Есть такое всем известное выражение – увидеть Париж и умереть. Голубая мечта многих наших соотечественников, которая уже в последние лет пятнадцать у многих сбылась, а вот увидеть Техас мы даже не мечтали, потому что это казалось чем-то из области фантастики, особенно в советском детстве. Для рождённых в Советском Союзе – это был самый известный и овеянный романтикой дикого запада штат. Об этом можно только читать книги и смотреть фильмы. Вот и мы до конца не верили, что попадём туда, даже когда получили визы, даже когда сели в самолёт и даже когда из него вышли. Мы в Хьюстоне! Я не верю, ущипните меня! И мы приехали не только посмотреть, но и себя показать, и здесь нас ждут, причём с нетерпением.
Когда десять лет назад я делала спектакль по материалам женщин – узниц ГУЛАГа, то меня спрашивали, кому ты будешь его показывать, где? Это же никому не нужно, не интересно и быльём поросло. Я тогда не могла точно сказать, где и кому я буду это всё показывать, но точно знала, что если мне это интересно и задевает меня, человека, которого никак не коснулись репрессии и никто из семьи не пострадал, то есть ещё люди в этом мире, кому небезразлична судьба других, невинно пострадавших в те нелёгкие времена. Много неравнодушных людей оказалось в России, не все пострадавшие ещё ушли в мир иной, их дети тоже хотят сохранить об этом память, так что много мы городов объездили с нашим спектаклем, в некоторых ещё остались следы лагерей.
И вот теперь Техас! Оказалось, что здесь тоже есть необыкновенные люди – Бред и Ольга Кук, профессора Техасского университета в Колледж-Стэйшн, посвятившие свою жизнь изучению культуры, литературы и истории России. Прямо скажем, мало кто из россиян так хорошо во всём этом разбирается, как они, что достойно уважения и восхищения. Они не только с большим трудом смогли осуществить наш приезд, но и подготовили студентов ко встрече с таким сложным и неоднозначным материалoм, который и в России не до конца изучен и понят. Студенты читали лагерную прозу Варлама Шаламова, «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, готовили свои доклады на эту тему, а у студентов-историков был даже семинар под названием «Судим Сталина».
За день до спектакля мы обошли несколько групп студентов, рассказывали о спектакле, отвечали на вопросы и даже сами задавали их, потому что было очень интересно, как же всё это понимают молодые люди с другого континента, какие они могут сделать выводы. В общем после такой серьёзной рекламной акции у нас зал просто ломился от желающих посмотреть спектакль, боялись , что не хватит мест, зрители сидели даже на полу. Спектакль шёл на русском языке, с субтитрами на английском. Было очень важно и нужно показать спектакль на русском языке, во- первых, для пришедших на спектакль русскоговорящих зрителей, во-вторых, была часть студентов, изучающих наш язык, ну и просто зрителям было очень интересно и необычно звучание русского языка, поэзии, песен.
Сразу после спектакля была очень оживлённая дискуссия со зрителями, они никак не могли и не хотели поверить, что такое возможно: на протяжении десятков лет государство истребляет своих граждан, причём его лучшую часть – интеллигенцию, духовенство, да и просто ни в чём не повинных людей. Очень сложно было ответить на простые вопросы: зачем, почему, как можно было столько лет терпеть? Мы и сами до конца не знаем ответы на все вопросы. Для этого и был создан этот спектакль, чтобы вместе со зрителями подумать о прошлом и задуматься о будущем.
В спектакле задействованы только две актрисы – я и моя коллега-соратница Елена Токмакова-Горбушина. Очень лаконичные и простые декорации, костюмы. Главное действующее лицо нашего спектакля – текст, живой материал, воспоминания и стихи женщин, прошедших ГУЛАГовский ад. Они очень хотели, чтобы все это дошло до потомков, многим желание рассказать давало смысл жить.
Перед нами сидят студенты и преподаватели Техасского университета, которые искренне переживают за героев нашего спектакля, и мы видим, что это такие же люди, как мы, россияне, они тоже хотят мирно и хорошо жить, радоваться каждому дню, как все люди во все времена, так почему же в мире могут происходить такие несправедливые и чудовищные вещи, когда за вас кто-то решает, как вы будете жить, где и зачем; когда стоящие у власти готовы пожертвовать миллионами ради собственной выгоды; когда вы из человека превращаетесь в букашку, которую могут в любой момент раздавить сапогом?
Наш спектакль называется «Дороги, которые мы не выбирали…». Мы искренне желаем нашим зрителям, да и всем людям, чтобы свои дороги они смогли выбирать сами. Спасибо Техас! Большое спасибо за внимание!