Для любителей авторской песни у нас целых две хороших новости. Во-первых, с 22 по 24 октября у нас пройдет 15-ый фестиваль бардовской песни КСП-South. Мы очень надеемся на хорошую погоду, а все остальное у нас точно будет хорошо: концерт гостей в пятницу вечером, детский концерт, волейбольный турнир, главный концерт в субботу вечером, песни у костра до самого утра… Ну в случае плохой погоды будет все то же самое, но под навесом, под натянутыми между деревьями пленками, но будет обязательно.
Поэтому, дорогие друзья, разучивайте песни, готовьте палатки, обзванивайте знакомых. Ведь слет КСП в Техасе – это встреча с добрыми друзьями, запас хорошего настроения на целых полгода до следующего слета.
Ну и вторая хорошая новость: во второй декаде декабря к нам в Техас приезжает мэтр бардовской песни Юлий Ким. Он посетит Хьюстон и Даллас.
Было интересно узнать, что думает Ким по поводу слетов КСП. Вот выдержки из его недавних интервью.
Корреспондент: Юлий Черсанович, не видите ли вы противоречия в том, что бардовская песня – это нечто камерное, а на слетах собирается столько народу?
Юлий Ким: Такое противоречие, безусловно, есть. Огромная аудитория уже заряжена на более общее и более простое. Но поскольку все люди, собравшиеся на слет, заряжены на одну волну, то даже такое количество слушателей бард может превратить в свою душевную компанию. Но это касается все-таки в первую очередь песен, всем известных.
Корреспондент: Есть мнение, что в последнее время технический уровень, исполнение авторской песни стало выше. А эмоциональная составляющая уходит.
Ким: Я с этим не согласен. Последние 30 лет журналисты меня каждый раз спрашивают: бардовская песня умирает? Да где же она умирает? Возьмите песни Гриши Данского – какое тут умирание? Наоборот, градус накала очень высокий. Но вот светлого мажора, который был у Визбора, у меня, у Булата, – меньше.
Корреспондент: Нет ощущения, что и острое социальное звучание уходит из авторской песни?
Ким: Есть. Процент таких песен и таких авторов невелик. Но я не могу сказать, что он меньше, чем раньше. Тогда ведь тоже очень немногие занимались этой темой. Галич, Высоцкий, Ким отчасти. А рядом были Клячкин, Кукин, Городницкий, Якушева. Сейчас навскидку из тех, кто хорошо известен, можно назвать Тимура Шаова и Леню Сергеева. А тема социального одиночества есть у того же Данского.
Корреспондент: Нет опасности, что в связи с такой массовостью бардовских фестивалей появляется некая коммерциализация авторской песни?
Ким: Такая опасность есть всегда. Она сопровождает всякое незаурядное явление. Это уже дело авторов и организаторов спасаться от такого явления. Но в любом случае это не должно сказываться на качестве как песен, так и самих фестивалей…
Корреспондент: А чувствуете ли вы то, что жанр авторской песни начал терять злободневность (может быть, отсюда и разобщенность, которую так хочется преодолеть)?
Ким: Нет, я этого никогда не чувствовал. Он остается всегда злободневным, всегда на него есть спрос. Дело в том, что в 50-е годы открыли эту пробку внутри огромного молодого, образованного сословия советского народа. Это все-таки порождение образованного сословия, неслыханная по масштабам песенная графомания, которая возникла из потребности сочинять!
Корреспондент: Сочинять или высказаться?
Ким: Это одно и то же. Некоторые высказываются иным образом, например, в самодеятельных театрах, КВНах. А кто-то высказывается в песнях. Сначала это возникает в каком-то кругу: институтском, школьном и т.д., а потом круг расширяется, вы пошли с этой песней на районный фестиваль, на кустовой. Спели на вечере в институте, позвали вас на «корпоратив». Круги расходятся. Есть очень много авторов, которые этим и ограничиваются, их море.
Корреспондент: Что вы сами можете сказать о термине «бард», что такое «авторская песня»? И в каких случаях это выходит за границы жанра?
Ким: Лучше всего о бардах сказал Сухарев: «Барды – это те, кто себя так называет». Я не в силах иначе определить это явление. Хотя грань, отделяющую барда от не барда, чувствую довольно четко.
Корреспондент: Почему это стало таким брендом?
Ким: Судя по всему, этого захотела публика. Пусть. Лишь бы это было талантливо!
Мы уверены, что нашем осеннем фестивале будет немало талантливых исполнителей, а уж концерты Юлия Чирсановича расхваливать не имеет смысла. Следите за рекламой.