АЙБОЛИТ XXI ВЕКА

Т. Шерман

Ассоциация с доктором Айболитом возникла у меня с самого начала нашего разговора с доктором Михаилом Фукшанским не случайно, ведь он специалист по борьбе с болью.

Надо сказать, что противоболевая терапия – одно из новых направлений медицины. Оно возникло на стыке нейрохирургии, неврологии, анестезиологии, ортопедии и онкологии. Началось все с идеи применить методы, используемые для обезболивания во время операций, для помощи тем, кто страдает от хронических болей. Кстати, один из двух основоположников этого направления медицины, врач-анестезиолог Притви Радж (Prithvi Raj) работает в техасском городе Лаббок, а второй, тоже анестезиолог – доктор Стивен Уолдмен (Steven D. Waldman) – в Канзас-Сити.

В настоящее время в США практикует всего около 3 тысяч врачей, сертифицированных в области противоболевой медицины, и Михаил Фукшанский – один из них. Несмотря на свой достаточно юный возраст, доктор Фукшанский – опытный специалист, имеющий не только хорошее образование, но и большой опыт работы в области реабилитационной и противоболевой медицины. Закончив стажировку в госпитале Saint Vincent’s Hospital and Medical Center в Нью-Йорке, он поступил в ординатуру хьюстонского Онкологического центра M.D.Anderson по специальности противоболевая терапия. Он соавтор нескольких серьезных публикаций о методах противоболевой медицины, в том числе написал главу во втором выпуске одного из основных учебников для студентов медицинских институтов.

Закончив ординатуру, Михаил проработал в Центре 2 года, занимаясь помощью онкологическим больным, после чего решил применить свой опыт для избавления от боли более широкого круга пациентов и открыл собственную практику.

– Скажите, пожалуйста, что Вы лечите – боль или ее причину?

– Наша основная задача – избавить людей от боли. Часто это случаи, когда убрать причину боли невозможно. Например, если после операции на позвоночнике образовался рубец, новая операция по иссечению рубца редко бывает успешной из-за высокой вероятности образования нового рубца. Сейчас многие ортопеды в этом случае направляют людей к нам. Мы снимаем боль, даем человеку возможность нормально жить и работать.

– А Вы не считаете, что боль нужна нам для того, чтобы оберегать больное место, щадить себя? Не может ли избавление от боли привести к ухудшению заболевания?

– Это зависит от того, в чем причина боли. В приведенном ранее примере рубец образовался. Чем больше человек двигается, тем меньше вероятность, что его состояние будет ухудшаться. Поэтому избавление от боли в этом случае – сплошной плюс.

Точно также обстоит дело при грыже позвоночника. Она образуется из-за трещины фиброзного кольца межпозвоночного диска. И выдавившееся через трещину студенистое ядро, и воспаление вокруг приводят к сдавливанию нерва. Отсюда боль в спине и ноге, онемение ноги. Если такой пациент приходит к нам, мы можем не просто снять боль, мы можем точно выяснить, связана ли эта боль именно с этим местом и этим процессом. То есть мы избавляем от боли и одновременно ставим диагноз.

Если человек, испытывающий острую боль, много лежит и мало двигается, начинают ослабляться все мускулы, в том числе те, которые поддерживают позвоночник. Это может привести к более серьезным проблемам. Избавление от боли позволяет человеку вести активный образ жизни, мышцы не слабеют. А организм сам борется с грыжей и залечивает диск. Избавление от боли позволяет вылечиться без операции.

– Каким методом Вы пользуетесь в этом случае?

– Мы используем эпидуральный метод, широко применяемый в современной анестезиологии. Начинался этот метод лечения с эпидуральной блокады. Мы под рентгеном вводим иглу с анестезирующим веществом и стероидным препаратом. Анестезирующее вещество снимает боль сразу, а стероид действует в течение длительного времени – нескольких месяцев.

– Вы упомянули, что проводимое Вами противоболевое лечение может предотвратить операцию?

– Безусловно. Я вообще считаю, что операцию надо делать только тогда, когда без нее нельзя обойтись. Во всех остальных случаях лучше пользоваться альтернативными методами лечения.

– Какие боли Вы лечите?

– Прежде всего, связанные с различными повреждениями или болезнями позвоночника. Обращаются к нам и с мышечной болью, и с болью, связанной с проблемами периферической нервной системы.

– Где проходит лечение?

– Все зависит от того, по какому поводу ко мне обратились. Если речь идет о мышечной боли, то необходимые инъекции я делаю прямо в своем поликлиническом отделении. В случае необходимости я могу выписать рецепт на приобретение специального аппарата для лечения мышц, направить на физио- или иглотерапию. Более сложное, в том числе эпидуральное лечение, я провожу в различных госпиталях. Чаще всего пользуюсь Foundation Surgical Hospital, Twelve Oaks Medical Center и Palladium for Surgery – небольшими госпиталями, в которых оборудованы удобные операционные для малоинвазивных процедур.

– Какое специальное оборудование нужно для эпидуральной терапии?

– Для успешного проведения процедуры необходим контроль за движением иглы и ее местоположением. Во время процедуры пациентам наряду с лекарствами вводится рентгеноконтрастное вещество, позволяющее следить за их распространением. Думаю, что скоро мы начнем пользоваться аппаратами MRI (по-русски – ЯМР, ядерный магнитный резонанс), и СТ (КТ – компьютерная томография).

