26 мая в хьюстонском ресторане So Vino состоялась выставка-презентация художницы Анны Атаевой, которая прошла с ошеломляющим успехом. После выставки Анна дала интервью корреспонденту «Нашего Техаса», поделилась своими впечатлениями о вечере и секретами арт-бизнеса.
«Цветочная» тема этого вечера – необычная для Вас. Почему Вы её выбрали?
Это правда, для меня эта тема было новая и необычная. Во-первых, мои работы большие. Над каждой я работаю по нескольку недель. Такие работы не каждый может себе позволить – и не только из-за цены, но и из-за тематики. Мои картины – в некотором роде, музейные, то есть посмотреть на них есть много желающих, а вот повесить у себя дома на стену хотят очень немногие.
Во-вторых, многие мои друзья говорили мне: «Твои работы слишком мрачные. А хочется оптимизма. Давай уже сделай что-нибудь такое, чтобы развлечь и себя, и нас. Выбери небольшой размер картин и какую-нибудь, пусть банальную тему – и рисуй в своё удовольствие».
И тут я подумала: «Почему бы и нет? На улице – весна!» и решила взяться за тему, которая мне совершенно не свойственна. Конечно мне хотелось изменить отношение к цветочной тематике, поскольку её обычно воспринимают, как избитую. Кто только не рисовал цветы с незапамятных времён – и фламандцы, и итальянцы, и Ван-Гог со своими подсолнухами, и Моне с водяными лилиями. На любых арт-ярмарках можно купить всевозможные картины с цветочками.
Поскольку я ставлю акцент на технику, думаю, мне удалось сказать что-то новое. Техника свою я считаю сугубо индивидуальной – я в основном рисую мастихином, а не кистью, даже подпись процарапываю в толще краски. Из-за этого мои картины легко узнаваемы. Мне очень нравится эффект токтильности – мои картины хочется потрогать. Они живые.
Я на самом деле получила огромное удовольствие, работая над этими картинами, подпитываясь положительной энергией от них. Меня бесконечно радовал сам процесс их создания. К тому же получилось удачно и с практической точки зрения: картины небольшие (12 на 12 дюймов) и доступные, поэтому люди с удовольствием их покупали.
Расскажите об идее выставки.
Идея была такова, чтобы объединить деятельность трёх женщин. Меня поддержала владелица So Vino, Элизабет Абрахам – моя приятельница. Она очень толковый бизнесмен, всегда делает всё во время и решительно, хотя по её внешнему виду этого не скажешь (на вид она довольно хрупкое существо). Она вдохновилась темой моих работ и предложила устроить вечер в So Vino. Третьим составляющим вечера были изысканные закуски Бриттани Пул из Денвера, которая решила покончить со своей карьерой архитектора и посвятить себя приготовлению еды и переехать в Хьюстон. Для неё это мероприятие тоже было важным – шанс заявить о себе в городе.
Мне хотелось, чтобы на выставку пришли мои друзья и друзья друзей. Я рада, что выставка проходила не в галерее. Всё было по-домашнему, по- дружески.
Всех сейчас захлестнула «модная» идея «Go green». Она пришлась как нельзя лучше теме вечера.
Повара Бриттани и Карлос постарались создать маленькие кулинарные шедевры, которые бы перекликались с моими картинами. Они использовали местную продукцию – цветы и растения – розы, базилик, одуванчики, цветки кабачков. Также они использовали натуральные красители, которые делаются из цветов. Получились настоящие произведения кулинарного искусства, которые все пришедшие, думаю, оценили.
Выставке предшествовала ваша победа на престижном конкурсе Houston Visual Arts Alliance.
Я не ожидала, что мне дадут первое место. Когда я услышала, что объявили мою фамилию, то не могла поверить, переспросила несколько раз. Я уже участвовала в этом конкурсе в прошлом году и думала, что в последний раз, поскольку это связано с огромной потерей времени, заполнением бумаг. Но всё-таки решилась. И не зря.
