Художественный руководитель Houston Symphony, Ханс Граф – человек очень занятой. Он часто гастролирует, и встретить его в Хьюстоне не так-то просто. Тем не менее, маэстро нашел время посетить Русский культурный центр «Наш Техас» (одним из учредительных директоров которого он является) и рассказать о предстоящем концертном сезоне нашим читателям. Ханс Граф – необыкновенно харизматическая личность как за дирижерским пультом, так и в разговоре, и для нас общение с ним каждый раз доставляет эстетическое наслаждение.
Маэстро Граф, поделитесь впечатлениями о Вашем декабрьском концерте в Москве? Каким оркестром Вы дирижировали?
Это был Национальный филармонический оркестр России – оркестр Владимира Спивакова. Профессиональный и трудолюбивый музыкальный коллектив. Прекрасный уровень оркестрантов. Они часто бывают на гастролях и в Европе, и в США, но познакомился я с ними в России, а дирижировал первый раз во Франции, на фестивале в Кольмаре (этот фестиваль Спиваков возглавляет уже около 12 лет).
Декабрьский концерт проходил в Доме музыки – в новейшем зале с прекрасной
акустикой, который для Национального филармонического оркестра является «родным домом». Я дирижировал французскую программу – фортепианный концерт Равеля Соль мажор и произведения Дюка «Ученик чародея» и «Пери». Последнее произведение никогда не исполнялось в России. Мы играли по рукописным партиям (отменного, кстати, качества), которые заказал в 60-е годы Евгений Светланов, но, к сожалению, так и не исполнил. И вот, представьте, мы играли по этим девственным оркестровым партиям… В начале репетиций были сомнения, хорошая ли музыка, но потом, когда все сложилось, получилось очень эффектно, и оркестр играл с удовольствием.
Известно, что у Вас вскоре будет концерт в Санкт-Петербурге с Заслуженным коллективом России.
Да, этот концерт состоится 6 июня в Большом зале филармонии. Мы играем в первом отделении «Трагическую увертюру» Брамса и Четвертую симфонию Шуберта, которую тоже по ошибке называют «Трагической» (хотя таковой она и не является), а во втором отделении- скрипичный концерт Брамса. Солистом будет Дмитрий Берлинский – очень интересный молодой музыкант. С ним я познакомился совершенно случайно месяц тому назад в Детройте, где играл концерт с другим знаменитым российским скрипачем, Вадимом Репиным.
Расскажите о своих взаимоотношениях с Заслуженным коллективом.
Работать с Заслуженным коллективом для меня, как возвращаться домой, и я счастлив каждой возможности дирижировать этим прославленным оркестром. В 70-е годы во время обучения в Ленинградской консерватории у меня с некоторыми оркестрантами сложилась дружба, которая продолжается и по сей день. Первый раз я дирижировал этим оркестром в 1979 году, тогда еще в Ленинграде. Этот концерт, фактически, поставил меня на путь профессиональной карьеры. Я думаю, без этого концерта не было бы моей победы на конкурсе имени К.Бема.
Потом я играл с Заслуженным коллективом незабываемый концерт в Австрии в 1984 году на Брукнеровском фестивале в Линце. Оркестр специально приготовил для этого фестиваля Седьмую симфонию Брукнера. Но внезапно Мравинский заболел, и встал вопрос о замене дирижера. Евгений Александрович не разрешил никому дирижировать концертом, кроме меня – для меня это была огромная честь. Я срочно приехал из Вены, была всего одна репетиция. Симфония исполнялась в соборе. Музыкантам трудно было поверить, что музыка Брукнера будет хорошо звучать в церкви. После первых же нот симфонии все замолкли, и не было больше никаких комментариев. После концерта некоторые люди подходили ко мне в слезах. Этот концерт для меня был настоящим открытием, я понял, что любая симфония Брукнера будет органично звучать именно в церковной акустике. У меня теперь есть мечта сыграть снова Седьмую Брукнера в церкви.
Эта мечта осуществима?
Более чем. У нас вскоре будет небольшой, но очень важный для нашего оркестра концерт в новом Кафедральном католическом соборе Хьюстона. Это будет своеобразный акустический тест. Мы включили в нашу программу короткие оркестровые пьесы, вроде попурри. Нам нужно выяснить особенности акустики: какова полетность звука, насколько тихо или громко можно играть в этом зале? В случае успеха концерта мы будем часто играть в этой церкви. У меня на этот счет много идей.
Мы знаем, что в этом году бюджет Хьюстонского симфонического оркестра пошел в гору. Тем не менее, бывает ли так, что Вы не можете включить в репертуар определенное произведение именно потому, что оно «дорогостоящее»?
