В КУЛЬТУРНОМ ЦЕНТРЕ

Павел Овчинников

Маэстро – снова наш гость

Выдающийся австрийский дирижер Ханс Граф, бывший руководитель оркестра Houston  Symphony – один из самых уважаемых музыкантов в мире, обладатель премий Grammy и ECHO Klassik за лучшую оперную запись (опера А.Берга «Воццек» с Хьюстонским симфоническим оркестром). В июле 2019 года Х.Граф был назначен главным дирижёром Сингапурского симфонического оркестра, и эту должность он займёт в сезоне 20/21.

Мы гордимся дружбой с маэстро, который уже много лет является почётным директором  Русского культурного центра и куратором наших музыкальных программ. Маэстро ненадолго остановился в Хьюстоне и с удовольствием согласился стать гостем нашей музыкальной гостиной 22 октября.

В этот раз маэстро поведал историю создания фортепианных транскрипций оркестровых произведений русских композиторов – И.Ф.Стравинского и П.И.Чайковского. Переложение трёх номеров из своего «звёздного» балета «Петрушка» Стравинский сделал специально для пианиста Артура Рубинштейна в 1921 году. Зная оркестровую партитуру, нетрудно догадаться, какой неимоверной сложностью отличалась эта транскрипция.  Стравинский разработал  особую «прыгающую» технику, чтобы уместить в клавиатуру фортепиано всё, что звучит в оркестре. Пришлось, правда, пожертвовать отдельными нотами, которые на слух или неразличимы в оркестровой ткани, или могут компенсироваться другими. Идея техники состоит в постоянном переключении между тематическими слоями. Для этого пианисту приходится беспрерывно совершать «прыжки» через всю клавиатуру.

Второе произведение, о котором шла речь – концертная обработка отдельных номеров балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, выполненная выдающимся российским пианистом и дирижёром Михаилом Плетнёвым. «Плетнёв действительно исследует звучащую ткань – и делает это безукоризненно, высвечивая все до мельчайших деталей…», – писал о нём критик В.Чинаев. И действительно, вся фактура Чайковского выписана М.Плетнёвым для рояля точно, рельефно, ясно.

Оба сочинения в концерте виртуозно исполнил молодой пианист Артём Кузнецов, сыграв свой дебют в Русском культурном центре. Артём – в прошлом ученик лауреата конкурса В.Клиберна Станислава Юденича,  в настоящее время он обучается у знаменитого американского пианиста Джона Кимуры Паркера в Университете Райса.

Выступление Артёма с такой сложнейшей программой было неслучайным. Обе транскрипции – часть программы, с которой он  примет участие в Международном конкурсе пианистов «The Gurwitz 2020» в январе следующего года. Артём уже призёр 10-ти международных конкурсов, желанный гость в престижнейших концертных залах мира – в вашингтонском Центре Кеннеди, Kauffman Center (Канзас-Сити), Benaroya Hall (Сиэтл), Muziekcentrum Enschede (Нидерланды), Associazione Giosuè Carducci (Италия) и других. Но мы надеемся, что Артём ещё выступит у нас, в Русском центре. 

Против мейнстрима

Художнику Андрею Осипову всего 23 года. Но его нельзя назвать начинающим. Его картины неоднократно участвовали в совместных выставках хьюстонских художников. 15 ноября в Русском культурном центре откроется персональная выставка Андрея.

«Родители позаботились, чтобы я рос в атмосфере искусства – с детства водили меня на классические концерты, в театры, в музеи, – рассказывает Андрей. – Я часто бывал в  Третьяковке, хорошо различал стили, но в современном искусстве ещё не сильно разбирался. Например, у одного из моих друзей отец был художником, который рисовал картины на религиозные сюжеты. У всех персонажей на этих полотнах не было ртов. Тогда мне не было понятны его идеи, мне казалось, что настоящая картина  – это «Три богатыря», где всё ясно, гармонично. Только со временем я понял, что причина существования произведения любого художника – это особая эмоция, которую он вложил».

