ФОТОНАВОДНЕНИЕ

Варвара Винокурова

Вода, вода, кругом вода…

Раз в два года, по весне, когда деревья цветут лиловым и белым, Хьюстон, город яппи и нефтяных магнатов,превращается ровно на месяц в культурный эпицентр, эдакий Нью-Йоркский Сохо, куда со всех сторон стекаются художники и критики. И так уже на протяжении двадцати лет, с того момента, как супруги Frederick Baldwin и Wendy Watriss,оба – профессиональные фотографы, осев в 1980 году в Хьюстоне, задумали идею фотофеста – явления грандиозного по своему размаху.

Изначально идея фотофеста была не в том, чтобы продемонстрировать жителям Хьюстона фотографии великих мастеров, а в том, чтобы открыть новые имена, познакомить с неизвестными доселе фотографами, организовав серию выставок, на которых люди могли бы увидеть что-то совершенно новое. Так до сих пор и ведется. Из раза в раз меняются лишь имена фотографов и темы фестивалей. Нынешний Фотофест 2004 посвящен воде.

Нетрудно поверить в статистику Центра экономики и социального права, свидетельствующую о том, что ежегодно американцы расходуют больше воды, чем все другие страны мира, включая Индию и Китай, взятые вместе. Есть прогнозы, что через двадцать лет такие города,как Денвер,Солт-Лейк-Сити, Лас-Вегас и в том числе и Хьюстон начнут серьезно ощущать нехватку воды.Организаторы фотофеста, Фредерик и Венди, будучи в прошлом фотожурналистами, по-прежнему интересуются социальными темами. И к такой жизненно необходимой субстанции как вода они отнеслись с полной серьезностью и ответственностью.

На десяти киноплощадках показывают документальные, научные, экспериментальные, авангардные и художественные фильмы, в которых с разных ракурсов и с разных точек зрения показана вода со всеми вытекающими из нее последствиями. 1 апреля в Rice University начался четырехдневный форум, на котором ученые, архитекторы, политики, философы и художники обсуждают современные мировые проблемы, связанные с водой, и пытаются спрогнозировать ситуацию в будущем.

Но основной и монументальной частью фестиваля остается фотографическая.”Водяных” выставок на этом фотофесте 29, остальные 126 – независимо примкнувшие, к воде не имеют никакого отношения.

По большей части фотоизображения воды несут исключительно эстетическую функцию. Сложно уловить социальный подтекст в огромных черно-белых полотнищах с видами океана, напечатанных на рисовой бумаге, художницы из Кореи JungJin Lee(главный офис фотофеста на Vine street, 1113) или в не менее грандиозных по размеру абстрактных фотограммах воды англичанки Susan Derges, которая создает свои картины весьма хитроумным способом: вода является не только объектом съемки, но в первую очередь инструментом, с помощью которого и рождаются ее фотографии. Susan кладет в речную воду светочувствительную бумагу и экспонирует ее, используя вспышку и лунный свет. Техника, несомненно, уникальна, но сами фотографии, вывешенные в только что открывшейся галерее New World Museum (5230 Center Street), могут оставить многих равнодушными, если не вдаваться в подробности их появления из-под воды на свет.

Куда интереснее и злободневнее выглядит концептуальная инсталляция, выставленная в одном из зданий на перекрестке Main и Commerce street, на берегу полумертвой мутной речушки, огибающей даунтаун. Еще полгода назад этот дом стоял заколоченный, с табличкой “No trespassing”, а вокруг мирно щипали травку стада бесхозных гусей. К 12 марта табличку сняли, двери открыли, в дом набился люд, и попивая Budweiser, внимательно наблюдал, как под тихий шелест полиэтилена, которым затянуты незастекленные окна, под звуки трагической какофонии бьются в предсмертных судорогах пластиковые рыбы в полувысохших лужицах воды, среди кучи мусора. Мусор этот был собран специально для инсталляции французско-ирландского художника Malachi Farrella. Бригада помощников прочесала берега речки и нашла массу полезного материала: поломанный зонтик, дырявый башмак, использованную зажигалку и всякую всячину, из которой после Malachi сотворил свою нетленку под названием “Fish Flag Mourant”.

