1917 ГОД В ФОТОГРАФИЯХ

Павел Овчинников

Неизвестный автор. Восставший народ. Петроград. Февраль 1917 ©Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский Дом фотографии»
Неизвестный автор. Восставший народ. Петроград. Февраль 1917 ©Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский Дом фотографии»
Неизвестный автор. Восставший народ. Петроград. Февраль 1917 ©Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский Дом фотографии»
Неизвестный автор. Восставший народ. Петроград. Февраль 1917
©Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский Дом фотографии»

25 октября Русский культурный центр «Наш Техас» совместно с Мультимедиа арт музеем Москвы / Музеем «Московский Дом фотографии открывают выставку «Россия. 1917».

Темой для выставки фотографий не случайно выбраны события 1917-го. Этот год, как никакой другой , был богат на события: 1-ая Мировая война, Февральская, потом Октябрьская революции, отречение от престола царя, назначение Временного правительства…

Революцией все были застигнуты врасплох, никто и предположить до этого не мог, что российская монархия рухнет всего за неделю. Именно поэтому Февральская и последовавшая за ней Октябрьская революции стали причиной хаоса и превратились в настоящий Всероссийский погром.

Фотографы-хроникеры, начав свою деятельность на стыке веков, стали участниками съемок событий рокового 1917 года. Позже они вошли в историю российской фотографии как летописцы революции.

Булла В.К. Запись в народную милицию в помещении Городской Думы. Петроград, март 1917. ©Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский Дом фотографии»
Булла В.К. Запись в народную милицию в помещении Городской Думы.
Петроград, март 1917
©Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский Дом фотографии»

Фотожурналистика в России зародилась на базе социальной фотографии, представителем которой был Вильям Каррик. Он стремился языком фотографии рассказать о жизни простых людей. В этом направлении наиболее ярко проявил себя фотограф из Нижнего Новгорода Максим Дмитриев – первый фотограф-публицист, основоположник жанровой фотографии репортажного характера.

В России фоторепортаж как жанр стал развиваться еще в 70-е – 80-е годы ХIХ века. Фотографии в основном публиковались в журналах «Всемирная иллюстрация», «Стрекоза» и «Нива». Широко известным фоторепортером конца ХIХ – начала ХХ века был Карл Булла. Его по праву можно считать родоначальником отечественного фоторепортажа. Он одним из первых мог работать в естественных условиях и при любом освещении.

До марта 1918 года центром фотографической информации оставался Петроград. Там работали пионеры русской хроникальной фотографии Петр Оцуп, отец и сыновья Булла, Яков Штейнберг, Петр Новицкий. С ними могла соперничать лишь очень небольшая группа москвичей – Алексей Савельев, Григорий Гольдштейн, Александр Дорн. Этим фотомастерам довелось стать очевидцами исторических событий 1917 года. Работать в это время было сложно. Съемочная аппаратура была громоздка и несовершенна. Деревянные камеры – большие и тяжелые. Каждый негатив весил около фунта, а все оборудование фоторепортера – более пуда (16 кг).

Штейнберг Я.В. Выдача представителям воинских частей газеты «Известия Петроградского Совета» в Таврическом дворце. Петроград, март 1917 ©Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский Дом фотографии»
Штейнберг Я.В. Выдача представителям воинских частей газеты «Известия Петроградского Совета» в Таврическом дворце.
Петроград, март 1917
©Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский Дом фотографии»

Тяжесть фотографического труда компенсировалась сознанием того, сколь велико историческое значение фотографии, ведь изобразительное искусство не могло быстро и точно запечатлеть быстро меняющуюся ситуацию, в отличие от фотоснимка. Поэтому фоторепортеры с большим энтузиазмом взялись за фиксирование столь динамично меняющихся реалий.

Большинство принадлежавших к этому направлению фотографов не занимало четких и определенных классовых позиций, их политические воззрения были эклектичны и весьма разнородны. Однако они искренне желали честно и всесторонне отразить в своих снимках реальные события, происходящие в это время в стране.

