С недавних пор в Русском культурном центре начали проходить уроки аргентинского танго. На первый взгляд звучит странно: танго – да в русском центре, однако, кто, как не русские знают и любят этот танец.
Для нашего человека при слове «танго» в ушах возникают «Утомлённое солнце», «Брызги шампанского», «На Дерибасовской открылася пивная» и, разумеется, музыка, звучавшая с экранов в советское время – в фильмах «12 стульев», «Здравствуйте, я ваша тётя!», «Бриллиантовая рука» и даже в детских – «Каникулы Петрова и Васечкина», «Ну, погоди», «Голубой щенок». Нам нравился упругий ритм танго, с детства мы легко могли отличить его от любой другой музыки и имели представление о самом танце. Казалось, танго было с нами всегда. Трудно себе представить, что в Аргентине – на родине танца – танго исчезло из городской жизни почти на полвека.
В истории этого танца были взлёты и падения, даже сейчас, будучи популярным во всём мире, аргентинское танго рождается и умирает каждый день.
Парадоксы танго
Что ни говори, этот танец изначально был мужским. В конце 19 века в Аргентину в поисках богатства и счастья хлынула разношёрстная толпа эмигрантов из Европы – от простых работяг до бандитов. В результате к 1914 году эмигрантов в Буэнос-Айресе было почти в 3 раза больше, чем коренного населения. Приезжие в основном были одинокие мужчины, безумно тосковавшие по дому и женщинам. Бордели в те времена были чем-то вроде клубов (а не только местами для плотских утех), где можно было расслабиться после тяжёлого трудового дня. Алкоголь, музыка, песни, танцы… Благодатная почва для рождения удивительного по своей природе танца. Аргентинское танго соединило африканское тангано, кубинскую хабанеру, испанское фламенко, европейские танцы – мазурку и вальс.
Итак, танго набирало обороты. Небольшие бары и кафе, где можно было за отдельную плату потанцевать с официанткой, не знали отбоя от посетителей. Говорят, что танец стоил дороже, чем плата за «профессиональную любовь». В стране, где на 10 мужчин приходилась 1 женщина, одна только возможность обнять даму зависела от того, насколько хорошо кавалер танцует. Как следствие, кавалеры тренировались друг с другом, оттачивая мастерство, соревнуясь в элегантности. В 10-е и 20-е годы танго уже было бешено популярно.
Очень скоро оно перестало быть танцем бедняков с окраины и принялось завоевывать высший свет. В Буэнос-Айресе появлялись кабаре и салоны, где играли танго для более состоятельных горожан. Затем танец этот завоевал Северную Америку, а следом и старушка-Европа быстро заразилась тангоманией. Тоска иммигрантов по родине, умноженная на несчастную любовь, страсть и одиночество перевернули Старый Свет с ног на голову. В моду вошло всё связанное с танго – музыка, книги, еда, одежда. К примеру, в мужской моде сильным оказалось влияние высшего света – в гардеробе появился непременный смокинг, а у женщин, наоборот, в моду вошли юбки с разрезом, яркие вызывающие цвета и откровенные вырезы платьев.
Запретить нельзя разрешить!
В Россию танго пришло в начале 20 века и стало популярно, в первую очередь, в Петербурге, но потом со скоростью молнии распространилось и в другиx городаx. В советское время танго не сильно жаловали, но и не запрещали активно, так что наши дедушки и бабушки с удовольствием танцевали под песни Леонида Утёсова, Александра Вертинского, Вадима Козина, Петра Лещенко и Клавдии Шульженко.
Но вернёмся в Аргентину. Здесь триумф танго немного подпортил военный переворот в 1930 году, когда аргентинские власти стали панически бояться любого сборища людей, количеством больше трёх. И тем не менее, танго не исчезло из аргентинской культуры. Конечно, правительство запретило песни с намеками о политике, но запретить сам танец оно было не в силах.
Конец 1930-х – начало 1950-х принято считать золотым веком танго. В этот период появились композиторы, исполнители и оркестры, каждый из которых совершил свою маленькую революцию в танго. Хуан Дарьенцо по прозвищу «король ритма» создал композиции с острым ритмом, используя более современные аранжировки и инструменты. Карлос Ди Сарли стал классиком мелодичного, лирического стиля, за что был особо любим соотечественниками. Композиции Освальдо Пуглезе отличались сильными, более сложными аранжировками и свободным ритмом.
До 1955 года танго танцевали все и всюду, пока новое правительство, пришедшее к власти в результате военного переворота, не объявило его танцем «вне закона». Были запрещены любые массовые сборища людей и, таким образом, милонги (танцевальные вечеринки) фактически исчезли. К концу 50-х годов танго больше слушали, чем танцевали. На смену ему быстро пришли американские буги-вуги и рок-н-ролл, оставив танго позади на четыре десятилетия. Так что во второй половине ХХ века танго в Аргентине фактически потеряло свою популярность и существовало, в основном, в виде бального танца, который танцевали на соревнованиях и в кино.
