Имя Картье известно всему миру наравне с именем Фаберже, а, может быть, фирма Картье и более известна, поскольку компания Фаберже работала в России, и изделия ее предназначались в основном для царей, вельмож и богатых людей именно России, а Картье создавали свои изделия для королевских семей и нуворишей всего мира.
Французская ювелирная фирма, основанная в 1847 в Париже ювелиром Луи Франсуа Картье (1819-1904), достигла расцвета в начале 20-го века при потомке основателя Пьере Картье. Обладая великолепным вкусом, удивительным видением, смело вводя новые материалы, внося в свои работы элементы индийского, египетского, китайского, японского искусства, Пьер Картье создает изделия, отмеченные изяществом и строгой элегантностью форм и декора.
Чего они только не делали – часы и диадемы, броши и ожерелья, кольца и браслеты, портсигары и женские сумочки… Ювелирные изделия, изготовленные фирмой, носили королевы и махараджи, примадонны и просто очень богатые женщины. Иметь изделие от Картье было признаком настоящего богатства и преуспевания.
С работой фирмы Картье связано творчество выдающегося дизайнера Шарля Жако и часовщика Мориса Куэ. Многие произведения фирмы хранятся в крупнейших художественных музеях мира.
В 1983 году фирма Картье организовала свой музей. Экспонаты для него покупались и покупаются у частных лиц и на аукционах. В настоящее время коллекция насчитывает 1250 произведений, большую часть времени хранящихся в швейцарских банках.
Привезенная к нам выставка уникальна.
Во-первых, Хьюстон – единственный город в Америке, где ее можно увидеть – и то всего несколько месяцев. До этого выставка побывала в Берлине, Милане и Киото. И все. Сразу после закрытия Хьюстонской экспозиции все экспонаты вернутся на свои места в швейцарские банки.
Во-вторых, это – не просто выставка работ Картье, а собрание работ, отобранных одним из ведущих архитекторов мира, выдающимся итальянским архитектором, дизайнером, мастером графического дизайна и корпоративного имиджа, Этторе Сотсасом (Ettore Sottsass).
При этом Этторе Сотсас не просто отобрал произведения для выставки, он эту выставку создал, сконструировал, смоделировал. В этой работе в полной мере проявился его талант, сила и смелость дизайнерского решения. Главный принцип дизайнерской работы Сотсаса по его собственным словам: “Дизайн имеет дело не с функцией и рациональностью вещи, а со средой, с культурной атмосферой, в которую погружен объект”. Тяготеющему к геометрическим формам Сотсесу близко лелеемое издревле в Японии отношение к красоте, как к проявлению высшего в мироздании, а к созданию красоты – как к творению добра, приближающего человека к этому высшему.
Войдя на выставку, прежде всего попадаешь в царство портретов. Здесь фотокопии произведений из коллекции самого Картье, собиравшего портреты с национальными украшениями, перемежаются с фотографиями членов королевских семей разных стран, знаменитых актрис, законодательниц мод, в наряде которых не последнее место занимают изготовленные Картье украшения.
Каждая отобранная работа – удивительна, уникальна, неповторима. И чтобы подчеркнуть эту ее уникальность, Сотсас создает специальные витрины-стенды, с таким освещением, чтобы наиболее выигрышным образом показать нам выставленное изделие.
Все украшения, выполненные Картье, рассчитаны на динамику игры, на переливы света во время движения. «На выставке можно представить только статику, поэтому я старался подобрать освещение так, чтобы максимальным образом подчеркнуть красоту и особую прелесть украшений», – говорит Сотсас.
Но не только освещением и положением украшений в витринах подчеркивает Сотсас уникальность изделий. Он расположил эти витрины так, что одновременно видишь одну, иногда пару витрин. Взгляд не отвлекается, внимание не рассеивается, оно все сосредоточено на каждом отдельном экспонате или группе, представленной в витрине.
Витрины с изделиями перемежаются увеличенными фотографиями выполненных Картье рисунков, рабочих чертежей украшений. Сотсас хотел подчеркнуть, как непроста работа настоящего мастера ювелирных дел, как много сил и времени уделяется разработке, дизайну украшений, как детально прорабатываются все элементы, все соединения на бумаге прежде, чем дело доходит до изготовления.