В эти дни жизнь в стране и Петрограде бурлила – творилась новая жизнь. Каждая минута была на счету и несла с собой невиданные перемены. Начавшиеся 23 февраля стихийные митинги, демонстрации и забастовки к 27 февраля переросли в вооруженное восстание. По фотографиям можно судить о последствиях уличных боев в Петрограде, о том как и из каких подручных средств строились баррикады на Литейном проспекте. Благодаря фотографиям Карла Буллы мы имеем представление, как уничтожались символы Российской империи на Невском проспекте у здания Аничкова дворца 27 февраля 1917 года. Яков Штейнберг запечатлил продажу газеты «Правда» на Дворцовой площади в Петрограде, а фотографии Алексея Савельева – раздачу газеты «Известия» на Театральной площади в Москве.

В мае-июне 1917 года народные выступления приобрели более широкий размах. 18 апреля (1 мая) состоялась легальная первомайская демонстрация. Имеются фотоснимки демонстраций и митингов на Невском проспекте, Дворцовой площади, Марсовом поле. Фасады зданий Зимнего и Мариинского дворцов с транспарантами «Да здравствует интернационализм». Первомайскую демонстрацию в Москве снимал мастер фоторепортажа Алексей Савельев и фотохудожник Николай Свищова-Паола.

Неизвестный автор. Агитация георгиевских кавалеров за войну.  Москва, июнь 1917 ©Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский Дом фотографии»
Неизвестный автор. Агитация георгиевских кавалеров за войну.
Москва, июнь 1917
©Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский Дом фотографии»

На I Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов было принято решение о проведении 18 июня демонстрации на Марсовом поле для возложения венков на могилы жертв Февральской революции. На снимках Петра Оцупа мы видим колонны демонстрантов на Невском проспекте с лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам рабочих и солдатских депутатов». Людской поток медленно двигается по Невскому проспекту к Марсову полю. В Москве выступление эсеров, меньшевиков и большевиков носило мирный характер. В качестве фотожурналиста кинооператор Петр Новицкий заснял митинг у Страстного монастыря 18 июня 1917.

Самой крупной манифестацией после Февраля явились похороны 23 марта жертв революции в Петрограде. Репортажные кадры Петра Оцупа запечатлели траурную процессию на Невском, митинг на Марсовом поле, похороны жертв. Улицы и площади бурлившего Петрограда стали для него съемочным павильоном.

Неизвестный фоторепортер заснял траурную процессию в Москве на Братском кладбище, где состоялись похороны трех солдат 2-й запасной автомобильной роты, погибших в дни революции. На Арбатской площади прошел траурный митинг. В процессии принимали участие 70 тысяч москвичей, которые несли красные знамена, букеты красных цветов. Церемония представляла собой комбинацию ритуалов торжественных военных похорон и политической рабочей демонстрации.

В апреле-июле в Петрограде проводилась подписка на Заем свободы с лозунгом «Каждый должен подписать, сколько может». Это событие также нашло отражение в снимках фотографов.

Временное правительство устраивало один за другим военные парады. Этот военный угар заставил многих людей поверить в необходимость продолжения войны. В Петрограде в апреле прошли манифестации юнкеров Михайловского артиллерийского училища, Павловского училища, Петергофской школы прапорщиков, Константиновского офицерского училища за войну до победного конца. Петр Оцуп заснял манифестацию юнкеров Инженерного училища с лозунгами «Война и победа» и манифестацию юнкеров Владимирского училища на Литейном проспекте за войну до конца.

Штейнберг Я.В. Красногвардейский патруль у костра на улице. Петроград, октябрь 1917 ©Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский Дом фотографии»
Штейнберг Я.В. Красногвардейский патруль у костра на улице. Петроград, октябрь 1917
©Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский Дом фотографии»

Наряду с рабочими, солдатами, матросами в революционных событиях Февраля активно участвовали и другие социальные слои общества. По фотографии Карла и Виктора Буллы видно, какое огромное количество женщин принимало участие в манифестациях с лозунгами: «Место женщин в Учредительном собрании», «Женщины объединяйтесь» и др.

Крестьяне на местах обсуждали февральские события. По фотографиям невозможно понять степень их участия в революции.

Большое внимание фоторепортеры уделяли деятельности Временного правительства, политических партий и Совета рабочих и солдатских депутатов.

