Скучно жить на свете господам. Ну не всем, но очень многим. И в Остине, и в Москве. Для таких – рождественская история. Бомжевал как-то один российский олигарх в подземном переходе между Ленинградским и Казанским вокзалом, мимо прошла старушка, печально посмотрела и говорит: что же, сынок, ты так опустился, а ведь у тебя мама, наверно, есть, ты бы помогал ей… Развернула кулечек, положила в его оборванную шапку два рубля. Через пару дней олигарх перевел очень большую сумму дому престарелых.
Успешный бизнесмен, психолог, историк Сергей Князев двенадцать лет занимается в Москве организацией нестандартного досуга для богатых и сильно богатых людей.
«Пижамные вечеринки», женские бои без правил в ночных клубах, бал девственниц в Венеции, конкурс бомжей, «тараканьи бега», всевозможные розыгрыши. Клиенты ивент-агентства Князева – знаменитые политики, банкиры, промышленники и просто миллиардеры. Ему заказывают корпоративы акулы бизнеса: Лукойл и Кока-кола, Сименс и МТС…
А ведь не так давно Князев был успешным психологом, преподавал в европейских университетах. Но однажды банально заскучал от полной предсказуемости: когда ясно, что будет и через день, и через месяц, и через год. Если скучно, надо устроить какой-нибудь праздник. Написал сценарий на проведение Датского национального карнавала, по мотивам легенд о викингах – и выиграл. Но как все в итоге получилось, Князеву не понравилось. Тогда он решил заниматься праздниками сам. Бросил все, приехал в Москву, где у него не было ни одного знакомого, ходил по ночным клубам, театрам, выставкам. И вскоре создал свое праздничное агентство.
Shop «Я так жил»
Сергей, вам намного лучше меня известно, что депрессия – бич нового века. Уже больше ста миллионов в мире ею страдают, люди самые новые таблетки горстями кушают, а все равно мучаются. Ваш бизнес – это тоже антидепрессант, только не химический. Скажите честно: вы встречали людей с депрессией, которые после ваших шоу излечивались?
Увы, и на праздники приходит огромное количество людей в состоянии, близком к депрессии, со своими проблемами в голове или в сердце: допустим, конфликт с сослуживцами на работе или с близким человеком в семье. Гость на празднике продолжает переживать, а его внутреннее состояние находится в критическом диссонансе с праздничной атмосферой. Помню, однажды молодая женщина, руководитель одного из подразделений, пришла на корпоративный праздник «без лица».
Ужас какой! В маске вампира, что ли?
Нет-нет, лицо ей явно подправили макияжем, но это не сделало даму веселее. Она должна была вручать награды от имени дирекции фирмы. Когда я ее увидел, решил выяснить, что случилось. Оказалось: серьезная трагедия в семье. И мне удалось вытащить эту симпатичную деловую леди из депрессии с помощью профессиональных аниматоров. Всего за полчаса, пока гости собирались, ребята смогли подключить несчастную к веселью. В момент выхода на сцену она уже улыбалась.
Извините, в такое мгновенное превращение как-то не очень верится.
И напрасно. Ведь в этом задача профессиональных устроителей праздников: отвлекать людей от проблем и погружать в позитив через приятные впечатления. Каждые пять-десять минут праздника – еще одна ступенька, поднимающая людей на вершину положительного настроения.
Ко многим антидепрессантам наступает привыкание, плюс почти неизбежные побочные эффекты. А у тех, кто заказал необычный праздник, или побомжевал у трех вокзалов, таксистом поработал, крыс в подвале пострелял или поиграл в даму легкого поведения – есть опасность побочных эффектов и появления зависимости?
Зависимость от участия в хорошо продуманной организаторами игре или в умном праздничном шоу наступает быстро. Но и действие этой зависимости проходит, увы, стремительно. Слишком много факторов в обычной жизни деятельного, работающего человека грузят его и отягощают ему жизнь.
Изменим жизнь к лешему!