Русские в городе

Чтобы успеть за месяц обойти все выставки, нужно быть человеком без определенного места работы, свободным художником или пенсионером, иначе не увидишь и половины. Центр Хьюстона весь усеян указателями – зебрами с черно-желтой надписью FotoFest, а в любом музее, в любой галерее можно раздобыть карту и календарь событий фестиваля. До 12 апреля в городе открыто 155 выставок. При этом часть галерей работает только в будние дни, а большинство закрыто по воскресеньям. Однако, если задаться целью успеть посмотреть как можно больше, можно получить довольно полное представление о том, что творится в современном мировом и, в частности, американском фотоискусстве, тем более, что творится, действительно, много интересного и разнообразного по форме и содержанию.

В Музее Холокоста – выставка врача-психолога Карла Кенига, отснявшего в 90-х годах то, что осталось от десяти нацистских концлагерей в Германии, Польше и Бельгии. Напечатанные на акварельной бумаге, с добавлением масляной краски, фотографии Кенига врезаются в память надолго.

В Houston Center for Photography фотограф из Хьюстона Gay Block демонстрирует фотобиографию своей матери, которую она снимала на протяжении 30 лет. Здесь пахнет Фрейдом и скандалом, но выставка – монументальна, это факт.

В числе прочего можно мимоходом увидеть работы почти классиков американской фотографии. К примеру, в Mcmurtrey Gallery (3508 Lake St.) выставлен Keith Carter, по чьим альбомам учится фотографировать немало студентов.

Но в первую очередь, как любое биеннале, хьюстонский фотофестиваль – явление интернациональное. В 1988 году, в ту пору, когда мировым господством в фотографии владел Запад, организаторы фотофеста привезли в Хьюстон большую выставку работ из Японии. Одним из грандиозных событий прошлого фотофеста 2002 была выставка русского пиктореализма,очем писали все издания, от “The New York Times” до “The Washington Post”. Впервые за восемьдесят лет из России было привезено около полутора сотен фотографий конца 19 – начала 20 века. В этот раз русская фотография представлена скромно, всего двумя именами, но имена эти для людей посвященных звучат гордо: Андрей Чежин и Алексей Титаренко.Рожденные в шестидесятых,родом из Санкт-Петербурга,оба они привезли на фотофест фотографии Питера 90-х годов.Чежин – серию работ “Невская Купель”,Титаренко – серию “Город теней”. Обе выставки висят в главном офисе фотофеста на Vine street 1113, на втором этаже,друг напротив друга.

Налево посмотришь – Питер Чежина, утопающий в воде,направо – серые бесплотные призраки людей Титаренко сквозь дождь и снег скользят по Невскому проспекту.Чежинские атланты,по шею утопленные в волнах Невы,молчаливо взирают на противоположную стену, где в сумрачном водовороте толпы теней, на тротуаре, в белом платочке одиноко сидит сгорбленная старушка. Прохаживающие между ними американцы восторженно ахают,русские люди застывают в столбняке и беззвучно плачут, одолеваемые внезапным приступом ностальгии, восхищенные образами Северной Пальмиры этих двух фотографов,столь разными,но одинаково мощными.Питер Титаренко – мистичен,поэтичен и, одновременно, именно таков, какой он есть,словно художнику удалось поймать на пленку душу города.Чежин, увлекающийся единожды найденным приемом, более формалистичен.Кстати, еще одну выставку его работ “Кнопки и модернизм” можно увидеть в Anya Tish Gallery (1740 Sunset).

На открытиях выставок все фотографы присутствовали самолично. Попивая шампанское,общались с коллегами и народом. И как для обычных зрителей,так и для фотографов-профессионалов возможность подобного общения – великая радость.Нечасто удается лично пообщаться с художником, за чьим творчеством следишь, задать ему интересующие вопросы. И если бы не фотофест, еще бы долго не пришлось.