Хьюстонский художник Чарльз Дарнелл, у которого Андрей Осипов учился много лет, требовал, чтобы его ученики транформировали свои эмоции в картины, и, как следствие, развивали бы собственный стиль. «Важно вложить душу в картину, а не просто копировать объекты, – говорил он».  Под влиянием учителя Андрею захотелось писать картины, непохожие на работы других.

 «Мне бы хотелось, чтобы самые главные объекты или детали  моих картин бросались бы в глаза в первую очередь. В этом случае художник контролирует направление взгляда зрителя. Таким образом написаны картины Рембранта, одного из моих любимых художников, – с их тёмным фоном и резким, контрастным освещением переднего плана. Также мне близка идея импрессионистов о сиюминутном переживании действительности. Я мог бы писать картину долго, реалистично вырисовывать каждую деталь. Однако тогда теряется момент спонтанности и правильная эмоция уходит. Так что приходится искать баланс между качеством и вдохновением».

«Первую картиу , которой я был доволен, я написал в 9 классе школы. На ней был изображён водопад Виктория-фолс. Картина получилась атмосферной, сразу чувствовалась энергия воды, сила природы. А моему учителю понравилась картина, на которой китайский рабочий в кепке размешивал в миске лапшу, от которой валил пар. В этой картине я использовал тёмный фон, на котором пар получился правдоподобно». Андрей  учился в университете UT Dallas по специальности «дизайнер видеоигр». Он считает, что занятия живописью помогли ему в разработке дизайна и наоборот: «Каждая игра – это своего рода сюжет, и, как ни странно, если игра слишком коммерческая, рассчитанная на очень большую аудиторию, то отдельных людям она не понравится. Так что создание видеоигр помогло мне больше думать о зрителе».

«Венера в мехах»

Андрей признался, что его привлекают сильные человеческие эмоции и ему нравится изображать людей на эмоциональном пределе – в отчаянии, страхе, удивлении. «Но таких картин сравнительно немного, потому что я их пишу только тогда, когда знаю, что идея действительно хороша, – говорит он, – У меня гораздо больше спокойных, умиротворённых работ – пейзажей, изображений животных».

Вот вы скажете: какая невидаль, рисовать животных!  А ведь многие великие худажники не сторонились анималистики и с удовольствием изображали то тигров, как японские графики, то кошек и обезьян – как китаец И Юаньцзи. Даже Альбрехт Дюрер зайцев рисовал – неоднократно, но всегда замечательно.

У Андрея тоже есть несколько «портретов» животных. Один из них называется «Венера клянчит лакомства». «У моего друга есть кошка по имени Venus, Венера, то есть, –  Она хитра неимоверно: как только в дом приходит новый человек, кошка понимает, что его можно использовать в своих целях. Она подходит и долго и умильно смотрит на гостя, выпрашивая сухарики. Гость «тает», лакомство получено. На самом деле у кошки скверный характер, но ради вкусностей она готова на всё. Я изобразил её именно в момент преображения».

«Иногда слушаю музыку, когда рисую. Это случается, когда вокруг меня существуют другие звуки, готовые сбить настроение. Я хочу предельно сфокусироваться на одной эмоции, которую хочу передать, поэтому другие мысли не имеют права на существование. И для этого мне нужна музыка, которую я слышал много раз – чтобы не задумываться. Это может быть классика, рок, техно или джаз»…

Познакомиться с Андреем Осиповым и его картинами можно будет, придя на открытие выставки в Русский культурный центр 15 ноября в 7:30 вечера. Выставка продлится до 31 декабря.

Голос в иммиграции

23 ноября в музыкальной гостиной Русского культурного центра состоится концерт «Русские американцы. Шедевры композиторов – иммигрантов». В исполнении баса-баритона Михаила Смигельского и пианистки Марии Ляпковой прозвучат вокальные сочинения композиторов, для которых Америка стала второй родной.  Среди композиций – как произведения известных композиторов – Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского, Александра Гречанинова, так и менее знакомых широкой слушательской аудитории -Артура Лурье, Лазаря Вайнера, Ирвинга Берлина и Дмитрия Тёмкина. Романсы и песни прозвучат на русском, английском языках, а также на идиш.

Следите за рекламой в нашей газете, на сайте Культурного центра и в социальных сетях.

Павел Овчинников