До сих пор главный хит Князева – конкурс бомжей, когда соскучившихся российских миллионеров запускают на несколько часов просить милостыню. Все как положено: драные, плохо пахнущие штаны и куртка, стоптанные ботинки, профессиональный грим. Разумеется, на время развлечения, настоящих попрошаек Князев от своих клиентов отгоняет. Побеждает тот, кто вызовет наибольшую жалость и насобирает больше денег, а значит, надо сыграть максимально убедительно, по Станиславскому. Что-то спеть, станцевать, очень трогательно хватать прохожих за рукав, или вообще рискнуть собственным здоровьем. Вот один банкир отправил бомжевать в двадцатиградусный мороз в рваных тапочках на босу ногу – решил, что так у него больше шансов.
Устраивает Князев и заграничные бомжевые туры, в Милан и Париж. Там задача посложнее: продержаться подаянием три дня. Однажды огромный призовой фонд сорвал преуспевающий брокер: вместо того, чтобы тупо просить пару евро на Монмартре, он принялся рисовать геометрические портреты. Если лицо у человека угловатое, картинка состояла из треугольников, а если круглое – из кружков. Портреты кубиста, который раньше карандаш в руке не держал, разлетались, как горячие пирожки…
Сам психолог признается, что до конца не понимает, почему многие клиенты не раз возвращаются к этой игре, приводят своих друзей и даже детей-подростков. Еще один хит от Князева – «Ночное скольжение». Участники опять-таки переодеваются в самую непрезентабельную одежду и в час ночи, без денег, документов и мобильника выходят на Таганскую площадь. Кто быстрее доберется, скажем, до Бирилево или Митино? И как это сделать? Князеву надолго запомнился один посол-африканец. Тот мгновенно остановил машину, где ехала семейная пара, и на ломаном русском объяснил: мол, отчаянно влюблен в русскую девушку, и если он не приедет в назначенное время, любимая его бросит. В итоге посла, облаченного в грязный балахон, с ветерком и абсолютно бесплатно доставили на другой конец Москвы.
У Князева больше двухсот сценариев самых разных игр. Можно попробовать себя в роли таксиста, официанта в самом дешевом пролетарском кафе (кто больше чаевых даст), ассистента массажиста, пострелять крыс в ангаре или из самого настоящего танка, пройти с диггером по подземным коллекторам. Для состоятельных дам – замечательная игра «Ночные бабочки». Одеваются соответственно, нещадно красятся и выходят поздним вечером на охоту. Выигрывает та, которая смогла договориться с клиентом на большую сумму. А мужья стоят рядом, изображая сутенеров. Или стриптиз: дамы разучивают танцы, а потом выходят к шесту в каком-то ночном клубе и зажигают по полной. Короче, леди тронулись, господа!
Правда клиентов жалко: только он рассчитался, к нему подходят товарищи из группы поддержки и вежливо объясняют, что сегодня с этой девочкой пообщаться никак нельзя. Некоторые товарищи сами приходят к Князеву с идеями. Как-то представитель золотой сотни «Форбса» решил поиграть в Деда Мороза. Очень долго репетировал, волновался. А потом ходил по домам с огромным мешком и раздавал подарки. Подстраховался, конечно – вместе с ним были двое охранников в костюмах Кролика и Снеговичка, да и Снегурочка тоже с черным поясом по карате. Зато взрослые, получая ноутбуки и золотые колечки, падали от счастья прямо в оливье.
Игра в классики на деньги современников
О частных и корпоративных вечеринках, которые устраивает Князев, ходят легенды. Рыцарский турнир в старом английском замке, где все щеголяют в доспехах времен короля Артура. Посуды нет, гости едят руками, как в старину, жарят мясо на вертелах, пьют вино из глиняных кубков, а потом сражаются на мечах. Театрализованный вечер по романам Дюма, где все наряжены мушкетерами и гвардейцами кардинала. Праздник в стиле Чикаго тридцатых годов: вокруг сплошные гангстеры и ведут себя соответствующе.
