ПРОГУЛКИ ПО ПИТЕРУ

Клементий Берман

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ

К 300-летию Санкт-Петербурга

Самая первая улица Санкт-Петербурга, до сих пор остающаяся главной, центральной улицей города, – это Невский проспект. А начиналась она с просеки, прорубленной в низкорослом, заболоченном лесу.

Да и весь город строился на болоте, где кроме чахлой растительности, комаров, и самого болота ничего не было. Все приходилось привозить из глубины России по Новгородскому тракту. Вот к этому тракту строители Адмиралтейства прорубили в лесу просеку. А с другой стороны, к этому тракту прорубили просеку строители Александро-Невского монастыря, который впоследствии стал называться Александро-Невской лаврой. Обе просеки сошлись в том месте, где сейчас находится площадь Восстания. Впоследствии просеки превратились в дорогу, которую назвали Большой Першпективной дорогой.

В 40-е годы XVIII века дорогу стали именовать Невским прошпектом по имени Александро-Невской лавры. Однако в то время проспект еще не выглядел так, как должна выглядеть главная улица города. Ему не хватало завершенности, цельности. Наряду с дворцами, большими каменными усадьбами на нем оставались деревянные домишки, целые кварталы занимали огороды, пустыри. У Адмиралтейства, в самом начале Невского, был большой луг, на котором паслись царские коровы – стада дворцового ведомства. Известен указ императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, запрещающий жителям главной улицы её столицы развешивать белье для просушки.

Только во второй половине XVIII века усиленно застраивающийся проспект, протянувшийся более чем на 4 километра – от золотого шпиля Адмиралтейства и Александрийского столба на Дворцовой площади до Александро-Невской лавры, действительно становится главной улицей северной столицы.

Невский проспект всегда был средоточием культурной, общественной, политической жизни города. На самом проспекте или вблизи него расположены музеи, театры, библиотеки, концертные залы, кафе и рестораны. Проспект хранит память о выдающихся писателях, ученых, музыкантах, художниках, артистах, политических и общественных деятелях, которые там жили или работали. На нем происходило много важнейших исторических, политических, общественных событий, часто имевших судьбоносное значение для России.

Невский проспект отличается богатством, красотой и разнообразием стилей архитектурных сооружений, но вместе с тем он сохраняет единство художественного облика. Ряды домов и ансамблей прерываются скверами и просторными площадями, украшенными монументальными памятниками; его пересекают реки с гранитными набережными и мостами с уникальной скульптурой и чугунным кружевом оград. Словом, как восклицал Гоголь: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге! Для него он составляет все!»

Познакомившись с Московским вокзалом и площадью Восстания, мы продолжим наше знакомство с городом, направляясь по Невскому проспекту к Дворцовой площади. Почти каждый дом на проспекте представляет архитектурную или историческую ценность, замечателен происходившими в нем событиями или людьми, которые там жили. Мы, к сожалению, не сможем остановиться у каждого дома, поскольку это уже будет не рассказ для газеты, а целая книга.

Немного отойдя от площади Восстания, обратим внимание на 5-этажное здание под номером 77. Этот дом связан с именем Достоевского. Дело в том, что в XIX веке здесь располагался довольно реакционный журнал православно-монархического толка «Голос». Пытаясь поднять популярность и авторитет журнала, его издатели в 1871 году привлекли к сотрудничеству Достоевского, который, став редактором журнала, получал немалую, по тем временам, сумму – 3 тысячи рублей в год. Однако взгляды Достоевского, по-видимому, отличались от общего направления журнала, так что Цензурный комитет подал на него в суд.

В советское время этот дом упоминался во всех путеводителях в связи с именем В.И. Ленина, который проводил в этом доме совещание с руководителями «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», социал-демократической организации, созданной им на базе разрозненных марксистских кружков в конце XIX века. Таким образом, в этом доме фактически зачиналась партия, которая более 70 лет управляла страной.

Пройдя вдоль проспекта следующие два дома, мы доходим до улицы Марата. Имя французского революционера XVIII века эта улица получила в советское время, до этого она называлась Николаевской.

Недалеко от угла, по левой стороне улицы Марата, выделяется большой дом с белыми колоннами. В этом доме жил Радищев, здесь он написал свою знаменитую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». Здесь же была небольшая типография, где он ее напечатал. Прочитав книгу, Екатерина II пришла в ужас. «Это бунтовщик хуже Пугачева» – воскликнула она. Тираж книги уничтожили, Радищева арестовали, судили и приговорили к смертной казни. Стремившаяся слыть в Европе просвещенной государыней, Екатерина заменила казнь на пожизненную ссылку в Сибирь, в Илимский острог. Через 6 лет Радищев был прощен и возвращен в столицу воцарившимся на троне после смерти императрицы Павлом I, который всю жизнь ненавидел свою мать и старался отменить все, что она делала.

В доме N№100 на Невском проспекте – 4-х этажном здании с полуколоннами, вынесенными на уровень 3 и 4 этажа, с явными элементами эклектики – жил выдающийся русский юрист, литератор и общественный деятель Анатолий Федорович Кони. Он был не только практиком, но и выдающимся ученым в области права, прекрасным литератором. В 1896 году он был избран почетным членом Академии наук как ученый-юрист, а через три года его вновь избрали почетным членом Академии наук, но уже по разряду изящной словесности. В истории Российской Академии наук это был единственный случай, когда один и тот же человек стал дважды почетным академиком. Кони был знаком с очень многими известными людьми своего времени, среди его друзей были Тургенев, Некрасов, Достоевский, Репин, Лев Толстой. Они неоднократно бывали в этом доме. Толстому Кони рассказал две истории из своей судебной практики, которые впоследствии перо великого писателя превратило в роман “Воскресенье” и пьесу “Живой труп”.

