С большим вниманием и интересом прочитал письмо господина Самуила Кура «Куда мы идем? Не каждый способен на переоценку ценностей», опубликованное в газете «Наш Техас» 21 марта 2003 года. Признаюсь, что это письмо не могло оставить меня равнодушным.
Центральное место в письме заняли вопросы, связанные с событиями 1941-1945 годов и нынешней деятельностью организаций ветеранов. Судя по письму, г-н С. Кур – участник второй мировой войны, и для него вопросы войны и послевоенного устройства чрезвычайно важны. Мне же хотелось посмотреть на этот вопрос шире, прежде всего в соответствии с тем, как названо письмо: «Куда мы идем?»
Я полностью согласен с г-ном Куром, что мы, русскоязычные иммигранты, уехали из бывшего СССР сознательно, уехали потому, что оставаться в этой стране больше не могли. И благодарны правительству и народу США за то, что они нашли возможным принять нас и создать нам условия для жизни и работы в этой стране. В то же время, действительно, определенная часть иммигрантов только физически находится в Америке, а духовно по-прежнему остается в России. Согласен, что мучительно трудно преодолеть в себе то, во что верил всю жизнь. Но неужели не разуверились отдельные иммигранты в лживости и лицемерии коммунистической пропаганды? Или, может быть, они не испытали на себе всей силы советских карательных органов, лишавших нас элементарных прав и свобод, не преследовались по политическим, национальным или религиозным мотивам? А если кого-то мучает ностальгия по бесплатному медицинскому обслуживанию, бесплатному образованию, по материальному обеспечению в старости, то не пора ли наконец понять, что той страны, из которой мы уехали 10-12 лет назад, уже больше нет.
Правильно указывает г-н Кур, что все победившие и побежденные страны во второй мировой войне обеспечили своему населению высокий жизненный уровень и надежную социальную защиту их гражданских прав и политических свобод. Исключение составляет только наша бывшая географическая родина. И это объясняется, прежде всего, серьезными недостатками советской политической системы, где под предлогом «революционной целесообразности» не уделялось внимание самым элементарным человеческим потребностям. Вся Западная Европа приняла план Маршалла, американскую помощь на выгодных условиях, а кремлевские руководители усмотрели в нем так называемую «экономическую экспансию империализма»». А к чему это привело и приводит, хорошо известно. Благодаря такой «экономической политике» победитель живет хуже побежденных стран и даже вынужден просить у них, как например у Германии, кредиты на далеко не льготных условиях. Можно только испытывать досаду, что лучшие годы жизни, когда человек полон энергии и творческих планов, пришлось провести в условиях тоталитарной системы.
Полностью разделяю мнение г-на С. Кура о том, что нельзя жить прошлым, что нельзя жить настоящим во имя прошлого. И готов тысячу раз проголосовать за утверждение, что надо жить настоящим во имя будущего. Многие из нас очень часто заявляют, что они приняли решение об отъезде из СССР ради своих детей и внуков. Вполне логичное утверждение. И надо быть последовательным, отстаивая его, пытаясь лучше понимать наших молодых, понимать своеобразие их жизненного пути в Америке. Как не согласиться с точкой зрения о том, что преемственность поколений не в том, чтобы сохранить незыблемым социальный опыт, а чтобы, опираясь на него, сделать очередной шаг вперед! И думаю, что не надо огорчаться, что наши дети и внуки врастают в американскую жизнь и следуют ее принципам не только в бизнесе, но и в духовной жизни, правилах поведения, моральных основах. Напротив, надо радоваться этому обстоятельству. Ведь мы приехали сюда не на экскурсию, а для постоянного проживания, и все мы стремимся стать гражданами США.
Другое дело, что не надо забывать наши российские корни, помнить о великом вкладе русской культуры в мировую цивилизацию, особенно в литературу и искусство. Прискорбно, когда наши внуки плохо знают историю России, с трудом могут назвать имена выдающихся русских писателей, поэтов, музыкантов, ученых, изобретателей, уже не говоря о том, что не могут грамотно в письменной форме изложить свои мысли. Тут должны многое делать мы, представители старшего поколения, уделяя больше внимания домашнему воспитанию, по возможности максимально передавая им свой жизненный опыт, делая это не навязчиво, а конкретно, убедительно. Нередко отдельная реплика или замечание могут сделать больше, чем длинный разговор. И строиться это все должно на основе диалога, когда оба участника равны, когда нет учителя и ученика.
Г-н Кур, как участник второй мировой войны, много места уделил тому, что в исторической литературе нередко неточно оцениваются многие события этой войны. Очень хорошо понимаю г-на С.Кура, как и многих других ветеранов, которые непосредственно участвовали в боях, постоянно рисковали жизнью во имя разгрома гитлеровских войск. И потому всякая попытка посмотреть правде в глаза, снять ретушь с портретов ее главных действующих лиц встречает у фронтовиков, ветеранов болезненную реакцию. Я хочу сразу же подчеркнуть, что, независимо от оценки тех или иных событий, никто не имеет права принижать заслуги тех, кто мужественно сражался с врагом, кто завоевал великую победу.
Скажу совершенно откровенно: мне, как преподавателю истории, кандидату исторических наук, приходилось за время работы, начиная с 1952 года, неоднократно сталкиваться с изменениями в оценке многих событий истории советского времени, в том числе, участия СССР во второй мировой войне. И хотя «великий вождь» заявлял, что историю нельзя ухудшать или улучшать, что она должна быть такой, какой она есть на самом деле, в действительности она менялась постоянно. Давил культ личности Сталина, потом во времена хрущевского «великого десятилетия» многие факты убирались и вставлялись другие, а при Брежневе стали «чистить» портрет Сталина, а затем вытащили на поверхность эпизод боев 18-й армии на Малой Земле и превратили в одно из сражений, определивших исход войны.
Сейчас, в связи с открытием исторических архивов, находившихся за семью печатями, возникла возможность более объективно и правдиво ответить на многие вопросы, связанные с войной 1941-1945 годов. Понимаю, что многими ветеранами трудно и тяжело воспринимаются такие факты. Ведь они с верой в вождя народов шли в бой и рисковали за него своей жизнью. И кто только не говорил, что с именем Сталина связана победа нашего народа. Даже президент В. Путин недавно высказывался на этот счет. Да, связана, но не обязана Сталину. И победа была достигнута не благодаря, а вопреки ему, когда «великий кормчий» не мешал военачальникам, не связывал завершение тех или иных операций с вопросами, продиктованными политической конъюнктурой. Такова суровая историческая правда, и игнорировать ее просто нельзя.
В заключении хочется отметить, что письмо С. Кура имеет большое принципиальное значение. Оно побуждает к откровенному и честному диалогу, позволяет отказаться от многих старых стереотипов советского времени и многие вещи называть своими именами. За это г-ну Самуилу Куру большое и искреннее спасибо.