НАСЛАЖДЕНИЕ ЖИЗНЬЮ

«И, вздохнув, отстала Смерть».
А.Твардовский

У  спектакля «Черт знает что!» совершенно потрясающая энергетика, он весь на оголенном нерве, как будто с грациозностью и лёгкостью циркового эквилибриста,  бесстрашного канатодоходца, пархает, вибрирует, шалит, озорничает над всем и вся, и в тоже время, ходит, как бы по лезвию ножа, безжалостно препарируя и режа в кровь человеческие души, человеческие жизни на изломе лет.

 
Спектакль идёт на таких высоких вибрациях, что зрители озадачены только тем, как бы в океане нахлынувших эмоций, не потерять, не недослышать каждый звук, вздох, каждую вибрацию, идущую со сцены.

Но все по – порядку.

«Черт знает что!» создан тандемом выдающихся артистов Дмитрия Назарова, Ольги Васильевой и режиссёром-постановщиком Георгием Мнацакановым. Он поставлен по знаменитой пьесе А.Н.Арбузова «Старомодная комедия», созданной в 1975 году.

Люди старшего поколения, заядлые театралы, преданные поклонники Мельпомены не представляли своей молодости, зрелости без этого выдающегося творения А.Арбузова, многократно воплощенного на театральных сценах, на теле- и киноэкранах. Это известная степень риска авторов спектакля «Чёрт знает что!»,  замахнувшихся на столь популярное и  «на все лады разложенное» драматургическое произведение. Сам собой напрашивается вопрос: «Ну чем тут ещё вы собрались нас удивить, восхитить?!»

Но авторы не просто потрясают зрителя, они укладывают его на обе лопатки! Спектакль поистинне новаторский, причём авангардный, нетривиальный, суперкреативный во всем, с утонченным, блистательным чувством юмора, с долей сарказма и иронии.

Прежде всего, это «актёрский спектакль», который весь держится на двух китах – на двух актерах. При этом с убранство сцены выполнено с минимализмом, со световой дизайн атмосдерен и тонок с абсолютным доминированием классических тёмных тонов. Tо есть все работает на фокусирование неподдельного интереса к двум актёрам, которые монополизируют сцену на два часа и всецело властвуют на ней. Ничто не должно отвлекать пристального внимания аудитории от них двоих, от погружения зрителей в саму сердцевину действия, при этом детали сценической декорации «не размениваются по мелочам», они точно выверены и строго функциональны, несут смысловую и глубоко скрытую суть, которая, однако, не лежит на поверхности, а требует труда ума и души.

Сама сценическая ткань постановки , по сути, пионерская, первопроходческая. В ней совершенно виртуозно и гармонично сочетаются разные жанры сценического действия, различные виды сценического представления. Это действия без слов, разыгрывания события, состояния и переживания языком тела, жестов, мимики, пространственного рисунка, экспрессии, танцев, пения, жесткой эксцентрики, клоунады… В том-то и есть изюминка новаторской, передовой постановки, что она балансирует на стыке многих сценический жанров, оказываясь от традиционного, классического речевого, вербального театрального действа.

Очевидно и невероятно одно, что через безмолвные мизансцены, через игру жестов, сплетение рук, движения ног, через буйство мимики, пиршество жестикуляции, виртуозности пластического рисунка, элементов клоунады, замысловатых красок насыщенных молчаливых диалогов, два блистательных артиста доносят до сознания зрителей переплетения судеб своих героев, непреходящие, общечеловеческие ценности, идеалы, от которых вибрируют наши сердца.

Постановка поражает оригинальностью, свежестью, остроумием в прочтении драматургии,  выверенностью сценического рисунка, чувством меры и чувством вкуса, при всем соблазне жанра трагифарса окунуться в фантасмагорию, в театр абсурда, открытого гротеска, но этого не происходит. К чести авторов, они счастливо избежали коварства трагифарса, создав до боли актуальный театральный шедевр.

За трансформацией действий, за феерией костюмов героев, их масок-лиц, за всей их эксцентрикой, балансирующей порой на грани фола, зрители узнавали в героях себя, своих близких, друзей, знакомых на различных этапах жизни: в зрелой юности, в бальзаковском и, наконец, в преклонном возрасте, когда «отцвели уж давно хризантемы в саду»…

История двух одиночеств, которые прячут за смешными, сказочными, волшебными масками, подчас
несуразными комическими костюмами свои истинные лица, свои испепеленные чувства, свою невысказанную боль, власть памяти и непомерный груз пережитых несчастий и горестей, потерь и разочарований бередит душу, будоражит воображение, воскрешает историческую и личную память, заставляет задуматься и ретроспективно проанализировать свои жизни. 

Это ли не максимальный эффект от такого шедевра Мельпомены? Это ли не безоговорочная и безусловная его победа? Не в этом ли сокрыта сама суть служения искусству театра?

Кажется, что невозможно представить более тотально противоположных друг друга людей – «дуэлянтов», одной из которых «ещё нет восьмидесяти», а другому «уже за шестьдесят», которые, казалось бы, априори обречены на непонимание, неприятие один одного. Но оттого и уникален их союз, постигшее их величайшее чувство осознания причастности, привязанности, привлекательности одного другому. Наедине друг с другом они позволили себе редчайшую роскошь: быть самим собой и принять друг друга такими, как они есть на самом деле.

Им есть о чем поговорить. У них выявилось столько общего.
Им есть чем заняться, как и чем наполнить свои жизни…
Они оказались так нужны, до слез и до мурашек, необходимы друг другу. Быть, а не казаться! И в этом их общая победа над суетой, над старостью, над ейджизмом, над живучими веками в нашем сознании стереотипами.

Народный артист России Дмитрий Назаров и заслуженная артистка России Ольга Васильева безо всякого сомнения сделали это театральное творение, высшим образчиком эстетического вкуса и театрального мастерства.

Оба артиста на сцене настолько  органичны, естественны, изысканны, утонченны, мотивируют зрителей на интригующее развитие действа, держат в напряжении, в предвкушении чуда. Актеры творят на сцене легко, изящно, экзотично, словно, играючи, получая истинное наслаждение и неподдельную радость от происходящего.

Их герои перешли в ту фазу жизни, которую именуют завершающим аккордом.  И вдруг, как раскат вселенского грома, из едва тлеющих воскресают чувства, когда хочется танцевать до упаду, петь во всю ивановскую, смеяться невпопад, когда готов рукой дотянуться до неба…

Что это? Это иллюзии моего старческого сознания? Или это катарсис, второе рождение моей заплаканной души и ветхого дряблого тела?

А вы знаете, что это за жизнь, когда вам шестьдесят лет? Это самая лучшая часть жизни – это её дессерт! А как известно, напоследок, на дессерт преподносят самое лучшее, светлое, славное, милое, чудесное…

Значит будем жить и наслаждаться жизнью, исключительной и неповторимой в каждом её проявлении, в каждом её мгновении!

Жанетта Роджерс 

Спектакль “Черт знает что”

31 октября в 8 вечера
MATCH – Midtown Arts and Theater Center Houston located at 3400 Main St, Houston, TX 77002
Билеты: ourtx.org

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*