К ВОПРОСУ О ТОМ, ПОЧЕМУ У НАС НЕТ “КОМЬЮНИТИ”

Таня Л. Гольдина

В ответ на статью, напечатанную в номере 73 «ПОЧЕМУ У НАС НЕТ «КОМЬЮНИТИ»

Статья кандидата филологических наук Г. Маклаковой и журналистки А. Кавториной, опубликованная в 73-м номере газеты, прежде всего удивляет, во-первых, обилием английских слов, написанных русскими буквами, а, во вторых, уникальным неуважительным отношением к читателям.

Статья написана в лучших традициях советской коммунистической журналистики, начало которой положено великим основателем всего того, что приходится сейчас в России расхлебывать, Владимиром Ильичем Лениным, – всех обругать, смешать с грязью и не предложить никаких конкретных решений. А основная ее мысль уже давно была высказана гораздо более привлекательным образом в известном мультфильме про кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно”.

Ругаться и оскорблять всех направо и налево очень легко. А вот как насчет конкретных идей? У кого из вас, авторов письма или ваших близких, есть время и силы на то, чтобы все это организовать и, прежде всего, найти на это деньги? Что-то не прозвучало в статье предложение обращаться к вам тем, кто хотел бы и мог бы чем-то помочь. Для меня, как читателя, ваш призыв прозвучал так: “Ну, может, найдется среди вас, сволочей, кто-то, кто бы все это сделал и нам на блюдечке с голубой каемочкой предложил. А мы бы посмотрели, годится это нам или нет.”

Прежде всего, надо заметить уважаемым авторам, что клуб русский в Хьюстоне существовал, и не один год. Держался он на голом энтузиазме небольшой группы людей, а вдохновителем его был Алекс Коган. Вот только возможности человеческие ограничены. Очень многие здесь работают столько, что и на собственный дом времени не хватает, и живут так, что концы с концами с трудом сводятся. Когда у основных энтузиастов стало другой работы под завязку, оказалось, что все на их энтузиазме и держалось.

Но никакое начинание, даже самое доброе и замечательное, не может долго жить на энтузиазме. Все должно быть рентабельным, то есть приносить доход. Для того, чтобы что-то начало работать, одного желания мало. Для организации Общества, также как и для организации любого дела, или бизнеса (вам, как специалистам русского языка, последнее слово должно больше нравиться), нужно иметь начальный капитал и четкую программу работы, в процессе которой этот капитал будет расти. Тех, кто стоит с протянутой рукой и требует помощи от добрых людей, всегда хватает. Слава Б-гу, в этой стране экономика и налогообложение устроены таким образом, что попечительство и меценатство, спонсорство одним словом, выгодно не только тем, кому дают, но и тем, кто дает.

Уважаемым авторам статьи удалось не заметить ту работу, которая уже сейчас ведется в городе, и на основе которой может образоваться то Общество, за которое они, не стесняясь выражений, так ратуют. Это, во-первых, русские продовольственные магазины, во-вторых, русский книжный магазин, в-третьих, музыкально-танцевальный коллектив, в-четвертых, субботняя русская школа, в- пятых, та самая газета, в которой опубликована ваша статья… Совсем недавно этого всего не было.

А еще у нас, в Хьюстоне, к вашему сведению, есть общество с громким названием “American – Russian Cultural Society”. Держится оно на энтузиазме владельцев продуктовой лавки “Russian General Store”, которым и своих забот через край. Членство в Обществе стоит всего 15 долларов в год. У общества имеется небольшая книжная библиотека и неплохой выбор как детских, так и взрослых фильмов на русском языке, причем фильмотека достаточно регулярно пополняется. Именно благодаря этому обществу мы имели возможность послушать Жванецкого и Юрского, Смехова и Никитиных, Губермана и Муху, Егорова и Долину, Камбурову и Городницкого…

Забываете вы и о том, что основное русскоязычное население Хьюстона, как и других городов Америки, составляют “люди еврейской национальности”. Им на первых порах помогали Еврейские организации. И те из них, кто помнит добро и может пожертвовать средства или время на помощь следующим иммигрантам, именно туда это все и отдают. Именно в этом коренное отличие русских иммигрантов от китайских, которых вы нам ставите в пример. Оглянитесь, и вы увидите, что Еврейские организации в Америке существуют не хуже, чем китайские, и не хуже них помогают и обучают своих соплеменников. Просто русские там “одни из”, а не все поголовно, и учат там поэтому ивриту, а не русскому языку.

Мне довелось много слышать нареканий на помощь Еврейских организаций. Но все это – брюзжание Фомы, добра не помнящего. Ведь никто нас сюда не звал, сами приехали. Никто нам ничего делать не обязан, а делает, и немало – и квартиру первые несколько месяцев оплачивают, и мебелишку какую-никакую организуют, и медицинскую страховку на первый год дают, и курсы языка английского бесплатные обеспечивают, детишек в школу частную бесплатно принимают, даже работу пытаются помочь найти, пусть неквалифицированную, но ведь и такую без языка и рекомендаций не каждый сам найдет.

Кстати, в Еврейских организациях многих городов Америки есть русские отделения, в которых работают русские иммигранты. Они помогают вновь приезжающим освоиться в новых условиях.

Когда говоришь с коренными американцами “за жизнь”, то, к удивлению своему обнаружишь, что чуть не четверть из них имеет бабушек – дедушек, приехавших сюда из России, Украины, Польши. Это потомки тех, кто бежал сюда от погромов, потеряв родных и близких, наследники тех, кого выселяли с родных мест. Многие из них такого натерпелись и столько пережили, что даже звучание русского языка доставляло им боль. А как сюда ехали в 70-е и 80-е годы! Через какие унижения и лишения проходили эти люди! И воспоминания обо всем, что пришлось пережить и вытерпеть, связаны, в том числе, и с русским языком, и с теми, кто на этом языке изъясняется. Поэтому не удивительно, что во многих семьях детей не учат тому языку, на котором унижали и предавали их родителей.

Пройдя через предательство, доносы, оскорбления со стороны близких и друзей, трудно поверить и довериться тем, с кем не так давно знаком. Вот и не возникало у многих российских иммигрантов желания встречаться со своими соплеменниками. Наоборот, старались как можно быстрее войти в эту новую жизнь, освоить язык, обычаи гостеприимной страны.

Сейчас переезд в Америку на жительство не связан с тяжелыми воспоминаниями. Россияне все чаще и чаще приезжают сюда для лучшей жизни, для возможности заниматься любимым делом, а не для того, чтобы остаться в живых и спасти детей. И никто в России не устраивает обструкции тем, кто уезжает для поиска хорошей жизни. А, значит, Россия вспоминается уже добром. Тем более, что о плохом, если оно хоть как-то выносимо, человеку свойственно забывать. Да и друзья там остались, не предавшие.

Отсутствие опыта неверной дружбы предрасполагает к поиску новых друзей, а отсутствие тяжелых воспоминаний не вызывает стремления отринуть все, что связано с Россией, и целиком окунуться в новую жизнь. Именно это и является той почвой, на которой начинают всходить ростки русских организаций и обществ. Не случайно, что за последние 10 лет сделано в этом отношении больше, чем за 100 предыдущих.

И не случайно появление вашей статьи. Она как раз и выражает это возникшее у русскоязычного населения желание сохранить то доброе, что было в их жизни, и передать это своим детям. Вот только обращаться надо к людям с добрым словом, а не с оскорблениями. И с идеями, куда и как приложить силы, а не просто с криками и размахиваниями руками.