Представляем еще одного гостя нашего ежегодного фестиваля документального кино в Техасе «Образы России» Даниила Левина. Его фильм «Камчатка: страна лосося» будет показан в Русском культурном центре «Наш Техас» в пятницу 28 октября вместе с фильмом Валерия Балаяна «Ностальгия по оконному стеклу».
Даниил живет в Хьюстоне, и именно он участвовал в организации самого первого фестиваля, когда нашим гостем была Марина Голдовская. Наш корреспондент взял у Даниила короткое интервью.
Н.Т.: Даниил, Вы снимаете о России, но образование у Вас американское. Что Вам дала киношкола как режиссеру?
Д.Л.: Во-первых, не могу сказать, что я снимаю о России. Никогда не ставил себе такой задачи. Снимать нужно о том, что больше всего беспокоит. Так получается, что беспокоят меня, в основном, российские темы. Но Америку я тоже знаю и люблю, и работаю здесь с удовольствием.
Что касается пользы киношколы, то тут однозначного ответа нет. Киношкола университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, где я учился, – заведение престижное и богатое, поэтому ресурсов и возможностей у нас, студентов, было много. Хотя в смысле ремесла киношкола не дала ровным счетом ничего. Ремеслу, или если хотите искусству кино, меня научили мастера, с которыми мне повезло работать и общаться.
Очень многому меня научила Марина Евсеевна Голдовская, с которой мы вместе сделали три картины. Все, что я знаю и умею в документальном кино, я узнал от нее. За это я ей очень признателен. За навыки и знания в области эстетики и этики режиссуры я благодарен Отару Давидовичу Иоселиани. Очень многому, особенно ритмике, визуальной структуре кино, меня научил Игорь Ковалев, выдающийся режиссер-мультипликатор, автор мультфильмов, в частности знаменитой «Пластелиновой вороны», которые стали классикой большого кино, а не только анимации. Эти мастера передали мне бесценный опыт, или вернее то, что я смог у них взять.
Ну и, конечно, ничто так не учит, как работа над своими фильмами. Собственный опыт работы сначала журналистом на телевидении «Голоса Америки», а потом в документалистике мне дал существенно больше, чем четыре года учебы в киношколе. Сейчас я сам читаю курс документального кино в Хьюстонском университете и в процессе обучения моих студентов открываю для себя новые художественные принципы или переосмысливаю старые.
Н.Т.: В ваших фильмах Вы преследуете какие-то определенные задачи?
Д.Л.: Да, две задачи. Во-первых, хочется добиться органичного сочетания формы и содержания. Должен признаться, что с этой задачей пока справиться до конца не удается. И во-вторых, опять же органичного и оптимального сочетания содержания картины и бизнес-модели фильма. То есть фильм должен быть, с одной стороны, окупаем и интересен инвесторам как форма получения прибыли. С другой стороны, картина не должна заискивать перед зрителем, а наоборот должна общаться с ним, как минимум, на равных. Решение этой задачи мне удается лучше.
Н.Т.: Почему Вы обратились к документалистике? Вы ведь учились на факультете игровой режиссуры?
Д.Л.: Для меня нет разницы между игровым и неигровым фильмом. И то и другое -кино, так же как, впрочем, и анимация. Для того и другого существуют одни и те же законы режиссуры, ритма, визуальной и повествовательной структуры. Другое дело, что документальное кино сегодня стало гораздо дешевле в производстве, а потому доступнее огромному числу невероятно талантливых молодых авторов, которые раньше и думать не могли о том, чтобы взять камеру и начать снимать.
Сегодня документальное кино расцвело как никогда, и как жанр развивается стремительнее и интереснее кино игрового. Поэтому моя кинопроизводственная компания Good Hope Films ведет сразу несколько документальных проектов. Но мы так же работаем и в игровом жанре. В частности один из наших игровых проектов – это экранизация поэмы Пушкина «Граф Нулин», где действие происходит, вы не поверите, в Техасе.
Н.Т.: Ну что ж, до встречи на кинопоказе. Все остальные вопросы читатели смогут задать Вам сами, придя на него.