В четырехэтажном угловом здании под N№71 расположен вестибюль станции метро «Маяковская», большой ресторан “Невский”. В архитектурном отношении здание особого интереса не представляет, как, впрочем, многие дома в этой части проспекта. Строительство здесь велось уже во второй половине XIX века; строили уже не пышные частные дворцы, а доходные дома. Соображения экономики сводили декор фасадов к минимуму. В этом доме 26 лет прожил известный писатель-историк Г.П.Данилевский. Здесь им написаны романы “Княжна Тараканова”, “Сожженная Москва”, “Мирович” и др.

Вообще писатели любили селиться на Невском проспекте в самой гуще бурлящей петербургской жизни. Так в доме N№67 в начале ХХ века поселился А.И.Куприн. Двумя домами дальше по Невскому – N№63, жил Н.С.Лесков, а в доме N№51 – И.А.Гончаров, работавший в это время над романом “Обломов”.

Продолжая нашу прогулку по Невскому проспекту, мы пройдем мимо домов N№90 и N№92. Когда-то это был один дом, соединенный флигелем. Потом флигель разобрали, а дома перестроили. В 1811 году здесь жил выдающийся русский полководец, талантливый военачальник генерал П.И. Багратион, правая рука Кутузова в борьбе с армией Наполеона в 1812 году. В России, в память о выдающихся военных заслугах полководца, его фамилию еще долго произносили на особый манер – Бог-Рати-Он.

В этом же доме лет через 20 поселился Фаддей Венедиктович Булгарин, известный, в основном, потому, что он был идейным и литературным противником Пушкина, на которого поэт написал несколько эпиграмм. Весьма посредственного писателя и журналиста вряд ли стоило бы вспоминать, если бы он не установил своеобразный рекорд: о нем было написано намного больше колких и едких эпиграмм, чем на любого другого писателя или общественного деятеля России.

И перед тем, как мы распрощаемся с этими домами, стоит вспомнить, что в начале ХХ века здесь были меблированные комнаты “Сан-Ремо”, в одной из которых в 1905 году поселились вернувшиеся из первой эмиграции Ленин и Крупская. Проживали они здесь нелегально и вскоре были вынуждены срочно выехать, так как паспорт Крупской был подделан неумело, и её вызвали в полицию для объяснений.

Дом N№86 по Невскому проспекту – это высокое здание со стройным шестиколонным ионическим портиком, поднятым на уровень 3-го и 4-го этажей, с треугольным фронтоном представляет собой яркий образец архитектуры высокого классицизма (20-30-ые годы XVIII века, архитекторы М.Овсянников и Г.Фоссати).

Дом привлекает наше внимание не только своим классическим внешним видом. Здесь в XIX веке располагался один из самых аристократических клубов Петербурга – Английский клуб. В его больших парадных залах устраивали концерты, вечера, художественные выставки. В середине XIX столетия здесь нередко выступали Некрасов, Л.Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Майков, Полонский… В этих залах устраивали ежегодные выставки художники-передвижники, в том числе И.Репин, В.Суриков, И.Крамской, В.Перов, А.Саврасов. Представленная в марте 1881 года на 9-ой выставке передвижников картина тогда еще молодого и мало известного художника В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» была немедленно приобретена Павлом Третьяковым для своей галереи. На открывшейся через несколько лет в этих же залах 13-й выставке наряду с новыми работами Поленова, Шишкина, Маковского, Крамского, была представлена картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван». У дома собралась такая толпа желающих посетить выставку, что пришлось установить полицейский пост. А обер-прокурор Святейшего синода, известный ретроград и монархист К.П.Победоносцев, увидев картину, потребовал, чтобы ее немедленно сняли. На выставке ее все же оставили, но Его Императорское Величество «величайше повелеть соизволил, чтобы картина Репина “Иван Грозный” по закрытию выставки ни в Москве и нигде более и ни под каким предлогом не была выставляема для публики или распространяема каким-либо другим способом!» Однако пока бюрократическая машина скрипела перьями, выставка успела переехать в Москву, где картину купил Третьяков.

Этому зданию очень повезло. Мало того, что оно видело и принимало у себя выдающихся русских писателей, мало того, что оно связано с именами самых выдающихся художников России и их великими произведениями, оно еще связано с именами самых выдающихся русских композиторов. С 1865 по 1873 год здесь жил М.А.Балакирев, руководитель группы композиторов, которых В.Стасов назвал “Могучей кучкой”. Группа действительно была могучая. В нее, кроме Балакирева, входили М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи. Здесь произошла первая встреча П.И.Чайковского с членами “Могучей кучки”. Впоследствии, приезжая в Петербург, он непременно бывал на вечерах у Балакирева. В этом доме давали концерты известные музыканты, часто выступал выдающийся пианист Антон Рубинштейн.

Не случайно сейчас именно в этом доме размещается Дворец работников искусств им. К.С.Станиславского.

(Продолжение следует)