Хьюстонский фотограф Владимир Фрумин создал серию фоторабот, которые стали основой выставки «Стойкость в изгнании: опыт украинских беженцев». Это серия портретов семей, бежавших в США от войны, которая будет показана в нескольких галереях Техаса. Цель выставки – обратить внимание американцев на трагедию в Украине, и на людей, которые спасаются от войны. Какие еще задачи стояли перед Владимиром Фруминым, и сможем ли мы что-то изменить?
Почему вы сочли для себя важным сделать эту серию снимков?
Идея пришла совершенно случайно, но в нынешней ситуации это просто должно было случиться. У наших соседей в доме работали украинские женщины, помогали с уборкой, меня попросили помочь с переводом, так мы и познакомились. Оказалось, что эти женщины бежали от войны в Украине, они рассказали свою историю. Мы стали собирать для них материальную помощь, а потом пришла мысль сделать серию фотографий беженцев. Когда ты смотришь новости по телевизору, читаешь все эти ужасающие истории, все равно кажется, что тебя это не особо касается. Нет ощущения сопричастности. Но когда появляется возможность поговорить с непосредственными участниками этих трагических событий, ты уже просто не можешь пройти мимо.
Вероятно, вы хотели не только привлечь внимание к этой важной теме, но и непосредственно помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации?
Да, разумеется, если у нас получится благодаря выставке собрать материальную помощь, будет замечательно. Но мне кажется, гораздо важнее еще раз обратить внимание людей на трагедию, происходящую сегодня.
Нет ли у вас ощущения, что по прошествии двух лет, сколько уже идут боевые действия, тема немного уходит из информационной повестки? Есть некая усталость?
Я совершенно согласен, что мир перестал быть стабильным, военные действия идут во многих странах, на Ближнем Востоке все в самом разгаре. Невозможно постоянно держать фокус на Украине. Именно поэтому моей основной идеей стала необходимость привлечь вниание к судьбам людей, мы все должны понимать, с какой чудовищной ситуацией они столкнулись. Если говорить с точки зрения фотографа (хотя я не фотограф, а, скорее, доктор человеческих душ (улыбается), я размышляю над изобразительной задачей. Мне важно отобразить в снимке то, что сейчас находится в центре моего внимания и мыслей. Пообщавшись с героями этого проекта, я понял, насколько трудный путь они прошли. Большинство из них не знают английского языка, некоторые не могут найти работу, они были вырваны из привычного мира и не понимают, как жить в этих обстоятельствах.
В какой-то степени я хорошо понимаю, что значит, оказаться в чужой стране без знания языка и понятных перспектив, поэтому мне было очень важно показать на снимках всю сложность психологической ситуации, в которой они находятся. Я сознательно не делал фотографии чистыми и идеальными с технической точки зрения, где-то изображения нечеткие, неяркий фон. Фотографии выполнены в приеме сепия (сепия – эффект, достигаемый при использовании оттенков коричневого цвета. Фото, оформленные с помощью этого приема, ассоциируются со стариной, – прим. ред.), я использовал этот прием, чтобы еще раз подчеркнуть то, что люди находятся на распутье.
Каждый мой герой был снят в определенном неслучайном месте. Кто-то на переходе через шоссе, кто-то на пустой парковке – все это символизирует завершение одного жизненного этапа и начало нового. Более того, на каждой фотографии представлен какой-то предмет, который связывает этих людей с их предыдущей жизнью. Например, у героини, которая всю жизнь работала бухгалтером, на заднем плане находятся счеты.
Ваши герои что-то вам подсказывали, помогали?
Кто-то из них пытался, но в целом, мы должны понимать, во что превратилась жизнь этих людей. Их мысли заняты совершенно другими вещами – как жить дальше. Очень надеюсь, что я смог показать это в представленных работах.
Я ставил перед ними задачу, показать в позах, взгляде, одежде то, что им пришлось пережить, почти у всех это хорошо получалось. Поэтому для меня были очень важны их истории, необходимо было понять, кем они были раньше, как им удалось выбраться из зоны боевых действий.
