ТЕАТР И ДЕТИ

Владимир Штерн

«Любите ли вы театр?» – помните этот монолог из «Старшей сестры» в исполнении Татьяны Дорониной? Благодаря спектаклю «Кошкин дом», поставленному русским детским театром Хьюстона «Радость», театр полюбили не только пятнадцать его юных актёров, но и многие их ровесники-зрители. И это замечательно. Первый спектакль только что созданного театра, как золотой ключик из «Буратино», открывает детям волшебную страну. Потому что, перефразируя известный романс, «театр – волшебная страна, и только в ней бывает счастье».

В эту страну сказки нас увлекают ведущая Алёна Малясова (9 лет) и её помощница Даша Поминова (7 лет). Они выходят плавной походкой в красочных нарядах – сарафанах и кокошниках – настоящие русские девицы-красавицы. Алёна выразительно и певуче ведёт рассказ, сопровождая его скупыми и красивыми жестами. В её движениях чувствуется «рука» хореографа Наташи Прусаковой. Танцы, поставленные Наташей, – одна из самых больших удач спектакля. Они делают вечеринку у Кошки задорным и увлекательным зрелищем. Видел, как некоторые маленькие зрители (одна из них – Наташа, внучка Светы Франк) «подтанцовывали» в своем кресле в такт тому, что происходило на сцене.

Размахивая метлой, появляется один из главных героев – кот Василий (Настя Вайнер, 9 лет). Настю, часто бывавшую с родителями на встречах «взрослого» любительского театра, захватил его мир, и она теребила маму: «Когда снова репетиция?» Настина увлечённость сыграла немаловажную роль в том, что Люда Вайнер (художественный руководитель) взялась за поистине титанический труд создания «Радости». У Насти, судя по всему, есть задатки балерины. Любо-дорого смотреть, как она и Тася Вайнер (7 лет) отплясывают танец с зонтиками.

Но танец этот будет позже, а сейчас на сцену вкрадчивым кошачьим шагом выходит главная героиня сказки (Ребекка Марковская, 6 лет). Люда и режиссёр-постановщик спектакля Света Большакова поведали, как произошло чудо рождения маленькой актрисы. Ребекка долго была в «ступоре», ничего не получалось. Решили попробовать более взрослую девочку. Посмотрев её игру, Ребекка вдруг сказала: «А теперь посмотрите, как это сделает Кошка» … и сыграла замечательно! По сцене движется с кошачьей грацией и говорит плавно, как мяукает, уверенно проводит приём гостей, непринуждённо садится к роялю и ведёт вечеринку. Прима!

Среди гостей забавная пара – Коза (Николь Фишель, 11 лет) и Козёл (Серёжа Корякин, 9 лет). Козёл коренаст и нетороплив, а Коза выше на голову, подвижна и задириста. Интересно решены их костюмы: ни рогов, ни копыт, но салатные краски намекают на «огородные пристрастия» героев (художник по костюмам – Татьяна Бойко). Николь и Серёжа отлично сыгрались. Смешно и интересно было смотреть их игру в карты и семейную свару. Костюмы Петуха (Тася Вайнер) и Курочки (Регина Ангерова, 7 лет), напротив, несут птичьи черты: гребешок и яркий наряд Таси, очаровательные желтые шапочка и платье Регины. Обе девочки бойкие и шустрые, как и положено быть курам. Регина играет наседку-домоседку убедительно и с шармом. Видно, унаследовала артистические способности своих родителей.

Кстати, музыкальное оформление спектакля, сделанное Вадимом Ангеровым, заслуживает самых добрых слов. Умело подобранная музыка и яркие красивые декорации создают возвышенную атмосферу праздника-сказки. Очень удачным решением было поставить декорации на колёса. Их движение и замена в процессе спектакля стали органическими составляющими театрального действия.

Поразительно, что декорации, выполненные тремя разными людьми – Еленой Филипс, Златой Фишель и Настей Миронычевой, составляют единый ансамбль, будто созданный одним художником. Декораций немало: богато обставленная Кошкина гостиная, свинарник, курятник, козлиный огород и два дома котят – убогий старый и нарядный новый. Такое обилие (скажем прямо, необычное для только что родившегося любительского театра) ещё раз показывает, какой колоссальный труд был вложен взрослыми создателями театра. Но вернёмся к юным актерам.

Свинья (Катя Муравьёва) – вальяжная и неспешная дама в пышной юбке и с веером. Так и стоит в ушах её со вкусом сказанная реплика: «Не твоя, кума, печаль поросят моих качать». А как эффектно – кульбитом и шпагатом – Катя закончила канкан, который сплясала с Настей и Тасей Вайнер! Совершенно очаровательны Кошкины племянники. Их играют сёстры Даша и Тася Поминовы. Самой юной актрисе Тасе всего три года. Ей и говорить-то ничего не надо, одного вида её достаточно, чтобы выразить главную черту образа: как беззащитны и как нуждаются в заботе сиротки-котята. Ваня Огнев (8 лет) и Николка Лей (7 лет) лихо сыграли задир-петушков, отогнавших Кота и Кошку от курятника. Они же вместе с Антоном (9 лет) и Йонатаном Писковацковыми (5 лет) были поросятами и грачами-пожарными. То что по-русски ребята говорили с акцентом, совсем не портило впечатления, наоборот. Ведь замечательно, что в театре есть актёры из русско-американских семей, да и просто из американских, адаптировавших русских детей. Из них Марина (12 лет) пока почти не говорит по-русски, но участвует в массовках, поёт и, вообще, помогает, как может.

Поскольку это первый спектакль, то, само собой, у театра есть резерв для роста. Второй акт, например, был несколько вял. Дети, по-видимому, устали или череcчур отвлеклись во время перерыва и не смогли вновь настроиться. Отсюда потеря темпа и заминки в тексте. Всё действие идёт чуть больше сорока минут и поэтому, может быть, не надо было делить его на два акта.

Главное, что спектакль был большим и ярким праздником, который надолго запомнится и участникам, и зрителям. Он собрал в зрительном зале три поколения: детей, пап, мам, дедушек и бабушек, которые были единым целым. Старшие поколения активно участвовали и в подготовке юных актёров. Это не только обогатило внутрисемейное общение, но и внесло в него, так сказать, художественный элемент, что очень кстати. Театр – это игра, а игра – это любовь, не стеснённый прагматическими рамками полёт души и радость тела, праздник общения.

Паустовский заметил в «Золотой розе», что литература делает читателя многократно богаче, потому что, кроме своей жизни, он проживает и жизни героев книг. Театр делает для зрителей то же самое, а для актёров и гораздо больше, потому что они проживают жизни своих персонажей многократно и в воображении, и в действии.

Низкий поклон создателям «Радости» и прежде всего – Люде Вайнер и Светлане Большаковой. Да здравствует детский театр!