ФИЛЬМ С. МИРОШНИЧЕНКО СНОВА В ТЕХАСЕ
Незаметно мы приблизились к той поре, когда проходит техасский фестиваль документального кино «Образы России». Документальное кино не приносит огромных прибылей, такие кинопоказы не сулят полных залов, они рассчитаны на любителей. Рассчитаны на тех, кому небезразлична наша история, наши «повести временных лет». Поэтому для нас в Русском культурном центре так важно продолжать начатый 7 лет назад фестиваль российского документального кино в Техасе. Ведь фестивали сегодня – единственный шанс показать неформальное документальное кино, которого нет в прокате.
Для показа мы выбрали 3 великолепных, на наш взгляд, фильма. Один из них – долгожданный фильм Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР. 28-летние» – уникальный кинопроект, который снимается уже на протяжении 21 года, в своём роде культурная антропология на экране.
Документальный проект «Рождённые в СССР» начался с того, что в 1989 году в разных концах СССР были сняты сюжеты про двадцать 7- летних ребят, непохожих по воспитанию и социальному положению и живущих в разных городах и республиках.
Общим было то, что все герои были учениками советских школ, октябрятами и в их взглядах было много сходного. А ещё они родились в несуществующей теперь империи – СССР. В поисках героев и сюжетов для первой картины режиссёр Сергей Мирошниченко и продюсер Джемма Джапп проехали от Литвы до Киргизстана, побывали в Грузии, на Урале, в среднерусских деревнях и сибирских городах.
В школах, детских домах и типичных советских семьях кинематографисты провели тысячи встреч. «Мне важно было, чтобы ребенок, отвечая на вопрос, смотрел мне прямо в глаза и говорил осмысленно», – вспоминал Сергей Мирошниченко. Также по его словам, режиссёру хотелось включить в палитру фильма детей с разным материальным достатком – от наследников советской элиты до деревенских ребят.
Через 7 лет разница между героями стала ощутимой. Часть бывших советских мальчишек и девчонок стали иностранцами, хотя все равно они в свои 14 лет оставались единым поколением с кумачовым прошлым и тинейджерскими проблемами.
Проект был приобретен телеканалами 50 стран мира, а Сергей Мирошниченко был награждён высшими наградами британской и американской телеакадемий – BAFTA и «Эмми».
«Почему этот фильм оказался таким успешным? Почему мы получили Эмми? Да потому что люди видели, что несмотря на раскол, ужас, стрельбу и убийства, в обычном человеке всё равно живёт стремление к любви. И, конечно, я сделал пацифистское кино! Я не люблю войну, и я сделал картину о том, что жизнь человека – самая большая ценность», – сказал режиссёр фильма.
В 2007-м вышел третий фильм, в котором ребятам по 21 году. Здесь стало заметнее, что судьбы у героев настолько разные, что, кажется, они стали отличаться и по возрасту. Кто-то переехал на другую сторону земного шара, кто-то по-прежнему живет в том же доме, что и в детстве. Один арендует квартиру в окраинной московской пятиэтажке, другой занимает чердак посольства в Страсбурге. У кого-то по дороге на работу пальмы, а у кого-то – бюсты Ленина с отломанными головами. Съемки серии «21-летние» проходили в России, Литве, Грузии, Киргизстане, США, Израиле и Франции. «Третий фильм я делал о выборе пути. В 21 год человек задумывается о том, кем ему быть. И мы показываем, как молодые люди смотрят в будущее, и что они хотели бы сделать в жизни», – говорит Мирошниченко.
И вот, наконец – продолжение кинопроекта. «Только сейчас у меня появилась уверенность, что проект будет жить долго, что это не мое баловство – игра в режиссуру, а серьезное наблюдение за жизнью людей распавшейся империи», – говорит режиссёр фильма.
«К работе над «28-летними» я привлек целую группу молодых талантливых людей – поделился Сергей Мирошниченко, – режиссёров на площадке, звукооператоров, режиссёра монтажа и композитора. Их средний возраст тоже не больше 28 лет. Они искренне заинтересованы в этом проекте, им это близко как поколению. Думаю, что в дальнейшем они сумеют взять проект на свои плечи. Это то, о чём мечтал Андрей Тарковский – показать человеческую жизнь на всём её протяжении».
«Я думаю, что некое провидение водило нас от одного ребенка к другому. Сейчас, к 28 годам я точно знаю, что 19 из 20 живы. Одного я просто не могу найти (того, которого снимали 7-летним в Москве среди беженцев). Они оказались все жизнестойкими, несмотря на испытания. Есть статистика, что 20%, а то и больше к этому возрасту не выживают. А мои герои живы, слава богу! Когда ребятам было 7 лет, это были дети, и я к ним относился как к своим собственным: дарил конфеты и гладил по голове. Сейчас они взрослые, красивые люди – кокетливые женщины и сильные крепкие мужчины. Они выросли и стали называть меня Сергей, а не какой-то там «дядя Серёжа». У нас уже стало больше общего, чем 21 год назад».
Режиссёр рассказал, что его герои были намного откровеннее, чем он показал в фильме. «Некоторые вещи, которые они рассказывали мне, они просили пока не показывать, потому что это касалось их близких или друзей. Можно было cнять так называемое «реальное кино» и передать гиперреализм бытовой жизни. Но меня интересует история осмыслений жизни, а мысль и фактура вторичны. Иногда более суровый и более жёсткий материал я оставлял тем режиссёрам, которые будут монтировать фильм в будущем, когда нашим героям будет уже по 70 лет. Я надеюсь, что я выберу таких преемников, у которых совесть будет выше, чем режиссёрский эгоизм. Проект научил меня тому, что самоограничение вовсе не означает слабость фильма».
«Мои герои пережили в детстве, как минимум, две революции: гибель общества социальной справедливости во всем мире и техническую революцию, которая продвинула человека за последние 15 лет далеко вперед. Им было очень тяжело. Я бы, наверное, на их месте не справился с такими двумя мощными ударами. Поэтому я их очень уважаю и верю, что те, кто пройдут эти испытания, сумеют вернуть нас в какие-то разумные рамки. Я надеюсь, что все мои герои будут созидателями, что они будут избегать душевной пустоты, как говорила одна из героинь: «Избегайте пустоты. Наполняйте свой замок. И тогда любое зло отступит».
О каждом из героев было отснято примерно по 600 часов материала, из которых в фильм входит 11-12 минут. Отбирался материал долго и кропотливо. Фильм выстроен по определенной конструкции, которая похожа на спираль, где каждое кольцо – это смысловой блок, который переходит в следующий эпизод, и так на протяжении всей картины.
Сергей Мирошниченко рассказывал, что в связи с фильмом ему приходит много писем от студентов из США. Хочется верить, в этом есть заслуга и нашего фестиваля, так как Сергей Мирошниченко и его дочь Мария Миро были гостями нашего фестиваля в 2008 году. Они объехали тогда несколько университетов Техаса, встречались со зрителями в разных городах нашего штата. Мы показывали фильм и старшеклассникам в нескольких школах Хьюстона. Многие зрители запомнили эти показы и интереснейшие беседы с режиссерами.
На этот раз фильм «Рожденные в СССР. 28-летние» будет показан 23 октября в далласском университете SMU, 24 октября – в университете A&M (Колледж-Стэйшн) и 26 октября – в Русском культурном центре «Наш Техас». Представлять новый фильм будет Мария Миро, принимавшая участие в съемках как этого, так и предыдущего фильмов. После показа Мария ответит на вопросы зрителей.
Следите за рекламой в нашей газете.