Городской отдел школьного образования Нью-Йорка заменил День Колумба в своем расписании Днем коренного населения. Да будет стерта память этого символа белой колонизации Нового света из сознания подрастающего поколения. Аминь!
Американские итальянцы, конечно, были возмущены до предела. Ведь это их генуэзец! C другой стороны, федеральное правительство приняло решение сделать День Колумба национальным праздником всего лишь сто лет назад, и если этот день не отмечали раньше, то можно пропустить и теперь. Единственное, что потеряет страна, так это Columbus Day Sale, потому что заменять эту дату большой праздничной распродажей по случаю Дня коренного населения как-то язык не поворачивается. Все же, за датой – память об исчезнувших не по своей воле народах.
Как быть? Понятно, что страна сейчас пересматривает свою историю, пытаясь исправить несправедливости прошлого. В глазах реформаторов Колумб – символ Катастрофы коренного населения двух гигантских материков. Не найдя в первом своем путешествии ни китайского императора, ни золота, он нашел другую возможность заработать – продажей местного населения в европейское рабство. Чем обернулась колонизация Нового Света испанцами и другими завоевателями мы тоже знаем – исчезновением древних цивилизаций Ацтеков и Майя, гибелью миллионов индейцев Северной Америки. Нет, нам не нужны такие герои!
И вот уже наш просвещенный класс начинает свои официальные мероприятия с нового ритуала. Его участники торжественно признают, что находятся за земле племени, которое жило на ней с незапамятных времен, а потом… перестало на ней жить. Вот как звучит Признание землевладения, которое делает школьный округ Саут-Уидби в штате Вашингтон:
«Мы признаем, что исконные обитатели этого места – народ Сдохобш и их наследники – племя Тулалип с незапамятных времен охотились, рыбачили, собирали плоды и заботились об этой земле. Мы уважаем их суверенитет, их право на самоопределение и мы чтим их священную духовную связь с этой землей и водами».
Аналогичные «признания землевладения» звучат сейчас по всей стране. Эта церемония имеет нулевую юридическую ценность. Никто, начиная с федерального правительства, не намерен никому и ничего возвращать. И есть ли основания для возвращения? Вообще-то, есть.
В 1862 году президент Авраам Линкольн подписал закон, целью которого было финансирование американских университетов. Президент, которого кто-то из американцев еще считает великим, понимал, что будущее страны зависит от степени образованности ее будущих хозяев. Поэтому без университетов было нельзя.
Закон Моррилла предполагал, что власти штатов экспроприируют и продадут 11 млн акров земли, использовав вырученные средства на финансирование высшего образования.
Закон запустил в действие кампанию, в результате которой у 250 племен и небольших семейных кланов силой отобрали около 80 тысяч земельных наделов, разбросанных в основном по территории 24 западных штатов. Собранные вместе они бы составили территорию Масcачусетса и Коннектикута взятых вместе. Часто там, где проходила экспроприация, лилась кровь. Это тот самый случай, когда можно сказать, что дорога в ад была устлана добрыми намерениями. С оговоркой – то, что для одних было адом, для других было явлением во всех отношениях положительным.
Ритуал признания земельной собственности можно было бы принять как преамбулу к реальному процессу исправления исторической несправедливости, если бы только она уже давно не начала исправляться. Возможно самым ярким примером может послужить блестящая научная карьера сенатора от Массачусетса Элизабет Уоррен, которой она во многом обязана своему ложному заявлению о принадлежности к племени Чероки. Ей даже не нужно было доказывать эту причастность, достаточно было заявить о ней.
В числе тех университетов, которые благодаря закону Моррилла получили значительные средства на свое развитие, – флагманы американского образования: Корнэлл, Массачусетский технологический институт (MIT), Ратгерс, десятки университеты штатов от Новой Англии на севере до Флориды и Техаса на юге. Они открыты для коренного населения, которое, получив блестящее образование, сможет воплотить в жизнь свои самые амбициозные планы. Только захоти. Но хотят не все.
Проблема в том, что многие племена или семейные кланы живут на вэлфере, который разложил их точно так же, как он разлагает всех, кто на него садится. Вэлфер – это наркотик. И именно по этой причине эти племена и кланы дороги сердцу просвещенного класса. Их ущербное положение – самый лучший довод в защиту Критической расовой теории. По ней белая культура угнетателей и колонизаторов подлежит ликвидации со всеми ее институтами. Спешу успокоить нервного читателя: ликвидации институтов не будет, их нечем заменять, а будет смена руководства институтов и порядка распределения материальных благ. Но наш просвещенный класс, видимо, этого еще не понял, к тому же мантры о признании землевладения ничем ему не грозят. Никто не вернется и не возвратит свое, тем более не снимет скальп-другой с потомков колонизаторов.
Но разве исчезнувшие или исчезающие племена не заслуживают сочувствия? Заслуживают в той же мере, что и сотни или тысячи народов, которые исчезали на протяжении всей человеческой истории по множеству причин, главной из которых, наверное, надо назвать неспособность выжить в новых условиях. Откуда пришли и куда делись этруски? Где фракийцы? Где аквитанцы? Полные списки исчезнувших этносов можно легко найти в Википедии. Выжили сильнейшие, преодолевшие голод, вирусы, нашествия, ненависть.
Какие у нас есть основания чуть ли не боготворить все населявшие нынешнюю территорию США племена? Или считать их всех мирными охотниками, рыболовами и собирателями маиса? Никаких. Многие враждовали, мирные страдали от набегов немирных. Выдающиеся культуры ацтеков и майя включали ассимиляцию или ликвидацию периферийных племен, чудовищные по масштабам человеческие жертвы, каннибализм…
Нет, говорите, что хотите, но Колумба жалко. Колумба как символa целеустремленности, отваги и успеха. Только представьте себе этого человека, поднимающегося на борт своей довольно небольшой по нашим меркам каравеллы и отправляющегося на ней в Неведомое. Туда, где его могут поджидать неслыханной силы ураганы, жажда и голод, морские чудовища, демоны ада, где, наконец, его хрупкое судно может просто доплыть до края Земли, перевалить через него и рухнуть в космическую бездну… И зная это он отдает команду: «Поднять якоря!»
Нет, этот человек достоин памяти потомков!