Конечно, мы учитываем особенности финансирования и пожелания публики, но, я бы сказал, в рамках собственного достоинства. В этом году мы исполняли крупные сочинения – Вторую симфонию Малера, «Альпийскую» симфонию Штрауса. Мы стараемся играть по одной симфонии Малера в год- не из финансовых соображений, а просто потому, что больше не нужно (публике). Эшенбах в свое время играл целый цикл малеровских симфоний. У меня другая идея – исполнить все вокальные сочинения Малера: и масштабные, и камерные. В следующем сезоне мы играем «Песнь об умерших детях» с меццо-сопрано Сюзан Платтс. «Песнь о земле» будем играть через год. Насчет Восьмой симфонии нужно тысячу раз обдумать. Это уж точно дорогостоящий проект – 9 солистов, огромный хор, двойной оркестр.
Какие из произведений в репертуаре следуюшего сезона для Вас являются наиболее значимыми?
Одно из самых значимых сочинений, которое мы исполним в следующем сезоне – Месса No.6 Шуберта. Это одно из последних произведений мастера, уровня последних симфоний и Квинтета До мажор – 50 минут звучания, 5 солистов. Чрезвычайно высокий Шуберт! Произведение никогда не исполнялось в Хьюстоне.
Конечно, нельзя не упомянуть о грандиозной Тринадцатой симфонии Шостаковича «Бабий Яр», исполнение которой состоится в конце сентября с участием поэта Евгения Евтушенко, но об этом я хотел бы поговорить ближе к самому концерту.
Это наш «горький» Шостакович, а наш «веселый» Шостакович будет представлен Первым фортепианным концертом (солисты Джон Кимура Паркер и трубач Houston Symphony Марк Хьюз) и «Tahiti Trot» – аранжировкой знаменитой темы «Tea for two», которую композитор написал буквально за час, сидя в ресторане.
Четвертая симфония Малера будет с превосходной певицей Твайлой Робинсон (сопрано). В этом же концерте прозвучит произведение «Двойной концерт для сопрано, арфы и оркестра», написанное специально для нашего оркестра Августой Рид Томас – композитором при Чикагской филармонии. За наш заказ она взялась с удовольствием и энтузиазмом, и произведение было написано в рекордно короткие сроки.
В феврале у нас выступят пианистка Элен Гримо и дирижер Ксян Жанг. Дирижер сама выбрала очень интересную «танцевальную» программу для своего концерта – «Вальс» Равеля, сюита из балета «Треуголка» Фальи, Бернстайн – танцы из мюзикла «Увольнение в город».
В заключительном концерте сезона мы исполняем оркестровое произведение Респиги «Пинии Рима». Это сочинение я никогда не дирижировал – состоится моя маленькая премьера.
Вы упомянули нескольких солистов. Каких еще крупных музыкантов мы услышим в следующем сезоне?
В январе у нас будет концерт с гениальным скрипачем Леонидасом Кавакосом, который солирует в Скрипичном концерте Чайковского.
Интересным будет концерт пианиста Кристиана Закариаса, ученика знаменитого Владо Перлмутера – болгарского пианиста, жившего во Франции (Перлмутер был, в свою очередь, учеником Равеля и лучшим интерпретатором его сочинений, так как разучивал их вместе с композитором). Закариас будет выступать и в роли пианиста, и в роли дирижера. Дирижер он хороший, но пианист просто блистательный. Мы с ним знакомы уже лет двадцать. Я хотел, чтобы он полностью провел свой концерт в Хьюстоне.
С Ефимом Брофманом мы будем играть Второй фортепианный концерт Брамса в марте.
В апреле, наконец, после 40 лет отсутствия возвращается великий Андре Превен, который в 1969 году покинул Хьюстон «без улыбки» (странная история, оркестр его обожал, он совершенно гениален, но, видимо, что-то не сложилось). Это, я считаю, очень важное событие. Я немного знаком с Превеном по фестивалю в Тэнглвуде. Он приходил на мой концерт, что для меня было очень приятно. Кстати, в этом году на том же фестивале мы будем играть моцартовскую программу вместе – он выступает со мной как пианист в «Ch’io mi scordi di te» – арии для сопрано и фортепиано с оркестром.
Скрипичный концерт No.1 Паганини, который прозвучит в заключение сезона, – крайне редко исполняемый концерт. Я долго искал солиста. Наконец, нашелся русский скрипач, Евгений Угорский, очень молодой человек восемнадцати лет, у которого уже репутация одного из самых одаренных и виртуозных скрипачей в Америке.
Как Вы видите, следуюший сезон будет очень интересный и насыщенный. Мне бы очень хотелось, чтобы публика приходила слушать не только те произведения, которые любят, потому что знают, но и на те, что будут любить, хотя еще не знают.