И еще Сотсас хотел показать нам, каким новатором был Картье, как не боялся он использовать новые необычные материалы в своих работах. Ведь это он первым стал использовать платину в ювелирных украшениях, показывая красоту белого на белом, это он много работал в стиле ар деко, вводя четкие геометрические фигуры в свои произведения. Это он создал совершенно уникальную диадему, расположив драгоценные камни на черненой стали. Это он придумал соединить в одном изделии горный хрусталь и бриллианты, чем добился особого сияния бриллиантов. В работах Картье драгоценные камни соседствуют с эмалями, кораллами, полудрагоценными камнями, драгоценными и совсем недрагоценными металлами. И сочетание несочетаемого рождает новую неожиданную красоту.
Среди работ Картье, пользующихся большой популярностью, всегда были часы. И среди привезенной к нам коллекции часам уделено особое место. Прежде всего, это витрины – одна с мужскими, вторая с женскими наручными часами, глядя на которые, понимаешь, почему они так высоко ценились.
Правда, мне более интересны были часы настольные. Они все настолько разные, что просто поражаешься фантазии автора. Но их внешнее оформление – только один из поводов восхищения Мастерством.
В одной из первых витрин стоит пара часов, которые показывают не только время дня. Эти часы – одна из демонстраций сочетания выдумки и точного знания, умения использовать физические законы для создания уникальных изделий. Это – два примера гравитационных часов, циферблат с часовым механизмом которых медленно, но верно и точно под действием силы тяжести, почти уравновешенной силой трения, опускается вниз по стойке ровно за неделю.
Еще несколько из представленных в коллекции часов хранят секрет мастера, умудрившегося в кажущемся прозрачным кристалле спрятать часовой механизм так, что стрелки кажутся парящими в пространстве, ничем не поддерживаемые, непонятно какой силой приводимые в движение. И этот секрет мастера до сих пор так и не разгадан, до сих пор часовых дел мастера ломают голову над тем, как он это делал.
Но вернемся к украшениям. Их описывать, о них рассказывать можно часами. Ведь у каждого из выставленных изделий своя удивительная и неповторимая история.
Великая актриса Глория Свансон, имя которой стало синонимом элегантности и богатства, так любила свои браслеты, созданные из горного хрусталя и бриллиантов, что снималась в них в фильмах “Perfect Understanding” (1933 г.) и “Sunset Boulevard” (1950 г.).
Знаменитое ожерелье “Bib necklace” было создано для женщины, ради которой король Эдуард VIII отказался от престола. Ей же принадлежала брошь “Pantere”, олицетворяющая ее очаровывающий всех магнетизм.
А не менее знаменитое ожерелье “Tutti Frutti” принадлежало Дейзи Феллоуз, наследнице состояния Зингеров. Оно было выполнено из привезенных Дейзи из Индии драгоценных камней – рубинов, сапфиров и изумрудов. Правда, тогда оно было сильно длиннее – после смерти Дейзи ее дочь обратилась к Картье с просьбой укоротить ожерелье.
Выполненное из желтых бриллиантов и изумрудов ожерелье “Crocodile” принадлежало мексиканской актрисе Марии Феликс. Его можно разобрать и носить каждого из крокодилов по отдельности как брошь или как заколку для волос.
Создавая свои работы, Картье всегда имел перед глазами заказчика, того, для кого эта работа предназначалась. В витрине портсигаров один сразу бросается в глаза, так не похож он на все остальные, выполненные в строгой, лаконичной манере. Оказывается он был изготовлен для композитора Бадди Да Сильва, писавшего музыку для комедийных представлений. Среди всего прочего на портсигаре – страница из “Variety” и два яйца, представляющие его хит “Sunny Side Up”.
Выставка в Хьюстоне не является простым повторением Берлинской, Миланской и Киотской. Только в Хьюстоне представлены выполненные Сотсасом фотографии, в которых он дает нам собственное видение сочетания красоты человека, подчеркиваемой и подчеркивающей красоту ювелирных изделий. Только в Музее Изящных Искусств Хьюстона можно увидеть фильм, в котором Сотсас рассказывает о своем видении коллекции, о принципах, которые он использовал при отборе экспонатов.
А заканчивается выставка работами самого Сотсаса, принадлежащими нашему музею.
Выставка продлится до 27 марта будущего года. Отдельной платы за вход на нее не берут. Дополнительная плата – только за радиоэкскурсию (порядка 4 долларов).