К ВАМ ЕДЕТ МАМОНОВ

Юля Вайнер

Скучно порой жить в Хьюстоне, господа! Грешным делом нет-нет да и подумаешь, а не сменить ли место жительства, не переехать ли в Нью-Йорк, где жизнь культурная кипучая и ощущение, что из России никуда не уезжал. И вдруг звонок по телефону из Нью-Йорка:

«Юлька! К вам едет Мамонов!!!» – вот и нам счастье привалило!

Однако к превеликому моему изумлению, оказалось, что в городе Хьюстоне мало кому известно имя Петра Мамонова, а среди тех, кому оно известно, мало кто знаком с его творчеством. Такая неинформированность показалась мне по меньшей мере странной.

Тем, кто любит современную поэзию, могло встречаться имя Петра Мамонтова – переводчика современных норвежских поэтов – это Петя Мамонов.

Те, кто любит «КИНО», должны помнить долговязого наркодиллера в фильме «ИГЛА». Это Петя Мамонов.

Те, кто любит отечественное кино, не могли не видеть фильм Павла Лунгина «Такси-блюз», где в главной роли – лихой бесшабашный саксофонист – это тоже Петя Мамонов.

Помимо этого он снимался в немалом количестве фильмов и в двух недавних, еще не вышедших в прокат, но уже сильно нашумевших: «Пыль» Сергея Лобана и «Остров» Лунгина.

Последний фильм, «Остров», где Мамонов сыграл главную роль, старца Анатолия,образ которого близок нынешним Петиным умонастроениям, был удостоен миссии закрывать Венецианский кинофестиваль 2006 года.

“Когда я только прочитал сценарий,- говорит Павел Лунгин в интервью для “Новых Известий”, – я понял, что это играть должен либо Петя Мамонов, либо никто. Это вообще его природа – человек юродивый, человек театральный, человек страдающий”.

Петр Мамонов – типичный представитель «поколения дворников и сторожей», чья трудовая книжка украшена стандартным набором профессий: банщик, лифтер, наборщик в типографии, заведующий отделом писем в журнале «Пионер». Но знаменит он, разумеется, не этим.

Мамонов – основатель группы «Звуки МУ», которая по стилю текстов и звучания была столь же непохожа на остальные рок-группы 80-х годов, как если сравнить между собой поэзию ОБЕРИУТов и гражданскую лирику советских поэтов. Русская народная галлюцинация – так был поименован стиль группы.

Выполнив свою миссию, «Звуки МУ» распались в 1990. Группы больше нет, но Мамонов есть и есть его моноспектакли, которые, как и прежде, сильно усложняют жизнь музыкальных и театральных критиков тем, что не желают вписываться в какой-либо привычный формат и увязать их с тем или иным жанром невозможно.

“Что это вы так на сцене? Это что, пародия или гротеск?” – донимали Мамонова журналисты еще во времена андеграунда.

«А ничего это! – отвечал Петя. – Это я сам такой! Не актер, не поэт, не музыкант, а просто человек».

Так что хотите познакомиться с просто человеком, приходите, глядишь, да удивит чем-нибудь неожиданно. Простые люди бывают очень непростыми.

А если вы меня лично спросите: Юля Вайнер, что в имени тебе «Петр Мамонов», я вам честно отвечу, что Петя Мамонов для России, как Антонен Арто и все сюрреалисты иже с ним для Франции, как «Черный квадрат» Малевича для современного искусства.

Таково мое искреннее и неподкупное мнение.