Вскоре за провалом июньского наступления последовал новый взрыв народного возмущения политикой Временного правительства, закончившееся июльской демонстрацией в Петрограде. 4 июля Виктор Булла сделал один из самых знаменитых снимков 1917-го года «Расстрел рабочей демонстрации на углу Садовой ул. и Невского проспекта».
Трагическую точку в череде роковых событий 1917 года поставила грянувшая Октябрьская революция, или, в другой интерпретации – Октябрьский переворот.

Неизвестный автор. Император Николай II в Александровском парке после отречения от престола. Царское Село. Март 1917 ©Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский Дом фотографии»
Неизвестный автор. Император Николай II в Александровском парке после отречения от престола. Царское Село. Март 1917
©Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский Дом фотографии»

Вспоминая о своей работе в 1917 году Петр Оцуп писал: «За несколько дней до Октябрьского переворота я пришел в Смольный и предложил свои услуги». Среди снимков, сделанных им за дни пребывания в Смольном, широко известен один – «Часовые-красногвардейцы у кабинета В.И. Ленина» . Это рабочие телефонно-телеграфного завода Лоренса – латыш Эдуард Звиргзыньш и литовец Эдуард Юргайтис.

Яков Штейнберг, вспоминая о своей работе в 1917 году, пишет: «26 октября направляюсь в Смольный за получением мандата на право фотосъемок. Новый мандат я получил в тот же день… Утром 27 октября я «обработал» все окружение Смольного: проверка пропусков у входа, вооруженную пулеметами охрану подъезда, «Лейтенант Шмидт» – броневик с большой группой красногвардейцев на нем. 1 ноября заснял здание Владимирского училища. Оставшиеся в нем юнкера не сдавались, несмотря на предложение освободить помещение. Они сдались после артиллерийской осады».

В октябрьской революционной Москве работали Григорий Гольдштейн, Алексей Савельев и Александр Дорна. Этим фотографам мы обязаны фотодокументацией событий, происходивших в октябре 1917 года. Трое московских фоторепортеров работали в тесном творческом контакте.

«В своем архиве, – писал Григорий Гольдштейн, – я нахожу много снимков, которые уже принадлежат истории: Москва в октябре, баррикады на Пресне, на Арбате, пушки у Моссовета, Палата судебных установлений в Кремле с разбитой мебелью, могила коммунаров у Кремлевской стены с венками на снегу». Гольдштейну удалось снять баррикады на углу Тверской улицы и Леонтьевского переулка, баррикады на Арбатской площади, солдат 1-й запасной артиллерийской бригады у орудия у здания Моссовета, красногвардейский патруль на охране порядка в городе.

На фотографиях Савельева, Дорна и Гольдштейна представлены сюжеты, рассказывающие о памятниках в Кремле и о московских зданиях, пострадавших во время октябрьских боев. Местом ожесточенных боев между юнкерами и красногвардейцами стали дома у Никитских ворот. В результате обстрела дома были разрушены, либо сожжены.

Штейнберг Я.В. Зимний дворец после штурма. Петроград. 26 октября 1917 ©Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский Дом фотографии»
Штейнберг Я.В. Зимний дворец после штурма. Петроград. 26 октября 1917
©Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский Дом фотографии»

10 ноября Москва торжественно хоронила на Красной площади красногвардейцев – жертв революции. Поддержание порядка было доверено самому населению. Фотографы снимали траурные процессии на улицах города, захоронение у Кремлевской стены. 13 ноября состоялись похороны студентов и юнкеров на Новодевичьем кладбище.

Завершая краткий обзор материалов выставки, можно с уверенностью говорить, что фотографии революционных событий 1917 года, сделанные пионерами российской фотожурналистики, имеют большое историческое значение. Они наглядно показывают массовость революционных выступлений, социальный состав участников демонстраций и митингов, содержание лозунгов и транспарантов, улицы и здания Петрограда и Москвы.

Сегодня можно со всей определенностью говорить о том, что без работ этих мастеров наша история была бы неполна – она была бы незримой!

Выставка откроется в Хьюстоне в Williams Tower Gallery по адресу 2800 Post Oak Blvd. и продлиться с 25 октября по 30 ноября. Вход свободный. Ее можно посетить только в будние дни с в утра до 6 вечера.