Было это лет семь с небольшим назад. Вроде бы я тихо-мирно ехал на поезде в весенний цветущий Киев, а на самом деле – летел на крыльях любви. Признаюсь вам честно: да, я был безумно влюблен в Юлию Тимошенко, которая неожиданно согласилась на интервью. Во-первых, потому что она настоящая красавица. Во-вторых, судя по прессе, уже давно миллиардер. В третьих, она только что вышла из тюрьмы и имеет все основания опасаться за свою жизнь… Вот такая романтика.
ххх
Юлия Владимировна Тимошенко родилась 27 ноября 1960 года в славном и ужасном городе Днепропетровске. Почему ужасном? Рассказываю анекдот. Мужчина заходит в приемную к министру и говорит секретарше: моя фамилия Иваненко, я из Днепропетровска, мне к Петру Петровичу назначено. Секретарша связывается с министром по телефону: Петр Петрович, тут какой-то Иваненко, не успел зайти – уже угрожает!
Все дело в том, что еще со времен члена Политбюро Шербицкого Днепропетровск стал примерно тем, что для России сейчас Петербург – ударной кузницей руководящих кадров. Все они оттуда: Кучма, Лазаренко, бывший глава Службы безопасности Деркач, а также куча министров, миллионеров, бандитов…
Об отце Тимошенко известно немного. Звали его Владимир Григян и по национальности он был то ли армянин, то ли молдаванин. Мама Людмила Телегина – русская. Детство было очень бедным, поскольку семья жила только на зарплату матери. Но Тимошенко не унывала: она была отличницей, спортсменкой и активной комсомолкой. После школы Юлия поступила на экономический факультет Днепропетровского университета и блестяще закончила его – на все пятерки. К тому времени у нее появилась маленькая дочь, красивый и любящий муж, а также влиятельный тесть – председатель одного из райисполкомов.
Пять лет Тимошенко отработала скромным инженером-экономистом на машиностроительном заводе. А когда пришла перестройка, с головой окунулась в бизнес. Стартового капитала, разумеется, не было, и Тимошенко с мужем одолжили у хорошего знакомого большую сумму – пять тысяч рублей. После чего открыли кооператив по прокату видеокассет, а также фирму по организации концертов российских эстрадных звезд. Это не помешало ей с блеском защитить кандидатскую диссертацию по экономике.
Когда открылась Российская товарно-сырьевая биржа, Тимошенко с мужем немедленно купили брокерское место. Чистая женская интуиция: тогда еще биржа была в диковинку, никто не верил, что из этого что-то может получиться.
В мае 1991 года Тимошенко стала генеральным директором корпорации «Украинский бензин». И дела пошли в гору с фантастической быстротой – уже через год ее компания обеспечивала большинство поставок нефтепродуктов. Правда, в пределах Днепропетровской области. Но Юлия Владимировна не собиралась останавливаться на достигнутом.
ххх
Через четыре года – новый головокружительный скачок: Тимошенко становится украинским Чубайсом, возглавив промышленно-финансовую корпорацию «Единые энергетические системы Украины». В ту пору она ходила буквально на волоске от покушения. Ведь бизнес этот – огромный и очень жестокий. Новичков выживали исключительно с помощи киллеров. Тимошенко проявила предусмотрительность: у нее появилась собственная служба безопасности, которая, по мнению многих экспертов, ни в чем не уступала по профессионализму службе охраны президента страны.
С необыкновенной легкостью Тимошенко завязывает отношения не только с украинской элитой, но и с Рэмом Вяхиревым и Туркменбаши, используя не только свой ум, но и женские чары.
Первая встреча с всесильным Вяхиревым была забавна. «Я была еще девчонкой, когда познакомилась с ним, таким большим российским политиком. Пришла к нему в короткой юбке, в ботфортах – но с кучей рекомендательных писем от всех, включая премьер-министра. И рассказываю, как Украина в самый короткий срок может рассчитаться по своим миллиардным долгам за газ. Он сначала так развеселился! Но уже к концу года проблема была решена: расчеты шли день в день! И Рэм Иванович сказал, что берет свои слова назад».
Воодушевленная успехами, Тимошенко решает идти во власть. В 1996 году ее избирают депутатом от Бобринецкого округа с рекордным результатом – более 92 процентов голосов!
