По данным антропологических исследований, фигура человека меняется примерно каждые 15-20 лет. Девушки пытаются бороться с эволюцией, как умеют.
Когда-то художники воспевали пышнотелых нимф. Сейчас любая женщина при виде красавицы с полотна Рубенса или Кустодиева приходит в ужас – так выглядеть она боится больше всего на свете. А началось все сто лет назад, когда дамы перестали носить корсеты, и в моду вошли активные виды спорта – теннис и футбол. Эталоном женской красоты стала крепкая спортивная фигура с широкими плечами, небольшой грудью и узкими бедрами. Самый ходовой тогда в России был совсем не маленький 48-й размер, но силуэт стал прямым – талия не подчеркивалась вовсе, а самые отчаянные модницы даже бинтовали грудь, чтобы она была как можно более плоской. Вслед за модой на активных девушек с мальчишескими короткими стрижками пришло и увлечение феминизмом. Даже воплощение женственности Марлен Дитрих любила говорить: «Женщины гораздо умнее мужчин. Вы когда-нибудь видели, чтобы женщина бегала за мужчиной только потому, что у него красивые ноги?».
Но все изменилось после Второй мировой войны. После тяжелых голодных лет худоба считается признаком бедности и плохого здоровья, а тело с формами – признаком достатка и благополучия. Вновь актуальной становится женственность, фигура в форме «песочные часы». И хотя показы элегантных и женственных моделей Кристиана Диора в предложенном им стиле «new look» вызывали у многих протест (что это за «пир во время чумы», роскошь в послевоенное время?), женщины приняли модели на ура – с долгожданным наступлением мира и началом новой жизни всем хотелось быть красивыми. А отсутствие нужных параметров модниц не смущало – наряды от Dior делали талию уже, а грудь и бедра пышнее.
Однако 60-е годы все перевернули. Революцию совершила тоненькая девушка с глазами олененка – Лесли Хорнби, которую все прозвали Твигги (в переводе с англ. twig – тростинка). С нее и началась, по мнению историков моды, «эра супермоделей». С тех пор фотографии стройных манекенщиц не сходили со страниц журналов, а обычные женщины, чьи параметры далеки от идеальных, оголтело худели. Между тем, шло время, и люди… росли и менялись. Судя по исследованиям европейских антропологов, мужчины и женщины стали выше на несколько сантиметров (Твигги была ростом всего 169 см). Кроме того, за последние 50 лет женщины стали значительно шире в талии – на 6 дюймов, а это более 15 см! Увеличился рост (с 158 см до 164 см) и вес (с 58 кг до 65 кг), а также фигура – только 8% женщин имеют фигуру как у Софи Лорен, а у 46% – она прямоугольная. До поры до времени «легонькая промышленность», как говорил герой из фильма «Служебный роман», игнорировала тот факт, что промышленные стандарты, которые касаются размеров, устарели. Но в 1983-м году Министерство торговли США изменило размерную таблицу на том основании, что старая уже не соответствовала параметрам среднего покупателя. Это было сделано еще и с учетом того, что изменения благотворно повлияют на продажи – если покупательница видит на бирке, скажем, не 46-й, а 44-й размер, она успокаивается. А если женщина спокойна и довольна своим весом, у нее есть настроение идти на шопинг. Проблема была лишь в том, что с развитием розничных сетей по торговле одеждой пришлось вводить новые маленькие размеры и линии «petit» – ведь в мире много невысоких худощавых девушек, которым стали велики даже наряды размера XS.
В то время, как женщины становились крупнее, в модельном бизнесе параметры оставались прежними, а значит – оставалось и желание им соответствовать во что бы то ни стало. Врачи уже стали называть пищевые расстройства – анорексию и булимию – чумой 21 века. Уж слишком многие девушки, истязая себя диетами, в погоне за идеалом портили себе здоровье. Рано или поздно это должно было случиться. В августе 2006-го года прямо на подиуме умерла 22-летняя модель Луисель Рамос – от сердечного приступа, спровоцированного анорексией, а через несколько месяцев скончалась 21-летняя манекенщица Анна Каролина Рестон. При росте 174 см погибшая весила всего 40 килограммов! А еще через несколько месяцев умерла 18-летняя сестра Луисель – Элиана Рамос. Вследствие серии смертей от анорексии повсеместно вводится запрет на чрезмерно худых моделей – к показам допускаются только девушки с индексом массы тела не менее 18,5 (вес в кг делится на рост в см, возведенный в квадрат). На страницах модных журналов появляются модели «plus-size» – с 14-м и выше размером (российский 48-й, европейский 42-й), такие как Тара Линн, Лиззи Миллер, Кристал Ренн и «Вице-мисс Англия-2008» Хлое Маршалл. На ситуацию оперативно отреагировали самые чуткие представители нашего общества – олигархи. В 2008-м году Роман Абрамович приобретает скандально известную картину «Спящая соцработница» на аукционе Christie`s за рекордные 33,6 млн. долларов – полотно современного художника Люсьена Фрейда, внука знаменитого психоаналитика, представляет собой портрет спящей обнаженной женщины вполне «рубенсовской» комплекции. Вслед за Абрамовичем, существование женщин с нестандартными фигурами наконец-то признали и представители fashion-индустрии: недавно стало известно, что Марк Джейкобс создаст новую линию одежды больших размеров, которая предположительно поступит в бутики осенью 2011-го года. Также руководство известного нью-йоркского универмага «Saks Fifth Avenue» анонсировало расширение ассортимента дизайнерской одежды «plus-size». То, что девушки с формами тоже могут хотеть одеваться у дизайнеров, признала даже жесткая и несгибаемая главный редактор Vogue Анна Винтур. Во время своего выступления на форуме Гарвардского университета «Здоровье имеет значение: вес и хорошее здоровье в мире моды» она изрекла: «Мы обязаны остановить тиранию крохотной одежды, которая подходит лишь 13-летним, находящимся на пороге половой зрелости». Интересно, как теперь будут меняться представления о женской красоте?