
В редакцию газеты «Наш Техас» поступила статья от Эллингтона Тафа из города Остин, который делится впечатлениями от поездки в Казахстан. Мы с удовольствием публикуем этот рассказ о современном Казахстане глазами американца, включающий интервью с местными жителями.
ЭКОНОМИКА
Сырье господствует в экономике Казахстана, самой большой странe Центральной Азии. Его территория изобилует природными ресурсами, такими как нефть, цинк, вольфрам, уголь и никель, что вносит вклад в финансовые успехи страны и обеспечивает иностранный интерес к Казахстану.
Казахи, которые традиционно были кочевниками, сегодня в основном живут в больших городах: Алматы на юге и Астане – новой столице на ветреном севере. На западе страны внутренний туризм и нефть определяют жизнь людей.
Пустыни и полупустыни занимают большие территории на юге и в центре. Несмотря на засушливый климат, из-за которого в древности кочевники практиковали только скотоводство, на сегодняшний день сельское хозяйство занимает важное место в казахской экономике. Пшеница, которая питала СССР, растет на севере, а юг обеспечивает страну фруктами.
Хотя Казахстан входит в Содружество Независимых Государств (СНГ), объединяющее нации бывшего советского союза, он стремится поддерживать баланс в международных отношениях между Россией, Китаем, и Западом.
В последнее время происходит расширение коммерческого сектора Казахстана. В центре Алматы яркие лампы освещают девушку в маленьком магазине. Это Джемля Искакова. Она продает аксессуары для мобильных телефонов летом, пока нет школы.
Искакова считает, что залогом успешного бизнеса является особое географическое положение Казахстана: «Мы страна СНГ. Мы посредине между Европей и Азией. Поэтому у нас деньги».
Выгодное расположение создает и возможности для туризма. Иманали Сатарбаев, работавший дворником до выхода на пенсию, отмечает изменения в стране. «Перемен здесь много: инфраструктура, развитие, стройка многоэтажек, – говорит он. – У нас сейчас туризм на высоком уровне. Где-то три миллиона, на мой взгляд, [каждый год туристов] в Казахстане из Китая, России».
Многие страны полагаются на дешевые товары, производимые в Китае, и Казахстан – не исключение. Благодаря близости к восточно-азиатской сверхдержаве, Казахстан покупает китайских товаров более чем на двадцать миллиардов долларов ежегодно.
Но не все довольны такой зависимостью от иностранных компаний, некоторые хотели бы видеть больше казахской продукции. «Покупаем машины Шанган из Китая, у нас наших нет уже. А должна быть конкуренция», – говорит Сатарбаев.
МОЛОДЕЖЬ
Пока страны вокруг Казахстана, близкие по уровню экономики, страдают от низкого уровня рождаемости, в Казахстане рожают много. Молодые люди составляют большую часть населения Казахстана. Они сходятся как в желании добиться карьерного успеха, так и в своей вере в важность традиций.
Высшее образование имеет большое значение в Казахстане. Кроме новейшего Назарбаевского Университета, расположенного в Астане, самые популярные университеты – КазНУ и Университет Сатарбаева – находятся в Алматы. Они были основаны в советские времена и сегодня активно развиваются.
Многие школьники надеются уехать учиться за границу – в Китай, Турцию, Европу, США или Канаду. «Образование из другой страны здесь ценится, и можно найти хорошую работу», – говорит Ниохамид, шестнадцатилетний подросток, который хочет учиться за границей.
Чтобы поступить в казахстанские университеты, старшеклассники должны пройти Единое национальное тестирование (ЕНТ), на котором нужно ответить на сто сорок вопросов по пяти предметам за четыре часа. Требования к результатам для тех, кто хочет поступить в престижный университет, высокие. «Для того, чтобы получить грант, надо набрать выше ста двадцати баллов. Все стараются поступать на грант», – говорит Ниохамид.
Диана Байтурбаева, шестнадцатилетняя школьница из Алматы, с гордостью говорит о высокой ценности образования в Казахстане: «Образование стоит на первом месте, и для каждого ученика, для его будущего, важно хорошо учиться. Все стремятся к знаниям».
Однако есть и те, кто не интересуется высшим образованием и карьерой. Григорий Аров, девятнадцатилетний музыкант, зарабатывает тем, что исполняет песни под гитару в парках.
«Не хочу учиться, мне важно зарабатывать деньги сразу сейчас, – говорит Аров. – В колледже я учился на логиста. Но я не хотел быть логистом. Сейчас зарабатываю отличные деньги и вообще не жалуюсь. Средства всегда есть. Когда я играю людям, я думаю не о деньгах, а о том, что человек внимательно слушает».
Традиции и современность соседствуют в жизни казахской молодежи. Молодые люди говорят по-казахски в знак уважения к предкам, на русском, который служит международным языком, соединяющим Казахстан с соседями, и немного на английском, которому учат в школе.