Повлияла ли эта победа на то, что на выставку пришло больше людей?
Думаю, да. Я, честно говоря, ожидала, что придут максимум 50 человек, а пришло сто. Пришли мои клиенты, которые уже не первый год покупают у меня работы, в том числе и те, которые купили мои самые первые хьюстонские картины, мои близкие друзья, мои ученики, которым я преподаю в Русском культурном центре, и просто люди, которые не знакомы с моим творчеством. Я очень благодарна им всем. Для меня это была прекрасная возможность пообщаться с людьми без спешки, в дружеской обстановке. Мне вообще хотелось бы, благодаря этой выставке, познакомить своих старых и новых друзей друг с другом.
Как Вы оцениваете успех этой выставки?
Я нарисовала 16 работ, из них 8 картин продались. Это я считаю необыкновенным везением. К тому же одну из работ купил Дэвид Адикс (David Adickes), которому принадлежит одна из знаменитейших галерей на Winter Street. Это человек известен всему городу своими скульптурами – гигантскими головами президентов, «Битлз» и многими другими. Я его видела только по телевизору – он редко где появляется. Он пришёл с чековой книжкой, в которой был один-единственный чек, выбрал картину, выписал чек и удалился, пробыв не больше 20 минут. Невероятно: человек, от которого я мечтала когда-нибудь получить рекомендательное письмо, купил у меня работу!
На выставке присутствовали фоторепортёры. Какие издания они представляли?
«Houston Chronicle» и «Houston 002». В 8 часов утра, в день выставки я получила текстовое сообщение от хозяйки So Vino о том, что надо прийди пораньше, потому что Houston Chronicle посылает фотокорреспондента – значит будет серьёзная статья.
Говорят, что в день открытия выставки, как правило, покупают наибольшее количество работ. Правда ли это?
Совершенно необязательно. Однажды у меня была выставка на Greenway Plaza – после открытия у меня не купили ни одной работы. Зато на следующий день пришли люди, с которыми я познакомилась во время открытия, и купили по 2-3 картины. Вообще практического руководства по тому, как вести арт-бизнес, не существует.
Как Вам кажется, что перспективнее – выставлять работы в галерее, скажем, на два месяца или же устраивать подобную выставку на один день?
И то, и другое. Главное, наверное, опыт. Чем чаще ты выставляешься, тем больше появляется людей, которые следят за тем, что ты делаешь, и постояннно приходят на выставки. К тому же со временем понимаешь, на что надо тратить время, а на что не надо. Например, несколько лет назад я печатала флаеры, буквально в домашних условиях и разносила по барам. Потом уже я поняла, что это было ошибкой. Потому что люди из бара никогда на выставку не придут – они выбросят приглашение в тот же вечер, а с утра и вовсе забудут про тебя и твою выставку и погрузятся в свои проблемы. На самом деле нужно быть внимательнее к конкретному человеку. Я не люблю работать на большую аудиторию, у меня есть несколько людей, которым нравятся мои работы. Есть такие люди, которые никогда не пропадут из твоей жизни. Пусть их будет пять человек, но пусть они будут. Их, наверное, можно назвать коллекционерами. Иногда я даже знаю, что у некоторых в домах не осталось свободных стен, а они всё равно покупают картины.
Сколько лет потребовалось, чтобы эти люди появились?
Все семь лет, проведённые в Хьюстоне. Правда, первые годы были потрачены на изучение языка, получение водительских прав и всех остальных документов, примитивного изучения банковской системы – как работают кредитные карты – а как же без этого?
Чувствуется ли, что в этом году Вы стали более популярной? И нужна ли художнику популярность?
В некотором роде – да. По крайней мере, в финансовом плане. Во всяком случае, сейчас я не думаю о том, где бы купить нужные холсты, краски, кисти и прочее – эти материалы совсем недешёвые. А насчёт того, нужна ли популярность – если помогает работе, а не вредит, то да.