
125 ЛЕТ СО ДНЯ САМОГО СМЕРТОНОСНОГО УРАГАНА США
На протяжении 125 лет Галвестону выпала сомнительная честь стать местом самого смертоносного стихийного бедствия страны: разрушительного урагана, обрушившегося на побережье 8 сентября 1900 года. Хуже того, по крайней мере, часть из почти 12000 погибших в результате шторма, вероятно, можно было бы спасти, если бы жители знали, что он надвигается на них, как писал Эрик Ларсон в своем захватывающем бестселлере 1999 года «Шторм Айзека».
Галвестон, буквально за одну ночь превратившийся из одного из самых процветающих южных портов страны в затопленную груду руин, с тех пор вынужден бороться с ураганами. Он дал Хьюстону возможность продвинуться вперед в строительстве Хьюстонского судоходного канала, что, в свою очередь, решительно изменило региональный баланс сил в пользу города Байю. Это также убедило некоторых наиболее предприимчивых инженеров острова построить восьмифутовую морскую дамбу вдоль берега и поднять почти 500 городских кварталов на высоту 17 футов – кропотливая работа, занявшая восемь лет.
В отличие от бесчисленных кабинетных экспертов по ураганам в регионе, доктор Хэл Нидхэм, которого друзья и поклонники в социальных сетях называют «Ураган Хэл», действительно знает своё дело. Житель Галвестона курирует базу данных прибрежных наводнений Национального управления океанических и атмосферных исследований и проводит экскурсию по Галвестону, посвященную ураганам, в разгар сезона.
Он разочарование тем, как многие современные метеорологи настаивают на использовании шкалы ветра Саффира-Симпсона в качестве основного барометра ярости урагана. «Когда мы видим Галвестон в руинах, то большая часть разрушений вызвана водой, штормовым нагоном, обрушившимся на город, — сказал Нидхэм. – И всё же люди часто воспринимают ураганы как ветровые явления. У нас есть система классификации ураганов, основанная исключительно на ветре. Она совершенно не основана на воде, хотя именно вода — главный убийца и наносит наибольший ущерб. Я думаю, что тот исторический шторм определённо показал мощь воды и что она способна натворить».
Примечательно, что, несмотря на все причинённые разрушения, Нидхэм пояснил, что метеорологический профиль шторма 1900 года был довольно обыденным. По его словам, США отслеживают данные об ураганах с 1851 года, и скорость ветра в 190–200 км/ч сегодня была бы оценена как ураган 3-е й или 4-ой категории. Поэтому, «в этом регионе земли, по сути, не было ничего исключительного», — добавил он.
Между тем, приливная волна, вызванная штормом, высотой почти 16 футов (4,6 м), хотя и затопила остров без морской дамбы, также не стала рекордной. В списке штормовых нагонов, сопровождавших ураганы в США, составленном Нидхэмом в прошлом году, шторм 1900 года даже не попал в десятку самых мощных. «На самом деле, особенностью шторма 1900 года была его попадаемость, — продолжил он. – Просто так получилось, что он обрушился на чрезвычайно густонаселённый район, который оказался неподготовленным, и именно ошеломляющий удар по Галвестону сделал этот шторм особенным. Если бы были признаки его приближения, и мы могли бы эвакуировать людей или лучше укрыть их, думаю, он бы не был таким ужасным».
То, почему Галвестон оказался настолько неподготовленным — или, выражаясь мягче, недостаточно подготовленным, — преследует остров до сих пор. Как рассказывает Ларсон в книге «Шторм Айзека», начальник метеостанции Галвестона Айзек Клайн, безусловно, был подавлен тем, что не распознал ранние признаки шторма и не предупредил соседей (несмотря на свои утверждения об обратном). Однако большинство островитян упорно считали, что шторм не представляет особой угрозы, пока он не налетел на них в буквальном смысле.
Более крупные здания в центре коммерческого района пережили шторм в гораздо лучшем состоянии, чем остальная часть острова. По словам Нидхэма, если бы было хотя бы немного больше предупреждения, эти здания могли бы укрыть население города и спасти тысячи жизней. Но более серьёзный просчёт произошёл годами ранее, когда Галвестон закрыл глаза на два шторма, которые вместе стёрли с лица земли соперничающий порт на побережье Мексиканского залива.
В 1875 году и затем в 1886 годах ураганы разрушили город Индианола в округе Калхун. Индианола когда-то была процветающим торговым и иммиграционным портом, но у матушки-природы были другие планы. Первый ураган был «синяком под глазом», как сказал Нидхэм, второй – «нокаутом». Жители решили не восстанавливать здания; старые ступени здания суда – едва ли не единственное сохранившееся физическое свидетельство этого почти забытого сообщества в заливе Матагорда.
По словам Нидхэма, для Галвестона второй ураган «Индианола» стал «предупредительным выстрелом, который должен был открыть глаза на происходящее». Вместо этого руководство острова, купающееся в деньгах от продажи хлопка и наслаждающееся репутацией «Уолл-стрит Юго-Запада», увидело, что случилось с Индианолой, и — даже после того, как ураган 1886 года нанёс значительный ущерб и их городу — бездействовало. Они обсуждали строительство морской дамбы, которая могла бы предотвратить или хотя бы смягчить разрушительный штормовой нагон, но не предприняли никаких действий.
«На местном уровне действительно была возможность снизить риск и уязвимость, — говорит Нидхэм. – Даже сам главный метеоролог, Айзек Клайн, засвидетельствовал, что Галвестон никогда не будет уничтожен ураганом, и инвесторам это понравилось. Галвестон был центром крупного бизнеса, но 14 лет спустя он был разрушен».
Нидхэм видит отголоски рокового игнорирования Галвестоном ураганов в Индианоле в том, как сегодняшние жители Большого Хьюстона воспринимают ураган, обрушившийся где-то ещё на побережье Мексиканского залива, и не осознают, насколько близко он мог задеть и наш район. Он считает, что Лаура и Айда — ураганы 4-й категории, которые нанесли ущерб на миллиарды долларов южной Луизиане в 2020 и 2021 годах соответственно, — вполне могли развернуться и обрушиться на остров или коридор I-45. Для него это всё равно что бросить игральные кости. «Один раз выпадает два, другой раз — четыре», — говорит Нидхэм.
С 2017 года, когда случился ураган Харви, Нидхэм отметил семь штормов, которые усилились на целую категорию по шкале Саффира—Симпсона или всего за 24 часа до выхода на сушу, как это произошло с Берилом в прошлом году. Это заставило его беспокоиться, что существующие планы эвакуации региона становятся опасно близорукими.
«Раньше я думал, что с помощью спутников мы можем видеть эти явления ещё на подходе из Африки и у нас есть много времени, — говорит Нидхэм. — Теперь у нас остаётся гораздо меньше времени, поэтому я просто призываю людей быть бдительными и готовыми. Не стоит терять осторожность только потому, что сезон начался относительно спокойно. Всё может резко усилиться, и нам нужно быть к этому готовыми».
Оставьте первый комментарий