Благодаря интернету, международная культура, особенно американская, популярна в Казахстане. Молодые казахи активно пользуются международными социальными сетями. Почти у каждого есть Вотсап, у многих Инстаграм и Снапчат, а также российские приложения Яндекс и 2гис.
Двенадцатилетний Тимерлан Нигай замечает, что дети его поколения любят американские вещи. «Техника и одежда. Американские машины, посудомойка. Из одежды мне нравятся кепки и футболки из Нью-Йорка», – говорит он.
Тем не менее, по мнению Нигая, казахи сохраняют свою национальную идентичность даже когда уезжают из страны: «Они переезжают, потому что там выше оплата. Но они по-прежнему ценят свою казахскую культуру».
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Хотя после обретения независимости от Советского Союза Казахстан пережил культурные и социальные перемены, некоторые вещи остаются неизменными, и многие казахи считают важным сохранять позитивные стороны советского наследия.
По словам Юлии, гражданки Казахстана, переехавшей сюда из Таджикской ССР, прошлая социалистическая система не исчезла окончательно. Капитализм не господствует безраздельно, и государство предоставляет много льгот семьям, детям и пенсионерам.
«В сравнении с другими странами, у нас очень дешевый проезд на транспорте, – говорит Юлия. – У меня сестра, когда приезжала из России, очень удивлялась тому, что у нас, например, проезд на транспорте стоит сто двадцать тенге (примерно 22 цента – ред.). . . . У нас в Казахстане дешевле коммунальные услуги, у нас более социальное государство».
Юлии нравится такая система, объединяющая социальные гарантии, унаследованные от СССР, с капитализмом.
«Например, в прошлом году наш ребенок ходил на шахматы бесплатно весь год, даже больше, и государство взяло на себя оплату, – говорит она. – Каждому ребенку один вид спорта предлагается бесплатно. И вот наш занимался шахматами и волейболом. Волейбол был платным, но совсем недорогим».
Впрочем, есть в Казахстане и проблемы. Галина Александрова, семидесятилетняя жительница Алматы, всю жизнь прожившая в этом городе, объясняет, что уровень жизни в городах намного выше, чем за их пределами, а жизнь в сельской местности остается тяжелой.
«Если есть огромная семья, это проблематично. В большом мегаполисе жизнь совсем другая, но если выехать чуть подальше в деревню, буквально на двадцать-тридцать километров, там бедность», – говорит Александрова.
СТАРОЕ И НОВОЕ
Важной темой для казахов является баланс между традициями и современностью. Александрову, например, беспокоит, что социальные нормы не всегда меняются в лучшую сторону: «Семья и дети – это основное богатство. Так уважаение к старшим сохранилось, но частично, потому что в автобусе места пожилым людям уступают, а в метро это уже не принято».
Религия Казахстана исторически и ныне – ислам. Вариант ислама в Казахстане не строгий, и многие пьют алкогольные напитки, однако, почти никто не ест свинину. В Казахстане также немало православных христиан – результат вхождения в состав Российской Империи в девятнадцатом веке. Православия, в основном, придерживается русское население Казахстана.
Юлия, у которой в семье и казахи, и русские считает, что, хотя религия занимает важное положение в шкале ценностей, но люди не слишком верующие.
Несмотря на два века российской власти, казахская культура сохранила свою самобытность. Например, на жизнь казахов сильно влияют жузы. Жузы— это крупные исторически сложившиеся объединения казахских родов, которые являются основой казахского родоплеменного деления и населяли разные территории страны. Три основных жуза: Старший (Южный Казахстан), Средний (Центральный и Северный Казахстан) и Младший (Западный Казахстан). И каждый человек считается частью того жуза, в котором был его отец.
В Казахстане считается, что нельзя жениться на ком-то из своего жуза, поэтому вопрос о принадлежности к жузу обычно встает в самом начале отношений. Здесь могут помочь современные технологии. Анализируя Y-хромосомы, полученные от отца, Вячеслав Белоусов, директор генетической лаборатории TreeGene, расположенной в Алматы, помогает клиентам определить их жузы.
«В каждом роде есть преимущественно преобладающие гаплогруппы, – объясняет Мадина Элиасова, врач-генетик из TreeGene. – И поэтому по этим гаплогруппам мы можем сказать, что скорее всего вы относитесь к такому-то жузу и такому-то роду».
В генетическом разнообразии Казахстана отражается его сложная и богатая история. «У казахов очень много гаплогрупп, – говорит Белоусов. – Потому что Казахстан находится на очень важном культурном и торговом пересечении, так как раньше здесь проходил Шелковый путь».
Понятие истории семьи остается ключевым для казахов. Обязательно знать жуз своего отца и семь поколений своих предков. Как говорят в Казахстане, национальной гордости только скромность равна, что означает, что казахи высоко ценят свою культуру, но также уважают культуры других народов. И, хотя технологии и общество меняются, этот принцип сохраняется неизменным из поколения в поколение.
Оставьте первый комментарий