365 дней в США пролетели, как один. Ровно год назад мы всей семьей приземлились в международном аэропорту им. Дж.Буша в Хьюстоне, и это был теплый солнечный день. Особых иллюзий насчет жизни в новой стране у нас не было. Сорвались прямо перед выборами в России, поняв, что «ловить» в ближайшие годы нам будет нечего. Рассуждали просто: когда у тебя особо ничего нет, то какая разница, в какой стране у тебя «этого» нет?
Сейчас, конечно, смешно вспоминать, насколько растерянными мы были в первые дни. Мои американские друзья, хоть и помогли моментально организовать быт, все же с тревогой заглядывая нам в глаза, спрашивали: а не пожалеем ли мы, что приехали в Америку? Видимо только прожившие в России не один десяток лет могут понять, почему мы так любим свою страну, и от кого и чего вынуждены бежать из нее…
Как бы то ни было, уже на третий день мы жили в многоквартирном комплексе с бассейном, через 10 дней разъезжали на собственной машине, дети пошли в школу, а дочь – еще и в теннисную академию. Адвокат занялся нашими делами, а нам через пару месяцев стало скучно, хотелось работать. Помню, в магазине мы встретились с пожилой парой из России, разговорились, что, да как… Обсудили покупки, посмотрели машины друг друга. «А сколько лет вы уже здесь?» – спрашивают. «Да всего недели три», – говорю. Не поверили. Говорят, когда приехали в США 25 лет назад, почти год по углам мыкались.
Видимо, очень многое изменилось за четверть века. Да что там – за последние пять лет! И вот какие мысли в связи с этим появились:
– Стабильность и безопасность (особенно, детей!) – важнее всего в жизни, тут мы оказались правы. Когда дочь впервые пошла одна на встречу с новой подружкой в кафе через дорогу, признаться честно, я шел за ней. То, что тут дети часто самостоятельно возвращаются из школы, первое время шокировало. Конечно, это не значит, что дети теперь без контроля. Но то, что животный страх за них исчезает – факт!
– Езда по скоростному шоссе не всегда означает, что ты окажешься в нужной точке раньше. Оказывается, можно застрять так, что будешь ползти со всеми, без вариантов свернуть влево или вправо. В час пик смотрю навигатор, чаще по небольшим улочкам доедешь быстрее, чем по шоссе.
– Фигура приходит в порядок без всяких диет и качалок, если питаться нормальной здоровой едой. Не знаю, что за продукты были в России, но в США свой рацион мы не меняли: супчики, картошечка, сальце, овощи-фрукты… Готовим традиционно сами, кафе – на соревнованиях или по праздникам. Живот подтянулся, а бег и плаванье доделали свое дело. Двигаться стало легче. И жить, в принципе, тоже.
– Школа – это счастье для детей, потому что они чувствуют, что их там любят и готовы помогать во всем. Помню наши с женой слезы умиления, когда учительница прислала нам благодарность за то, что дети наши умные, усидчивые, веселые и общительные, делают успехи, а мы, вообще, гениальные родители, которые могут детьми гордиться. Раскрывая
конверт с письмом, я, признаться честно, ожидал, что с нас попросят деньги в фонд класса, «на шторы», или еще там на что-нибудь. Кстати, друзья в России до сих пор не могут поверить, что за год в школе с нас не взяли ни копейки. Пытаюсь убедить…
– Чем бы ты ни занимался, важно, когда твой труд необходим другим людям. Все, в общем-то, как в России, только в США за труд еще и платят, чаще всего, прилично. Я и сейчас толком не знаю, сколько за что платят в Хьюстоне, но то, что деньгами ни разу никто не обидел – объективная реальность. Пока не было разрешения на работу, и мы болтались непонятно в каком статусе, люди старались еще и сверху подкинуть несколько долларов. Очень благодарен всем, ваши доллары часто выручали нас в нелегкую минуту.
– Люди, в целом, разобщены, думается, во всем мире, но в случае чего тут они могут быстро собраться вместе. Конечно, мы готовились к отъезду. Жена просмотрела много видео, прочитала кучу публикаций в Интернете. Почти во всех вчерашние эмигранты говорили о готовности людей помогать новоприбывшим. Был уверен: пропаганда! И крайне удивился, когда впервые столкнулся с совершенно искренней помощью. И еще больше – когда впервые помог сам… Оказывается, мы думаем о себе хуже, чем мы есть на деле.
– Нас пугали с самых первых дней изнывающей жарой летом, и мы были несколько напряжены в связи с этим. В первый год катастрофы не случилось. Более того, семейство согласилось, что жить в жаре (куда мы и хотели уехать) лучше, чем в холоде (мы приехали из Екатеринбурга). Когда я как-то сказал местным, что декабрьская погода очень похожа на наш май, они посмотрели на меня, как на сказочника. А мы, похоже, еще не скоро тут отогреемся. По крайней мере, солнце может выглядывать зимой чаще.
– Американцы могут чудить на дорогах (подрезать, перестраиваться без поворотников, значительно превышать скорость), но когда на перекрестке ломается светофор, затора не будет: все выстраиваются в очередь и, пропуская друг друга, проезжают. Самоорганизация!
– Первый город, куда мы поехали в путешествие, был Сан-Антонио. Я стажировался в нем 23 года назад, и мечтал вернуться в него вновь, показать жене и детям. И я совершенно не узнал Сан-Антонио. Нет, окраины почти такие же, но центр, развязки, магазины – все совсем другое! Многое изменилось, но люди в этом городе остались такими же приветливыми и гостеприимными, как и прежде. Убедился лично.
– Полиция – пока видится, как некий оплот справедливости. Выписали штраф за некорректную парковку во время соревнований – вложил в конверт чек вместе с извинениями и объяснением, почему так получилось. В итоге: вернули чек и попросили быть впредь внимательнее.
В целом, плюсов за год, надо признаться, увидел больше, чем минусов. Причем, минусы, думается, связаны с разницей в нашем с американцами менталитете, привычками, вкусами. Но это дело, как говорится, поправимое и вроде «лечится» с годами, первый из которых минул…
Денис Вишня