Кто-то рассказывал, кто-то нет, я хорошо понимаю, как это тяжело. Истории героев фотоснимков вы сможете узнать на самой выставке. Я бы сказал, что их истории наложили достаточно большой отпечаток на всю концепцию съемки. Пока мы ехали к месту съемок, я слушал их рассказы, и это не может не впечатлять. Меняется полностью отношение к ситуации, ты погружаешься в нее и как бы проживаешь вместе с героями.
Мы соприкасаемся с искусством, чтобы становиться лучше. То есть, искусство все-таки должно нести оптимизм и надежду на лучшее завтра. Как вы считаете, вам удалось показать некий свет в конце тоннеля этой серией фотографий?
Это достаточно сложный вопрос. Я не уверен, что в одном снимке героя можно показать и трагедию и надежду, если бы у меня была возможность сделать несколько портретов одного человека, тогда да. Поэтому в данном случае мне было очень важно запечатлеть момент здесь и сейчас – сейчас для них это неизвестность и страх. Очень надеюсь, что мне удалось уловить и показать главное – кто эти люди, и что им пришлось пережить.
Вообще показать в документальном снимке ситуацию достаточно сложно. В удачном снимке задуманный смысл и история героя должны органично совпасть.
Я намеренно снимал эти истории на пленку, потому что именно пленка дает возможность почувствовать всю неидеальность фотографии, она показывает характер. В общем, мне хотелось задействовать весь спектр средств, чтобы усилить драматизм и восприятие. Насколько это получилось, скажет зритель. Самый лучший индикатор того, что человек заинтересовался снимком, это то, что он задежался на нем взглядом больше 20 секунд. Иногда даже не важно, что изображено на фотографии, главное, чтобы она генерировала историю. Когда вы задаетесь вопросом, что же происходит на фотографии, значит, работа достигла своей цели.
У меня простой жизненный принцип – миром правят логика, здавый смысл и три закона термодинамики. Все остальное наносное. Именно поэтому у меня есть сомнения в том, что мы в силах что-то изменить. Возвращаясь к вашему вопросу о свете в конце тоннеля, могу сказать, что не знаю на него ответ. Но очень хочется надеяться, что все не зря!
Все ли ваши герои были готовы к публичности?
Было достаточно трудно вообще найти людей, которые захотели бы принять участие в съемках. Некоторые отказались упоминать свои имена. Но у нас не было задачи рассказать об этих людях во всех подробностях. Вы должны понимать, насколько сейчас изменились времена.
Когда Роберт Франк (Robert Frank – один из самых выдающихся фотографов современности, ключевая фигура американской документалистики прошлого века – прим. ред.) делал серию снимков «Американцы», были совершенно другие условия работы – люди спокойно соглашались сниматься. Сейчас же, вероятно, из-за развития соцсетей, люди очень настороженно относятся к таким фотосъемкам и всегда спрашивают, а кто это увидит и какой будет эффект (в том смысле, будут ли у меня потом проблемы).
Понятно, что украинские беженцы очень опасаются публичности, но мы сразу заявляли проект как анонимный. Мне не так важны имена, как возможность показать через судьбу этих людей трагедию народа. Надеюсь, что этот проект поможет моим героям стать частью большой истории своей страны. Точнее не так, они уже являются частью этой истории, а я только запечатлеваю это на пленке.
Что лично для вас значит эта серия фотопортретов?
Когда я только начинал как фотограф, для меня было крайне важно, чтобы работы увидело как можно больше людей. Мне были важны персональные выставки, признание заслуг, я имею несколько очень значимых для фотографа профессиоанльных наград, публикации в авторитетных изданиях. Однако по прошествии времени понимаешь, что важнее высказать свои переживания таким образом, чтобы тебя поняли зрители. Плюс то общение, взаимодействие с людьми, которое появляется в процессе работы, дают очень много для профессионального роста. И этого более чем достаточно!
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ: 24 ФЕВРАЛЯ В 7:30 ВЕЧЕРА
Вход свободный. Часы работы выставки: Пн-Пт 9:30 – 3:00; Сб 9:00 – 2:00; Вс 10:00 – 1:00 Выставка продлится до 24 марта.
Cultural Center – Our Texas | 2337 Bissonnet 77005. www.ourtx.org