– Используете ли Вы анестезию во время этой процедуры?

– Как правило, да. Тогда со мной работает анестезиолог, который внимательно следит за состоянием пациента, так что я могу спокойно заниматься своим делом. В принципе, можно работать и под местной анестезией, так что если пациент плохо переносит или если ему противопоказан наркоз, без него можно обойтись.

Анестезия не применяется в тех случаях, когда процедура проводится с диагностической целью, когда по реакции пациента я определяю место введения анестезиологического вещества, которое снимает боль. Я также стараюсь не применять общий наркоз при работе в верхнем отделе позвоночника. Мне необходимо видеть, что происходит, не только рентгенографически, но и по реакции пациента.

– Сколько времени пациент проводит в госпитале?

– Это амбулаторное лечение. Сама процедура занимает минут тридцать. После нее мы оставляем пациента в клинике еще на полчаса-час, после чего спокойно отпускаем домой.

– В каких еще случаях болей в позвоночнике Вы можете помочь?

– Наши методы очень эффективны для снятия болей и лечения трещин позвонков, а также разрушений позвоночника, вызванных старением и такими злокачественными заболеваниями, как миелома.

– Какой метод лечения используется в этом случае?

– Мы используем методы вертебро- и кифопластии. В поврежденный позвонок вводится специальный состав на основе цемента с клеем. Он прочно скрепляет поврежденные части позвонка.

– А это не мешает естественному заживлению?

– Наоборот, помогает. Цементирующий состав не препятствует восстановлению костной ткани. Сразу после процедуры части позвонка перестают двигаться относительно друг друга. Одно это способствует более быстрому излечению. Более того, поскольку позвонок ведет себя, как здоровый, человек ведет активный образ жизни, что также способствует заживлению.

Очень эффективно используется цементирующий состав в случае старения позвоночника и при сколиозе. Эти заболевания связаны с компрессией передней части позвонков верхней части позвоночника и приводят к тому, что люди, особенно пожилые, начинают горбиться. Используемая нами методика лечения позволяет восстановить естественную форму позвонков.

– Вы упоминали о повреждениях нервов. Как Вы можете помочь в этом случае?

– Бывают очень разные неврологические боли. Если поврежден крупный нерв, идущий внутри позвоночника, в это место имплантируется стимулятор, позволяющий устранить боль раз и навсегда. Процедура эта сродни эпидуральной терапии и проводится в госпитале.

Если боль вызвана повреждением мелкого нерва, используется метод радиочастотного разрушения небольшого его участка. Однако, как известно, здоровые ткани обладают способностью к регенерации, то есть восстановлению. Разрушенный радиочастотным излучением нерв обычно регенерирует за год. При возвращении боли процедуру приходится повторять. Но это простая процедура, которую я могу проводить прямо в поликлинике.

– Вы сказали, что врачи направляют к Вам пациентов, когда операция не помогла избавить пациента от боли в спине. А в других случаях они пользуются Вашей помощью?

– Все чаще и чаще врачи-ортопеды посылают к нам пациентов при острой боли, а также для диагностического обследования в случаях, когда MRI и рентгеноскопия не позволили точно установить локализацию боли. Мы используем методы провокативной стимуляции, дифференциального блокирования. Вводя анестезиологическое вещество в точно определенное место, мы можем определить, где лежит первопричина боли, в костной ткани, в диске или в нерве, а значит, помочь поставить диагноз.

Врачи-ортопеды хорошо знают о наших методах и возможностях. Следующий этап – просвещение врачей-терапевтов, которые пока отправляют пациентов прямо к хирургам. На самом деле, гораздо лучше сначала обращаться к нам. Это, как я уже говорил, может во многих случаях помочь справиться с заболеванием без операции.

– Как часто Вы направляете пациентов к другим врачам или на другие процедуры.

– Я очень широко использую комплексное лечение, включающее физиотерапию. Ведь разработаны замечательные комплексы упражнений и физиотерапевтических процедур для лечения, скажем, грыжи позвоночника. Я составляю детальный план лечения, делаю необходимые инъекции (наиболее эффективна серия из трех инъекций в течение двух-трех недель), а физиотерапевтическое лечение проводят соответствующие специалисты.

Я ни в коем случае не пытаюсь лечить пациентов, если вижу, что нужна операция. Тогда я направляю их к хирургу-ортопеду.

– Давайте подведем итог. С какими болями к Вам нужно обращаться и при каких заболеваниях Вы можете помочь?

– Я работаю со следующими заболеваниями:

  • боли в спине и шее, обусловленные остеохондрозом, полирадикулоневритом, полирадикулопатией, полиневритом и полиневропатией;
  • грыжи межпозвонковых дисков;
  • головная боль затылочной локализации, связанная с компрессией затылочного нерва;
  • боли в спине и конечностях, обусловленные неудачными операциями на позвоночнике;
  • боли, связанные с рефлекторной симпатической дистрофией;
  • боли, обусловленные постгерпетической невралгией.

– И последний вопрос – покрывается ли Ваше лечение медицинской страховкой.

– Все основные страховые компании, в том числе такие компании, как Medicare и Medicaid покрывают наше лечение также, как и у других специалистов.