в Меркин Холл Линкольн-центра следующими певцами: Параша – Елена Островская, Мавра (Гусар) – Владимир Кудряшов, солист Большого театра, мать – Ольга Ломтева, соседка – Светлана Фурдуй. Декорации и костюмы Анны Габай. Я был на этом спектакле. Могилевская сделала переложение клавира оперы для двух роялей, дирижировала и играла вместе с Викторией Улановской. Исполнители пели и играли с большим мастерством и энтузиазмом. Яркие костюмы в старом русском стиле и несложные, но очень гармоничные, легкие декорации и оформление сцены в точности соответствовали музыке. Спектакль получился веселым и ярким. Короткая опера выглядела и звучала высокопрофессионально, а публика долго приветствовала исполнителей.
Спектакли и концерты, прошедшие в Америке при участии и под руководством Могилевской, упомянуты в этой статье далеко не все. Нельзя превращать статью о творчестве артистки в перечень ее работ. Следует теперь обратить внимание читателя на еще одну сторону таланта нашей героини, тем более что он открылся только в Америке совершенно неожиданно для нее самой. Уже упоминалось, что у Могилевской было много учеников. Это были певцы ленинградских и московских театров, концертмейстеры советских музыкальных театров, с которыми она проводила регулярные мастер-классы в своей студии в Большом, были и американские певцы и музыканты. Но все это были взрослые профессионалы. Их не надо было учить нотам и основам пения. Они пели с листа и были искушенными артистами, многие с очень громкими именами. Все они нуждались в помощи концертмейстера, для того чтобы совершенствовать свое мастерство при подготовке ролей и концертов. Этим Могилевская занималась еще в старших классах школы-десятилетки при Ленинградской консерватории и все последующие годы.
Но однажды ее попросили прослушать маленькую девочку для определения ее музыкальных способностей. Лия умела это хорошо. Привели девочку и что же? Наслышавшись о талантах Лии и услыхав ее в концертах с прославленными певцами, родители девочки решили, что лучшего преподавателя им не найти. «Да я в жизни своей не занималась с детьми и не знаю как это делать!» – сказала Лия. Когда же она услыхала, что шестилетняя девочка поет, и родители хотят, чтобы Лия учила ее петь, удивлению ее не было пределов. Объяснив родителям певуньи, что таких маленьких детей пению не учат, т.к. не сформировались их голосовые связки и легкие, Лия решила что разговор окончен. Не тут-то было. «Нельзя учить пению, учите музыке». Отказаться Лие не удалось, тем более что девочка, по выражению Могилевской, «буквально прилипла к ней и уходить решительно не хотела». Пришлось уступить, детей Лия очень любит. Но как учить? С чего начать?
Она начала с того, чего абсолютно не приемлют многие профессиональные преподаватели классического фортепиано. Могилевская начала учить детей, а собралось как-то незаметно еще несколько учениц, с того, что им было интересно. Ребенок поет какую-то песенку, а Лия учит его нажимать правильные клавиши, только потом добавляя в обучение нотный текст этой песенки. Нотная грамота осваивалась таким образом мгновенно, без скуки и напряжения. Дети с радостью ждали каждого урока. Давая для разучивания пьесу, она писала к ней стихотворный текст, и ребенок, легко заучивая слова, что свойственно всем детям, быстро заучивал и ноты с мелодией. Часто дети просили разучить с ними интересующую их мелодию, в том числе и услышанную по радио или в кино, и Лия всегда охотно отвечала на их просьбы. Через несколько недель таких занятий ее ученики имели уже свой любимый репертуар! Играли своим домашним и приятелям простенькие пьески-песенки, чрезвычайно гордясь своими успехами.
Я вспоминаю как учили играть на фортепиано меня, а вернее сказать отучили любить и уроки, и сам процесс игры. Бесконечные, скучные и бессмысленные, как мне казалось тогда, упражнения на развитие техники. Бесконечная, месяцами шлифовка одного и того же произведения. Занятия были очень однообразны. А маленький ребенок хочет играть во все на свете. И обучение музыке должно, как мне теперь кажется, идти по пути игры, что и делала Лия со своими учениками. Я же, обладая превосходным музыкальным слухом и любя музыку, шел на занятия, как на каторгу, и в 11-летнем возрасти наотрез отказался учиться дальше. Я ничего не мог сыграть своим приятелям, кроме скучных для них канонических учебных произведений!
Ученики Лии через год после начала занятий играли уже и серьезную, и легкую музыку, которая в мое время была для учеников-музыкантов табу. Играли они и ансамбли, приводя своих приятелей, учившихся на иных инструментах. Учились аккомпанировать певцам. Им было очень интересно, а это залог успеха. Регулярно в небольшой квартире Могилевской устраивались концерты ее учеников. Приходили родители, родственники и друзья маленьких исполнителей. Продумывался весь ритуал, вплоть до нарядов учеников и последующего угощения. Ведь их учительница была великим театральным музыкантом! На этих концертах она появлялась всегда в своем лучшем концертном платье. И концерты разыгрывались, как интереснейшее действо. Я слышал, как маленькая исполнительница говорила Лие: «У тебя не было времени обсудить со мною мое концертное платье…» Не все ее ученики станут профессионалами, но все будут играть для своего удовольствия, у всех воспитывается художественный вкус. Кроме чисто музыкальных занятий, Лия рассказывала детям о музыкальных инструментах, композиторах, исполнителях и театральных постановках. Дети слушали записи оркестров и солистов, смотрели видео оперных спектаклей. Это был музыкальный университет!
Я не случайно столь подробно остановился на этом незначительном этапе жизни такого крупного музыканта, как Могилевская, создавшая себе славное имя в серьезном искусстве. Ее занятия с детьми показывают нам, как она – крупный мастер подходит к любой проблеме в ее области. Для нее нет незначительных задач! Такая она и вне театральной жизни. Всегда необыкновенно четкая в действиях и формулировках. Очень немногословная и очень надежная. Постоянно кому-то помогающая, стремящаяся во всем к совершенству. Это ее качество для некоторых весьма неприятно. Она не допускает расхлябанности в работе, она педантично аккуратна, но для многих, кто любит и хорошо знает ее, Лия является эталоном порядочности в работе и в жизни. Самое удивительное, что она никогда не стремилась делать карьеру. Она просто работала с полной отдачей, и, поскольку обладала выдающимся талантом и работоспособностью, карьера сама находила ее. Даже в Большой театр ее позвали. Она никогда не старалась туда попасть.
И чтобы закончить рассказ о Могилевской, ведь ее активная деятельность музыканта мирового масштаба заканчивается, т.к. ей много лет, я расскажу о встрече ее с коллегами по Большому и другим московским театрам в 2007 году в Москве. Я видел видеозапись этой встречи! Прилетев в Москву, она сообщила всем друзьям и коллегам, что будет отмечать свой день рождения в одном из московских кафе. Собралось много людей, имена которых десятилетиями красовались крупными буквами на афишах многих стран, в том числе и США. Украшал же собрание своим присутствием профессор Борис Покровский – патриарх, почти всю жизнь работавший режиссером Большого театра. В то время ему было 95 лет, он двигался уже с трудом, но его мысль была ясна, отчетлива была его речь, в которой он, воздавши должное таланту именинницы, сказал в заключение: «Что тут долго говорить об этой удивительной женщине. Могилевская – и все!»
Что можно к этому добавить? Разве только то, что она, подобно множеству талантливых людей, вынуждена была покинуть родину, в которой столько лет беззаветно и плодотворно работала, поняв, что она более там не нужна. В списке этих блестящих талантов Лия Могилевская занимает почетное место.