КАК Я БЫЛ МАТРОСОМ НА ПАРУСНИКЕ «КРУЗЕНШТЕРН»

Поминов Александр

pominov«Крузенштерн» – он не отпускает, он все время зовет. Чуть отвлечешься от повседневных забот, как слышишь где-то в подсознании плеск волн, смех ребят на корме, хлопанье парусов над головой. «Возвращайся, – зовет «Крузенштерн». – Я знаю, тебе здесь было хорошо».

Вот он стоит такой стройный у причала, и сердце сжимается в предвкушении приключения. Вот первое испытание – пройти ровной походкой по качающейся палубе. Внезапный ночной аврал, и попытка сквозь сон разобраться, куда бежать и что делать. Первый подъем на рею, и бурлящее море под моими ногами. Сначала страшно, а потом я чувствую единение с ветром, морем и парусником. Величественный красно-оранжевый закат, а после – завораживающая луна среди перьевых облаков заигрывает с парусником – то исчезнет, то появится снова и зальет всю палубу нежным светом. Вот «Крузенштерн» под парусами – захватывает дух от красоты и величия.

«Крузенштерн» – это четырехмачтовый барк. Как выяснилось, называть его кораблем неправильно. Надо говорить барк или парусник, или пароход. В этом году ему исполнилось 90 лет. «Крузенштер»н был построен в Бремерхафене (Германия) в 1926 году и получил имя «Padua». После Второй мировой войны он был аннексирован Советским Союзом и переименован в «Крузенштерн», по имени Ивана Федоровича Крузенштерна – капитана первой русской кругосветной экспедиции.

pominov1Парусник этот – один из последних винджаммеров (windjammer – большое быстроходное, как правило грузовое, судно с металлическим корпусом, которое ходит под парусами, без двигателя) и самый быстрый в своем классе. До войны он ходил в Чили и Австралию и возил селитру и зерно. Самый быстрый переход по маршруту Гамбург-Чили-Австралия-Гамбург «Крузенштерн» совершил в 1938 – 1939 годах – 8 месяцев 23 дня. Для больших судов это время до сих пор является рекордным. После войны на парусник поставили два дизельных двигателя, трюмы переделали в жилые кубрики, и теперь «Крузенштерн» служит учебным судном для прохождения практики курсантами невоенных морских училищ.
Еще несколько цифр. В длину «Крузенштерн» чуть больше футбольного поля – 114 м, высота мачт – чуть выше 13-ти этажного дома – 52 м. Команда – больше 200 человек.

На «Крузенштерн» я попал через «Клуб путешествий Михаила Кожухова». Рекламное объявление мне сразу понравилось. Помимо всего прочего, там было сказано: «попробовать себя в роли настоящего «морского волка», став частью команды легендарного парусника «Крузенштерн». То есть предлагали не просто прокатиться пассажиром, а попробовать себя в роли настоящего матроса: подъем на мачты и реи, парусные авралы, вязание морских узлов. Рейс из Гамбурга в Ларвик (Норвегия) – 7 дней. Ну и на сладкое, день в Гамбурге и почти три дня в Осло с экскурсиями и очень приличным отелем в центре Осло. И еще нам очень повезло – в Гамбурге мы попали на праздник – День Порта с парадом парусных судов и салютом, который мы смотрели с борта «Крузенштерна». Надо сказать, что и в Осло мы тоже попали на праздник – День конституции, так что все десять дней путешествия были сплошным праздником.

Мы – это 34 человека, которые решили испытать себя в роли матросов на одном из самых больших парусников в мире. Как уже упоминалось, в команде парусника больше 200 человек. Это 120 курсантов, которые проходят обучение, и постоянная команда, состоящая из офицеров, матросов и обслуживающего персонала.

pominov2Все они какие-то правильные, какие-то настоящие, искренние. Не в том смысле, что они ведут себя правильно, а просто они такие, какими ты представляешь себе сильного, интересного человека, с которым хочется дружить. Таких людей редко встретишь в городе, а на «Крузенштерне» они сконцентрированы в большом количестве. Наверно из-за этого там такая особая приятная атмосфера. Поднимаясь на борт парусника, окунаясь в эту атмосферу, ты сам меняешься, и эти изменения тебе нравятся. Все заботы остаются на берегу, и ты живешь нормальной, настоящей жизнью в окружении правильных, настоящих людей. Не преувеличу, если скажу, что мы чувствовали себя на «Крузенштерне» частью семьи.

Нас поселили в кубриках по 10-12 человек. Двухъярусные кровати, под кроватью спасжилет и страховочный пояс, над кроватью приколота инструкция куда бежать при аврале. В углу лежат мешки с гидрокостюмами. Туалет (между прочим с биде), душ, сауна, что называется в конце коридора. Еще нам выделили помещение, которое служило столовой, учебным классом и комнатой отдыха. Четырехразовое питание – еда простая, но разнообразная, порции большие.
Да, скучать нам было некогда. Учебные лекции, экскурсии по всем уголкам парусника, вязание морских узлов, парусные авралы, учебная тревога, перетягивание каната, прогулки на катерах вокруг парусника, вечерние песни под гитару, веселый капустник, пельменный аврал – было все, что обещали в рекламе и даже больше.

И, конечно, гвоздь программы – подъем на мачты и реи. Когда-то в детстве, читая «Пятнадцатилетнего капитана» и «Остров сокровищ», мы все мечтали оказаться на корабле, лазать по мачтам и реям, ставить паруса, и чтобы брызги соленых волн покрывали лицо. Эта мечта казалась несбыточной – ну где сейчас, в век нанотехнологий найдешь настоящий парусник. В лучшем случае будет яхта, на которой и реи-то толком нет. И вдруг – волшебство – несбыточная мечта детства осуществляется.

В День Икс с самого утра вся наша команда в нетерпении. За завтраком только и разговоров – скорей бы туда, наверх. После завтрака нас распределяют по мачтам, боцманы проводят инструктаж. И вот, наконец-то, долгожданный момент – я лезу на мачту! Сначала на марсовую площадку, там короткий отдых, а потом на рею. Очень сложно передать чувства, которые испытываешь, когда первый раз вылезаешь на рею. Под ногами только качающийся трос. Где-то внизу палуба и боцман, который кричит что-то подбадривающее. Страх, восторг, детское озорство – одним словом, счастье!
А вечером мы сидим на корме, глядим на красивейший закат и слушаем байки боцманов. Хочется спать, но никто не уходит. Так хорошо, что жалко тратить время на сон.

Семь дней пролетели очень быстро, и вот мы спускаемся на берег в порту Ларвик. Никто не хочет уходить, все стоят и фотографируются на фоне «Крузенштерна». В конце концов экскурсоводу удается уговорить нас пойти в автобус. Мы идем вдоль причала, а курсанты машут нам кепками с носа парусника. Поверьте, это очень трогательно. Все наши девчонки ревут, да и у многих ребят на глазах слезы. Уже садясь в автобус, я оборачиваюсь, чтобы еще раз посмотреть на «Крузенштерн». И понимаю, что я вернусь. Обязательно вернусь.

В статье использованы материалы сайта «Клуб Путешествий Михаила Кожухова» www.mktravelclub.ru и отзывы крузенштерновцев.