Первое появление Тимошенко в Верховной Раде было абсолютно шокирующим. Представьте: элегантное платье от кутюр, заканчивающееся чуть выше колен, туфли на высоком каблуке, фантастическая прическа – тогда еще знаменитой косы не было и в помине…
ххх
Тимошенко сильно подружилась с врагом Кучмы, премьером Лазаренко, который в ней просто души не чаял. Победи тогда Лазаренко на выборах – быть Юлии Владимировне премьером. Но Лазаренко арестовали, а потом он умудрился бежать в Америку. Пришлось Тимошенко временно мириться с Кучмой и даже поддерживать его на выборах.
В декабре 1999 года Тимошенко становится вице-премьером по ТЭКу в правительстве Виктора Ющенко. И сразу начинает массированную атаку на олигархов. Поклонники Тимошенко утверждают, что благодаря ее смелым и решительным действиям из теневой сферы было выведено больше двух миллиардов долларов!
Разумеется, недовольные олигархи ответили – и очень быстро. Сначала все шло к ее физическому уничтожению – но, к счастью, не получилось. Летом 2000 года арестовали мужа Тимошенко. А скоро ее увольняют с поста вице-премьера, и прокуратура возбуждает громкое уголовное дело против нее. Обвинения мощные: контрабанда газа, взятка в 59 миллионов долларов, якобы данная Лазаренко. 13 февраля 2001 года Тимошенко поместили в следственный изолятор Лукьяновской тюрьмы. В марте – выпустили под подписку о невыезде. Потом снова арестовали, но это решение прокуратуры отменил Верховный суд.
ххх
Условия содержания в камере были чудовищные – в лучших советских традициях. «Ко мне относились, как относятся к серийным убийцам, насильникам. Если заключенные могут общаться между собой – в коридорах, во дворах, где гуляют, то меня водили четыре-шесть человек и изолировали от всех остальных, – говорит Тимошенко. – А началось все вообще ужасно. Я захожу в камеру, дверь за мной захлопывается – и тут же гаснет свет! Что делать? Хочется сразу заколотить в дверь обеими руками, закричать… Мне уже потом объясняли – это такой тест. Но я не стала колотить и просто села на сумку, с которой пришла. Потом я рассмотрела камеру, она была очень грязная. Сразу же попросила адвоката принести мне резиновые перчатки и тряпку, и отдраила все – полы, стены, и особенно отхожее место…» А глазок Тимошенко взяла и заткнула полотенцем, заявив, что если охранники посмеют его убрать, она тут же объявит бессрочную голодовку. И полотенце оставили.
ххх
А теперь – внимание, господа сценаристы! Выдаю вам сюжет, который явно тянет на мыльный сценарий. Тимошенко в Лукьяновской тюрьме, дело ее плохо. Охранники ведут ее по коридору – и вдруг она видит мужа, которого тоже посадили в эту тюрьму. Они встретились глазами – и даже толком не поняли, что произошло. Из-за этого случайного свидания мужа тут же перевели в другую область. И все время, пока он был арестован – больше десяти месяцев – не давали свиданий, хотя по закону раз в месяц положено. Единственное исключение сделали для дочери – и то для того, чтобы ее допросить. Жене тогда было двадцать лет, она училась за границей, и Юлия Владимировна очень не хотела, чтобы она приезжала. Но она все равно приехала, чтобы увидеть отца. И после этого выдержала полуторачасовой допрос. «Разумеется, она отказалась что-либо рассказывать, потому что воспитана в семье с боевыми традициями».
ххх
Тимошенко назначила мне встречу ровно на двенадцать. Но вот беда: в девять утра ее срочно вызвали в прокуратуру. В сорок первый раз за последние два месяца. Так что она уже успела привыкнуть и абсолютно не нервничала. Просто загрузила в машину запас свежих продуктов, самые необходимые вещи – и поехала.
Понятное дело, в двенадцать она в офисе не появилась. И в час тоже, и в два. Я уже выпил пять чашек чаю с лимоном и ругал себя, что поперся на край света зазря. Но тут Юлия Владимировна приехала. Красивая, как Венера, и невозмутимая, как сфинкс. Выпустили!
Кабинет Тимошенко потряс меня своим спокойствием и домашним уютом. На стенках – какие-то симпатичные пейзажи, детские рисунки – видимо, творчество дочери. Везде – живые цветы, а в шкафу – десять икон, гетманская булава и держава со скипетром.
