ПАРАНОРМАЛЬНОЕ В СОВЕТСКОМ КИНО И ЖИЗНИ

Станислав Панин

Отношение к паранормальному в советской культуре было двойственным. С одной стороны, официальная советская идеология никакого паранормального не предусматривала. С другой – ряд тем, например, телепатия, целительство и НЛО  регулярно появлялись то в научно-популярных журналах, то в советской фантастике и кино, интригуя и приковывая внимание аудитории.

Хотя повальный интерес к паранормальному часто связывается с перестройкой и девяностыми, его присутствие в предперестроечные десятилетия было куда более повсеместным, чем многие отдают себе отчет. Возьмем, например, любимые советскими зрителями комедии Леонида Гайдая. В «Операции Ы и других приключениях Шурика» (1965г.), Шурик и Лида проводят эксперимент по телепатии, «Иван Васильевич меняет профессию» (1973г.) рассказывает историю инженера, строящего у себя дома машину времени, а в «Спортлото-82» (1982г.) один из героев, приехав к своей тете, находит у нее в сарае стоящего на голове йога. Другой пример: персонаж Людмилы Гурченко из фильма «Любовь и голуби» (1984г.) – сотрудница отдела кадров, увлеченная экстрасенсами и НЛО. Незаметное, но тотальное присутствие паранормального, отраженное в кино, подготовило почву для ситуации, когда в конце 80-х, в условиях снятия цензуры, это до поры скрытое измерение культуры стало явным и по-настоящему массовым.

Иными словами, неверно было бы полагать, что до перестройки советские граждане ничего не знали о паранормальном. В годы хрущевской оттепели, когда снималась «Операция Ы», аудитория с интересом посещала сеансы «чтения мыслей» Вольфа Мессинга, упомянутого в фильме Гайдая, и, при желании, могла прочесть о телепатии в книге Бернарда Кажинского «Биологическая радиосвязь» (1962г.). В этой работе, основанной на экспериментах с животными, которые Кажинский проводил вместе с известным дрессировщиком Владимиром Дуровым в 1920-х, утверждается, что нервная система может работать наподобие радиостанции, передавая и принимая мысли на расстоянии. О популярности идей Кажинского говорит то, что его образ был увековечен писателем-фантастом Александром Беляевым в виде главного героя романа «Властелин мира» (1926г.) – советского инженера, создавшего прибор для дистанционной передачи мыслей.

Что касается йоги, то она стала популярна в СССР в годы холодной войны как результат сближения Советского Союза и Индии, способствовавшего интенсификации культурного обмена между этими странами. В 1970 году украинская студия Киевнаучфильм выпустила в прокат научно-популярный фильм «Индийские йоги: кто они?», рассказывающий об истории и философии йоги. В фильме йога была представлена как практика, подтвержденная современной медициной, а его полная версия включала обсуждение паранормальных способностей, приписываемых йогам. Этими способностями, к слову, интересовался и Кажинский, который упоминает дореволюционные издания о йоге в «Биологической радиосвязи», усматривая в них подтверждение своих идей относительно телепатии.

Инженер-энтузиаст, конструирующий машину времени, тоже имел прообраз в реальной советской жизни. Рассмотрим один пример: с 1950-х годов советский астрофизик Николай Козырев – ученый международного уровня, известный своими исследованиями Луны, Венеры и Меркурия – разрабатывал оригинальную теорию времени, известную как «причинная механика». Эта теория предполагала, помимо прочего, возможность мгновенной передачи информации на расстоянии в виде интуиции и телепатии, которые Козырев называл «способами передачи влияний через время». Другая идея Козырева – о возможности построить двигатель, работающий на энергии времени – легла в основу рассказа братьев Стругатских «Забытый эксперимент» (1959г.).

Предложенные Козыревым наблюдения и эксперименты, призванные подтвердить причинную механику, не удалось воспроизвести его советским и зарубежным коллегам, так что теория, в итоге, была отвергнута большинством ученых. Но на этом дело не закончилось, поскольку у идей Козырева все же нашлись сторонники. В частности, козыревская причинная механика вдохновила биофизика Влаиля Казначеева на проведение в начале 90-х в Новосибирске опытов по телепатии и предвидению будущего с использованием устройства, которое Казначеев назвал «зеркалом Козырева». Хотя сам Козырев, умерший в 1983 г., к этими опытами отношения уже не имел, его имя таким образом оказалось неразрывно связно со сверхчувственным восприятием в кругах любителей паранормального.

Интересовались советские граждане и темой внеземных цивилизаций. Совершенно не случайно в комедии «Карнавальная ночь» (1956г.) появляется лектор, рассказывающий про жизнь на Марсе. У этой фигуры были реальные прототипы – в оттепельные годы с развитием просветительской работы тема НЛО и инопланетян оказалась чрезвычайно востребованной у слушателей. Особой популярностью пользовалась гипотеза палеоконтакта, согласно которой инопланетяне посещали землю в далеком прошлом, что нашло отражение в мифах и сказках. В это время в Москве появляется уфологический кружок, возглавляемый профессором Московского авиационного института Феликсом Зигелем, который даже умудрился в 1967 году выступить по этому вопросу на телевидении. И хотя его кружок был вскоре ликвидирован властями, в 60-е и 70-е разговоры о внеземных цивилизациях и летающих тарелках то и дело всплывали в публичном пространстве.

У популярности паранормального в позднесоветской культуре было несколько причин. Советское руководство, в целом враждебное паранормальному, время от времени находило себя по одну сторону баррикад с его популяризаторами. Например, гипотеза палеоконтакта в контексте хрущевской антирелигиозной кампании подавалась как форма материалистической интерпретации событий, описываемых в религиозных текстах, а телепатия понимаемая как естественный физический феномен обещала объяснить религиозные чудеса в терминах, совместимых с марксизмом-ленинизмом. И хотя советские официальные лица, как правило, все же относились к этим темам скептически, временами такой подход открывал возможность для энтузиастов паранормального выступать с лекциями и печататься в советских изданиях.

Паранормальное привлекало советских людей своей необычностью и отличием от официальной идеологии. Оно становилось местом свободного экспериментирования, где открывалось пространство для самовыражения и креативности. Не случайно особый интерес к паранормальному был характерен для писателей-фантастов и инженеров, работающих в передовых областях науки, таких как исследование космоса. Дискуссии о паранормальном становились пищей для воображения, помогали представить новые технологии и сформировать альтернативный образ будущего, выходящий за пределы доминирующей идеологии.

Лекция Станислава Панина

«НЛО и телепатия в Советском Союзе или

что я узнал из архивов о паранормальных явлениях»

состоится  20 сентября в 6 часов вечера в Культурном центре «Наш Техас»

2337 Bissonnet Houston, TX 77005

Вход – $20.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*