А вот руководство одной крупной металлургической компании решило поиграть в пиратов. Князев зафрахтовал для них трехпалубный пароход, который преобразился в пиратский корабль с «Веселым Роджером» на мачте. Металлурги надели тельняшки, шляпы, повязки на глаз, мушкеты и сабли. И выпив рому, немедленно взяли на абордаж два судна. С первым Князев договорился заранее, заплатив за моральный и материальный ущерб. А вот захват пиратами баржи с песком в сценарии не значился. Но остановить пиратов было невозможно. Князев только успел по рации предупредить капитана: мол, извините, мы вам сейчас немного арестуем, не пугайтесь. Доблестные металлурги пришвартовались к барже и принялись грабить золотой песок ведрами.
Для одних вся жизнь театр, для других – вешалка
Вы как-то довольно пафосно заявили: «Как хирург, когда он препарирует и знает, где у человека находится почка, селезенка и так далее, так и психолог знает, где что в человеке находится. Только все, что касается головы». Ну, то, что психолог «все знает» – некоторое преувеличение, не правда ли? Есть ли какие-то тайны человеческой психики, которые вам бы хотелось разгадать?
Мне, как и любому психологу, хотелось бы открыть, где в подкорке мозга таится источник тревоги, неуверенности, вялости, стеснительности и прочих проблемных зон. Было бы здорово просто выключать эти негативные источники головного мозга путем медикаментозного или гипнотического воздействия. Скажем, появление пилюли хорошего настроения многим бы людям облегчило жизнь. А уж нам, организаторам праздников, помогло бы значительно усилить позитивный эффект от мероприятий.
Слушайте, а бывает ли у вас такое искушение: оставить процветающий бизнес, засесть где-то в теплых (или холодных) странах, написать научную монографию по психологии на тысячу страниц, которую в мире поймут два с половиной человека?
Искушение написать серьезный научный труд возникает периодически. Но именно в той сфере, которой я занимаюсь – психологии праздников. Ведь очень многие идут на праздник отнюдь не веселиться. Мужчины одевают праздничную одежду, дамы делают прически и изысканный макияж, а приходя на праздник, увлеченно обсуждают там свои семейные или профессиональные проблемы. Мужчины, к примеру, встретив родственников или коллег по работе в фойе ресторана, могут заговорить о футболе, а потом о том, что наша сборная проигрывает из-за плохого финансирования, а затем перейдут на коррупцию, после чего неизбежно выйдут на тему «как в нашей стране все плохо устроено».
К великому сожалению, вы правы, знаю это и по себе.
А женщины начнут разговор о детях – и уже через несколько минут обсуждают плохих учителей, неэффективную систему образования, непродуманную политику государства в отношении материнства и детства. Короче, наши люди на празднике могут начать общение с любой темы и неизбежно выйти на обсуждение того, что в нашей жизни плохого. Грамотные психологические приемы позволяют нам оттянуть людей на веселье, на позитивные эмоции и зарядить хорошим настроением на несколько дней, а то и недель. Эти психологические методы и приемы выработаны и мной, и другими профессионалами праздничного рынка за годы практики с самыми разнообразными категориями людей. Мы знаем, как развеселить банкиров и как не дать в хлам напиться строителям, мы управляем эмоциями жениха и невесты, которые едва осознают происходящее вокруг них на свадьбе, мы можем подружить бухгалтерию с отделом логистики на корпоративе и еще многое чего можем, применяя свои психологические трюки.
Круто!
Вот об этом хочется написать монографию. Когда появится время, займусь этим непременно, чтобы тем, кто придет в индустрию праздников после нас, было значительно легче. Пока передаю свои знания на лекциях в созданной мною школе для ивент-менеджеров. Ей, кстати, уже семь лет, за это время получили праздничное образование больше семисот слушателей из разных городов и стран. Даже из Америки, Израиля и Польши приезжали учиться.