Говорили долго и очень откровенно. На прямой вопрос о будущем возможном президентстве Тимошенко ответила прямо: плох тот руководитель партии, который не мечтает стать президентом. И она не исключение. Ее кредо: делать политику чистыми руками. К примеру, как Франклин Делано Рузвельт – ее пример этого американского президента очень вдохновляет.
Заговорили о личной жизни. Оказалось, Юлия Владимировна очень необычно познакомилась с мужем. В 1978 году у нее дома зазвонил телефон. Звонил незнакомый парень, просто номером ошибся. Но они все-таки разговорились – и выяснилось, что учатся в одном университете. Молодой человек предложил встретиться, Тимошенко согласилась – и это была любовь с первого взгляда!
Скоро сыграли свадьбу, а через год родилась дочка Женя…
ххх
С некоторым трепетом в душе спросил о ее сказочном богатстве – мол, правда ли, что целый миллиард, а то и больше… Ну, думаю – сейчас выгонит! Но Юлия Владимировна только лучезарно улыбнулась. «Работая главой крупнейшей корпорации, я не имела времени на личную жизнь и приобретение собственности, – объяснила она. – У меня нет ни дачи, которую можно фотографировать, ни зарубежной собственности. И в быту у меня очень скромные запросы – ведь я выросла в очень бедной семье. И, вообще, меня содержит моя семья! Потому что именно ее членам принадлежат все транспортные компании, камнеобрабатывающие заводы, которые, кстати, были построены, а не приватизированы!»
Ну как было ей не поверить?
ххх
Поинтересовался, как Юлии Владимировне удается поддерживать себя в такой блестящей форме. Оказалось, уже много лет она вместо зарядки пробегает по десять километров. И кроме того: увлекается теннисом, плаванием, волейболом. Это для тела. А для души: классическая музыка, особенно Вивальди, литературная классика…
Вот догадайтесь, кто у Тимошенко любимый писатель! Тарас Шевченко? Увы, нет. Гоголь? Тоже мимо. Франц Кафка! Признаюсь, я был в шоке. И только этим шоком можно объяснить следующий вопрос: мол, не хотела бы Юлия Владимировна попасть на страницы модного женского журнала – ну, скажем, в «Плейбой».
Она опять лучезарно улыбнулась – и я растаял, как Снегурочка по весне.
«Представьте, меня об этом уже спрашивали! Конечно, как женщине мне было бы интересно увидеть свою фотографию в этом замечательном журнале, но вряд ли это будет интересно «Плейбою». И вообще, вы не находите, что для политика это было бы немного странно?»
ххх
Эти семь лет пролетели быстрее, чем одна секунда. Я написал за это время штук сто статей – а может, двести, не помню точно. Ни к финансовой, ни к творческой стороне дела это не имеет ни малейшего отношения.
А у Юлии Владимировны был период бури и натиска. Помните: сначала нечестные выборы, потом долгое стояние на Майдане Незалежности, потом она возводит Ющенко на престол, как Жанна д’Арк, затем ссорится с ним, мирится, получает огромное количество голосов на парламентских выборах…
Сейчас Юлия Владимировна не только премьер, но и популярный политик Украины – с неплохими шансами на президентский престол. Вот и пригодится гетманская булава и держава со скипетром, которые я когда-то подглядел в ее кабинете. Впрочем, это все уже политика, а о ней говорить скучно и не нужно. Скажу одно: благодаря Тимошенко Украина обрела власть с человеческим, милым, обаятельным лицом. Может, это все, что надо от власти?
ххх
А в поезде, который не спеша вез меня домой после эпохальной встречи с Тимошенко, мне попался замечательный попутчик: добродушный пожилой украинец из Львова, с усами, как у Тараса Бульбы. На столе мгновенно нарисовалась аппетитная домашняя колбаса, запеченная курочка, зелень, бутыль самогона необъятных размеров – и разумеется, добрый шмат сала.
После третьей я признался, что встречался в Киеве с самой Тимошенко. Угарный хлопец пришел в дикий восторг – оказалось, он был горячим ее поклонником. А после пятой или шестой рассказал мне свежий анекдот про Юлию Владимировну.
Умирает директор завода, его душа поднимается над телом, все выше и выше – и вдруг откуда ни возьмись появляется Тимошенко.
– Ты куда? – спрашивает.
– Как это куда – на тот свет.
– Подожди, дорогой, ты еще за этот не рассчитался!
Очень в тему, вы согласны?