– Сколько симфоний у Бетховена?
– Три: Третья, Пятая и Девятая.
(Музыкальный анекдот с бородой)
Признайтесь, всегда приятно ходить на концерты, где исполняется знакомая музыка. Не так ли? Новые или редко исполняемые произведения вносят явный дискомфорт в наши музыкальные представления. Иной слушатель приходит в замешательство, стараясь уловить логику построения незнакомого сочинения, мелодию, гармонию, пытается уложить в голове все услышанное. Но все равно, по окончании концерта остаются одни эмоции, а через несколько минут, и пустота в голове. Все так, да и не так. С другой стороны, есть все же прелесть новизны…
Для меня полной неожиданностью был выбор произведений, прозвучавших на открытии 37-го фестивального сезона в Раунд-Топе: все три сочинения были из разряда редко исполняемых. И оптимистическая увертюра Бетховена «Освящение дома» (дань уважения Генделю), и бетховенский же 4-й фортепианный концерт, и Третья («Польская») симфония Чайковского не могут похвастаться частым мельканием в музыкальном репертуаре. И зря!
Четвертый концерт Бетховена, например, стоит на рубеже классического и романтического стилей. И не был бы Бетховен Бетховеном – революционером и эксперимeнтатором, если бы не начал Четвертый совершенно нетрадиционно – с соло фортепиано, впервые в истории музыки. Это произведение – одно из самых божественных творений композитора, где наряду с героикой мы ощущаем спокойствие возвышенной красоты. Медленная часть концерта звучит, как настояшее откровение. Стоит отметить, что исполнение солируюшей партии маэстро Джеймсом Диком, музыкантом большого лирического дарования, было необыкновенно субъективным, с легкой толикой романтизма. Слушатели получали удовольствие от звука и пребывали в этом состоянии на протяжении трех частей концерта.
Третья симфония Чайковского прозванa дирижером Августом Манном «Польской» из-за бравурного финала в жанре полонеза. Это яркое произведение, очень характерное для композитора. Трудно представить симфонии Петра Ильича без вальсовой части (вальс наряду с маршем был излюбленным жанром Чайковского) и солирующего фагота (здесь фагот солирует во 2-й и 3-й частях). Строение симфонии нетрадиционно – пять частей вместо обычных четырех. Первая часть – вступление, может претендовать на самостоятельное существование. Полонез, как неприменный атрибут балов XIX века, стал блестящим завершением симфонии.
Молодежный фестивальный оркестр под управлением маэстро Паскаля Верро прекрасно исполнил всю сложную программу. Единственное, что смущало на этом музыкальном празднике, – аплодисменты, звучащие там, где звучать им по строгому филармоническому этикету не положено.
Таковым было открытие фестиваля, в программе которого еще много сочинений разных эпох. Интересно, что организаторы подошли концептуально к построению концертов. Уже прошел концерт, составленный целиком из произведений венгерских композиторов. Нас ожидают еще два «американских» концерта: Патриотический (от «трогательных маршей» до «Rhapsody in Blue» Гершвина) и заключительный (из произведений С. Барбера, А. Копленда и Л.Бернстайна), а также «французский салат»- К. Дебюсси, Ф. Пуленк, А. Руссель, М. Равель и многое другое.