Вышел из себя. Скоро буду
Некоторые ваши коллеги по бизнесу предлагают экстремальные вещи – брутальные розыгрыши с якобы стрельбой, взятием заложников, наездом полицейских и т.д. Вы такое, насколько я знаю, не приветствуете?
Принцип «не навреди» побуждает меня тщательно изучать личность человека, которого нужно разыграть. Розыгрыш – это ведь очень тонкий инструмент. Он может поднять положительные эмоции человека на невероятную высоту. А может повергнуть в пучину мерзкого самоедства за испуг, которому он поддался, за малодушие, проявленное в подстроенной кем-то ситуации.
Еще бы!
Поэтому, когда устраиваешь розыгрыш, имеет право на жизнь только позитив. Вот, к примеру, мы устроили девушке участие в показе мод, она в тридцать лет вышла на подиум, о чем мечтала с детства. Этот розыгрыш мы придумали по заказу её мамы: та рассказала, что дочь испытывает глубочайшую депрессию накануне своего юбилея. Беседуя с мамой, я узнал об этой несбывшейся мечте дочки. А дальше – всё просто: как бы случайно девушку на улице встретил известный модельер, восхитился красотой и пригласил участвовать в показе новой коллекции, которая проходила на престижнейшем подиуме страны. А ведь мама пришла к нам совсем с другой просьбой – как-то напугать дочь, чтобы вывести её из оцепенения, в котором она пребывала уже несколько месяцев. Конечно, мы этот метод отвергли. И вот результат: девушка счастлива и поняла, что жизнь в тридцать может радовать её неожиданными сюрпризами – и вообще как-то налаживается.
И все-таки: позвольте мне представить себя злобным критиком, которому ваша деятельность сильно не нравится. Мол, все эти ролевые игры, розыгрыши, экзотические вечеринки – от духовной неустроенности, опустошенности человека, который их заказывает. Есть особняк на Николиной горе, повар, пять машин, жена, три любовницы, процветающий бизнес, вилла во Флориде. Только вот жить – некуда, и самому с собой оставаться категорически скучно. А то, что предлагают самые продвинутые агентства праздников – это не подлинные эмоции, а суррогат, имитация наполненной жизни. Чтобы и дальше позволить дорогому клиенту казаться, но не быть. Может, лучше к психотерапевту или в церковь пойти, а не пикантные игры и розыгрыши заказывать?
Слушайте, еще человечество древнего мира за много веков до нашей эры знало формулу благополучия – «хлеба и зрелищ». Когда человек удовлетворяет насущные потребности, ему хочется позитивных эмоций. Увы, не всегда можно получить эйфорию, быть счастливым, даже имея дворец, полный слуг, кареты последних моделей, процветающий бизнес, абсолютную власть и т.п. Человеку нужны эмоции. Одному достаточно доброй песни, исполненной нестройными голосами друзей под аккомпанемент плохонькой гитары. Другому – восторг многотысячной толпы, собранной на трибунах Колизея. Так что злобному критику следует задуматься над тем, что повар кормит тела людей, а организатор праздников насыщает прекрасными впечатлениями и эмоциями их ум и душу. –
В средневековой Европе каждый третий день приходился на какой-то праздник. И была карнавальная культура – мощный инструмент для выплеска эмоций. А вот в России праздновать во все времена не очень умели, не так ли? И пресловутый культ страдания, идущий от классиков русской литературы. И отношение к богатству и здоровью как к чему-то не очень морально оправданному и даже подозрительному. И культ маленького человека, лишенного всяческих радостей – ну, все мы вышли из «Шинели» Гоголя…Есть ли, по-вашему, такая стержневая черта в российском национальном характере или это просто миф? Доминанта страдания в русской душе есть, без сомнения. Но это лишь один полюс русской ментальности. Зато другой – в безудержном, запредельном веселии, коим славится Русь. Да, если русский печалится, то очень сильно, до терзания, до вселенской кручины. Но если гуляет, то так мощно, громко и широко, что вся вселенная может вздрогнуть!