СОБИРАЯСЬ В ОТПУСК: РЕПЕТИЦИЯ ЖИЗНИ В РАЮ

Людмила Штерн

«Бананы ел, пил кофе на МартИнике,
Курил в Стамбуле злые табаки,
В Каире я жевал, братишки, финики . . .
Они вдали от Родины горьки».

Так объясняли нам про заграницу советские поэты Дыховичный и Слободской.

Когда в школе, на уроках географии, мы изучали, вернее, проходили Американский континент, то между Северной и Южной Америкой мельком, вскользь, упоминались Вест- Индия и Антильские острова. Наша учительница географии, набитая коммунистической идеологией дама, посвещала Антильским островам минут шесть, отмечая нищету местного населения, его эксплуатацию колониальными захватчиками, чудовищную жару и бесконечные тропические ливни.

Зимой в Петербурге дни короткие, в половине пятого темно, как ночью. И в такие вот мрачные, ненастные дни, рассматривая на карте мира цепочку островов, расположенную между Флоридой, полуостровом Юкатан и Венесуэлой, я горько вздыхала, понимая, что никогда и ни при каких обстоятельствах не увижу своими глазами Антильские острова. Но судьба решила иначе. . .

Впервые мы прилетели на Мартиник в 1983 году. Тогда в Бостоне существовала светлой памяти туристическая организация «Интернашионал уикендз», отправлявшая народ на райские острова по немыслимо дешёвым ценам – наша двухнедельная поездка на двоих, включая самолёт и отель первого класса под драматическим названием Чёрный Бриллиант, стоила 1000 тогдашних долларов. Естественно, что эта синекура продолжаться долго не могла. «Интернашионал уикендз» обанкротился и приказал долго жить. Но остров Мартиник, к счастью, остался.

В XIX веке он был самой процветающей французской колонией в мире. Недаром, его называли «маленьким Парижем Вест Индии». Его богатство связано с разведением сахарного тростника, кофе и какао, производством ценной краски индиго и знаменитого рома.

Мартиник – остров маленький, 21 миля в ширину и 50 миль в длину и имеет форму арахисового ореха. Берега его изрезаны бухтами и украшены ожерельем коралловых рифов. Весь остров гористый, большая часть его покрыта непроходимыми джунглями, прорезанными речками и ручьями, отчего там никогда не бывает слишком жарко.

На северной оконечности острова высится вулкан Монте Пелей почти полтора километра высотой. Второй вулкан, поменьше – Питон ди Карбе. Сегодня Монте Пелей выглядит вполне мирным, но с ним связана одна из самых трагических страниц в истории острова. Ранним утром 8 мая 1902 года он тоже казался жителям вполне мирным. Не пыхтел, не дымился, не разверзал постепенно своё жерло. Словно затаился. Извержение произошло внезапно. Раскалённая лава адским языком покрыла столицу и главный порт острова Сент Пьер, и обрекла его жителей на страшную мучительную смерть. Погибли все тридцать тысяч его жителей. Остался в живых только один человек – сидящий в тюрьме заключенный. Его спасли толстые крепостные стены тюрьмы.

Сегодня Сент Пьер представляет собой сонный, тихий посёлок. После землетрясения столица острова Мартиник была перенесена в Форт-де-Франс. Его называют карибским Новым Орлеаном. И действительно, между ними есть нечто общее. Город стоит на воде, элегантные виллы бело-розового, персикового и фисташкового цвета с резными балконами нависают над морем, напоминая ново-орлеанский французский квартал или даже Французскую Ривьеру. В центре города – статуя Жозефины, первой жены Наполеона, который называл её «моя маленькая креолка».

Её судьба заслуживает отдельного рассказа. Жозефина родилась в 1763 году на острове Мартиник, где служил её отец. Когда ей исполнилось 16 лет, она вышла замуж за графа Александра Богарне. Он пал жертвой революционного террора, и ей грозила та же участь, но её спас переворот 9-го Термидора. В 1796 году она встретила малоизвестного тогда генерала Бонапарта и вышла за него замуж. Она признавалась в письмах к друзьям, что не любит мужа и не понимает, что толкнуло её на этот брак. Наполеон же был страстно влюблён в неё, но через три года из-за её холодности и равнодушия окружил себя любовницами и стал думать о разводе. А Жозефина, напротив, всё больше привязывалась к нему и страдала от его многочисленных связей. Кроме того, она не одобряла его честолюбивых планов, а его раздражала её расточительность и жажда роскоши. Их брак был бездетным, сопровождался бурными сценами и ссорами, и в 1809 году они всё же разошлись. После поражения Наполеона в 1814 году Александр I отнёсся к ней предупредительно и с большим уважением, но не позволил ей сопровождать Наполеона на остров Эльбу. В этом же 1814 году она и умерла в возрасте 51 года. Поскольку Жозефина была нераскаявшейся рабовладелицей, современные либералы снесли ее памятнику голову; сам памятник пока стоит.

А в нескольких кварталах от этого исторического места царит яркая, весёлая и суетливая сегодняшняя жизнь – открытый мартиникский рынок под огромной железной крышей. Доминирующими звуками на базаре является куриное кудахтанье. Куры экспонируются в клетках и продаются живые. Тут же на базаре вы можете попробовать очень вкусное блюдо – «пулэ коломбо» – курицу, тушеную в кари с гарниром из бананов и тыквы, и чашкой риса.

Южная оконечность острова Мартиник настолько отличается от северной части, будто вы попали на другой остров. Никаких вулканов, никаких джунглей. Голые холмы, среди широких, кажущихся бескрайными, полей сахарного тростника. Береговая линия представляет собой цепь сменяющих друг друга пляжей, чаще песчаных, но иногда каменистых, пустынных и диких.

Особого внимания заслуживает мартиникская кухня. Какие же креольские блюда наиболее популярны? Фаршированные крабы и лангусты, печёные морские звёзды, самые невероятные моллюски под бешамелью, из рыб – дорада под красным острым соусом, или кремом из взбитых зелёных бананов, на десерт – благоухающие муссы из тропических фруктов с ромом. И, разумеется, экзотические коктейли с непременным участием рома. На Мартинике производится 15 сортов рома, один лучше другого. Выпив две-три рюмки, вы становитесь весёлым, добродушным, компанейским человеком. Не падаете с ног и не страдаете на следующее утро от головной боли.

Заканчивая путешествие по острову Мартиник, я хочу сказать вот что. Те любопытные, которым не терпится узнать заранее, как им будет житься в раю, должны слетать на Мартиник на генеральную репетицию.