Ренессанс XX века
После падения военной хунты в 1983 г. в Буэнос-Айресе начался так называемый «Ренессанс танго». Говорят, что атмосфера была тогда исключительной. Людям вдруг захотелось двигаться, как можно больше, словно у них с плеч свалилась тяжесть. Удивительно, залы, где занимались йогой, боевыми искусствами и танцами всех видов, были переполнены. Народ захотел учиться танцевать и танго.
Благодаря сценическим шоу «Tango Аrgentinо» и «Forever Tango», выступавшим в Европе и Америке, танец снова стал популярным во всем мире.
К сожалению, в Буэнос-Айресе тогда фактически не было профессиональных преподавателей. Ведь во времена «Золотого века» уроков танго для начинающих не было (учились попросту, тренируясь друг с другом), и традиция обучения не сформировалось. Многие из милонгеро «Золотого века» во время «депрессии танго» не танцевали вовсе или старались оставаться в тени. Так что многие их тех, кто начинал осваивать танго в 80-е и 90-е в Буэнос-Айресе, могли никогда не пересекаться с танцорами «Золотого века». Но постепенно ситуация стала налаживаться, и у некоторыx старыx танцоров появилось страстное желание передать молодому поколению свой любимый танец.
Сейчас танго в полном расцвете. Только в Буэнос-Айресе – более 100 действующих милонг, а по всему миру их тысячи, хотя таким массовым, как в начале 20 века, когда на площадях танцевали сотни и тысячи, танго не стало. По некоторым данным, сегодня танцуют только 4 процента аргентинцев. Но благодаря гастролирующим преподавателям, искусство танцевать танго распространилось в разных странах – от Америки до Кореи.
Вспомнить всё
В середине 90-x Сюзанна Миллер – одна из наиболее выдающихся танцовщиц и педагогов Буэнос-Айреса – первой начала преподавать в США танго, отличающееся от сценического (так называемое «социальное танго»). Она до сих пор учит танцевальным стилям великих милонгеро прошлого, каждый из которых уникален. Многих из них уже нет в живых, другие перестали танцевать по состоянию здоровья, но всё же есть такие, кто до сих пор танцует, несмотря на весьма преклонный возраст. С уходом этих людей уходит и целая эпоха «Золотого века» танго. Но благодаря Сюзанне Миллер и её фестивалю «Milongueando», поклонники танго во всём мире узнали о стилях Тете Рускони, Рикардо Видорта, Рубена Харимбата, Педро Санчеса и увидели воочию этих замечательных танцоров.
«Милонгеро» – новое слово?
Именно Миллер ввела в обиxод новый термин – «Tango milonguero», то есть, танго в стиле милонгеро. «Танго-милонгеро», несмотря на заложенную в этом словосочетании тавтологию, лучшее описание того стиля , которое люди танцуют в центральных районах Буэнос-Айреса – Бальванера, Конгрессо, Абасто, где культура танго всё ещё жива.
В прошлом термин «милонгеро» был далеко не лицеприятным, поскольку означал буквально «прожигателя жизни в танго-клубах», но позже он стал использоваться для xарактеристики танцоров «Золотого века». Сюзанна сознательно выбрала такое название, чтобы различать танго, которое танцуют в салонаx и на вечеринкаx, от того, что исполняют на сцене.
От сценического стиль «милонгеро» отличается, в первую очередь, визуально. В шоу мы видим, что партнеры танцуют более открыто, нередко размыкают объятие, выполняют множество сложных хореографических фигур. Словом, этот стиль похож на современный балет, для которого нужно быть в отличной атлетической форме.
Для танца в стиле «милонгеро» не обязательно быть «сверхчеловеком». Каждый, будь то молодой или старый, может танцевать танго и получать удовольствие. Потому что танец складывается из очень простых элементов: ходьбы в ритме музыки, вращений, баланса и согласия между парнёрами. Такой стиль также называют «стиль близкого объятья».
Вскоре стиль «танго-милонгеро» стал распространяться в Америке, а ученики Миллер стали одними из лучших танцоров на милонгах и фестивалях. В 2000 году Сюзанна Миллер впервые приехала преподавать в Хьюстон по приглашению местной преподавательницы танго-милонгеро – Джоан Бишоп. Учениками Миллер стали многие xьюстонские танцоры, в том числее, и русскоязычные.
Наши учителя, преподающие в Культурном центре, тоже ученики Сюзанны Миллер. Шрини Вишлубxотла учится у неё с 2001 года, Лёля Вайнер – с 2009 г. В следующей статье они расскажут свои истории и поделятся своим опытом.